Ю. В. Зломанов, как и раньше, а в сборнике №31 уже печатался его рассказ о путешествиях по Рыбинке, ходит на «Меве» исключительно в одиночку, что в принципе не поощряется нашими местными туристскими советами.
Супружеский экипаж — В. И. Байбаков и Г. И. Чегодаева — тоже, как видим, «компании не признает». О вкусах, как говорится, не спорят, но в первый поход и сразу на Онежское озеро идти одним экипажем было излишне рискованно. Многие их действия во время этого похода свидетельствуют о малоопытности «мореходов», — они достаточно самокритично рассказывают об этом. Плохо была подготовлена и сама лодка. А вот оценивая их несколько легкомысленное отношение к лихим выходам в Черное море в «нормальную» — с их точки зрения штормовую погоду или путешествию по Азову, стоит иметь в виду, что к этому времени экипаж приобрел немалый опыт. Достаточно сказать, что В. И. Байбаков и Г. И. Чегодаева — непременные участники всех последних соревнований на «Мевах». И их результаты сами говорят за себя. В 1975 г. они были победителями Весенней регаты в Москве — сильнейшими среди 16 экипажей, а всего за минувший сезон (считая, как принято, две лучшие гонки из трех) выиграли две гонки, один раз были вторыми и один — четвертыми.
После плаваний по Рыбинскому водохранилищу, о которых рассказывалось в сборнике №31 (1971 г.), на той же «Меве», приобретенной в 1966 г., было совершено еще несколько походов. Особенно запомнилось мне путешествие в одиночку по маршруту Медвежьегорск — Кижи — Петрозаводск.
Хотя готовился я к нему давно, никаких значительных изменений в оборудование лодки, кроме описанных в №31, внесено не было, за исключением, пожалуй, того, что я сшил маленький (2 м2) штормовой трисель из крепкого парашютного шелка (применяю его крайне редко), сменил ткань на тент-каютке (теперь она из серебристой перкали), да заменил ванты более прочными. Как и раньше, ванты стоят без всяких талрепов, о которых многие владельцы «Мев» почему-то мечтают. По моему мнению, талрепы совершенно не нужны, так как конструкция лодки довольно эластична и натяжение вант осуществляется набивкой штага; на острых курсах штаг еще больше натягивается благодаря тяге гика-шкота.
Помню, что забыл дома латы. В Медвежьегорске купил большие линейки, аккуратно распилил их вдоль, и новые латы были готовы. Выяснилось, что такие деревянные латы, и в первую очередь верхняя — сквозная, работают много лучше, чем штатные из пластмассы.
При нормальном дифференте коробка руля на моей лодке лишь чуть касается воды. Многие жалуются на то, что она тащит за собой воду. Конечно, на «Меве» трудно выдержать основное правило, по которому нос лодки не должен зарываться, а корма не должна тащить воду, особенно при большой загрузке, но кое-что все-таки можно сделать.
Вот основные положения, которых я стараюсь придерживаться:
- никогда не беру с собой ничего лишнего (никаких дополнительных палаток, продовольствия «на весь поход», подвесного мотора и т. д.);
- не боюсь загружать нос лодки (конечно, не чрезмерно), даже если немного теряю в скорости при лавировке; сделав носовой тент-каютку; (см. сборник №31), даже при большой волне имею сухой кокпит;
- стараюсь как можно реже сидеть непосредственно у руля — в корчме; сижу на борту или сланях ближе к миделю, это менее удобно (с непривычки), но «Мева» идет лучше;
- на курсе фордевинд сижу, где захочется — отдыхаю; в скорости теряю немного, а видеть могу гораздо больше.
Главная заповедь: не забывай следить за парусами — ветер никогда не дует строго в одном направлении! Оверкиль, например — при непроизвольном повороте фордевинд, может стать концом похода: для «Мевы» он опасен.
В свое время нам случайно удалось сиять 10-минутный фильм: на наших глазах два довольно опытных парусника из-за небольшой небрежности опрокинулись при шквале. «Мева» была не загружена, они сумели поставить ее на ровный киль, но откачать воду на волне оказалось совершенно невозможно; так и добирались они до берега вплавь, держась за борта. Мы частенько «прокручиваем» фильм и для себя и для гостей как наглядный урок того, что в обращении с «Мевой» надо быть внимательным и осторожным (особенно людям пожилым и малоподвижным).
Можно сделать и еще один вывод: надувные борта — хорошо, но если есть хоть какая-то возможность, запас плавучести стоит увеличить, закрепляя воздушные емкости или применяя пенопласт.
Если вы собираетесь плавать в одиночку или с малоопытным экипажем, надо подумать об удобстве управления швертботом. Во время упомянутого плавания по Онеге большую часть перехода от Святухи до п-ова Климецкого я шел одним галсом 7-километровой скоростью, проверяя простейшее «подруливающее устройство» — резиновый жгут от эспандера, натянутый между бортами, слегка прижимающий румпель и тем самым удерживающий перо руля от случайного поворота. Остается и возможность в любую секунду вмешаться в управление — удлинитель румпеля проходит выше и всегда под рукой. При правильной центровке лодки усилия резинового жгута вполне достаточно, чтобы вернуть ее на курс при незначительном отклонении в сторону под действием, например, случайной волны. Затем я часто пользовался «услугами» этого устройства: при ветре до 3 баллов даже на лавировке я порой на 15—20 минут оставлял руль и лишь откренивал швертбот.
Залив Большое Онего я пересекал при ветре SSW 4—5 баллов, зарифив грот. С топенантом — советую его завести — это очень удобно: гик всегда сохраняет рабочее положение; гораздо легче сохранить правильный профиль паруса, притягивая его риф-сезнями к гику, чем накручивая его на гик.
Есть у топенанта и еще одно назначение — поддерживать гик, когда он работает как конек палатки. Фирменное раскрепление палатки, когда нок гика устанавливается на двух рейках-стойках, которые лишь поддерживают его снизу, не выдерживает критики. Стоит чуть задеть гик, он падает, увлекая за собой и палатку, Я поставил в корме поперек лодки стальной тросик с тремя карабинами. В походном положении тросик спокойно лежит под фартуком ахтерпика. Нужно поставить палатку — я защелкиваю средний карабин за планку на ноке гика, выбираю слабину топенанта. Просто, быстро и надежно!
Многие жалуются на то, что оболочка «Мевы» быстро начинает подгнивать. Советую распороть облицовку кромки, которая удерживается в ликпазе фальшборта, и выбросить зашитый там пеньковый тросик. Этот тросик не просыхает даже за зиму, гниет, а с ним портится и часть оболочки. Подберите две тонкие медные трубки, а кромку оболочки подогните и прошейте так, чтобы эти трубки можно было вставлять при сборке лодки.
О том, что совершенно необходимо переделать узел заделки штага, я уже писал. Добавлю, что тем, кто плавает или собирается плавать на «Меве» в свежую погоду, необходимо подкрепить и узлы крепления вант.
Штатный вант-путенс — это узкая коробчатая деталька, приклепанная к фанерной пластине, которая привернута четырьмя шурупами к бортовой ферме. Даже на первый взгляд это крепление не кажется надежным! Усилить его можно, передав часть нагрузки непосредственно на фальшборт (многослойная фанера толщиной 15 мм, часто поставленные крепежные болты). Для этого я наложил на вант-путенс и приклепал к нему усиливающую деталь (см. эскиз), которая своим верхом упирается в нижнюю кромку фальшборта. Расстояние между центром верхнего отверстия и верхней плоскостью этой детали выбрано таким, чтобы переложить часть нагрузки на фальшборт уже при сборке лодки.
Своей «Мевой» я доволен. Чем больше на ней плаваю, тем больше она мне нравится. На Онежском озере я установил «рекорд» — прошел за 4 часа около 45 км; это, пожалуй, мой самый удачный переход за все эти годы!