28 июня прошлого года в 14.55 по Гринвичскому времени со стенки спортивной гавани в Плимуте были отданы швартовы 16,5-метровой стаксельной шхуны «Спирит оф Пентакс». На палубе яхты концы принял капитан, он же составил и весь экипаж. Так Поль Роджерс — 35-летний врач-косметолог из Лондона начал свой необычный рейс — безостановочное кругосветное путешествие, которое должно было продлиться не менее 15 месяцев.
За это время яхтсмен рассчитывал установить сразу несколько рекордов. Во-первых, совершить в одиночку два витка вокруг земли — впервые в истории парусного спорта. Во-вторых, пройти наибольшее число миль под парусами. В-третьих, стать яхтсменом-одиночкой, который проведет в океане наибольшее число дней. Кроме того, успешно путешествуя, можно побить и другие рекорды, уже зафиксированные спортивной прессой, например, завершить кругосветный переход под парусами в самое короткое время.
Имя Поля Роджерса, в отличие от многих других претендентов на покорение океана, известно в парусном мире. Это достаточно опытный моряк, совершивший немало одиночных океанских плаваний и стартовавший среди «яхтсменов голубой воды» в наиболее престижных гонках. На его счету одиночное плавание без захода в порт из Англии на Канарские острова и обратно (1977 г.); гонка вокруг Англии на яхте с экипажем в два человека (1978 г.); гонка из Плимута на Азорские острова и обратно (АЗАБ-79), в которой яхтсмен получил приз за лучший результат среди яхтсменов-одиночек; трансатлантическая гонка «ОСТАР-80». Правда, в последнем соревновании Роджерсу не повезло: в Ньюпорт ему пришлось добираться с пробоиной в обшивке яхты, сделанной китом. В 1979 г. Роджерс был одним из немногих капитанов яхт длиной менее 40 футов, которые выстояли в штормовой Фастнетской гонке, омраченной гибелью нескольких яхт и 15 яхтсменов... Кроме того, было множество одиночных — квалификационных плаваний, без совершения которых яхтсмена не допустили бы ни на одну из перечисленных гонок.
Яхта «Спирит оф Пентакс» спроектирована и построена капитаном Майклом Ланхэмом. Это судно прошло испытания во многих океанских гонках, включая «Пармелия Рейс» (Плимут — Перт, что на западном побережье Австралии) «Сидней — Хобарт» (Австралия — о-в Тасмания). Судно зарекомендовало себя как достаточно мореходное, надежное в любых условиях и обладающее неплохими ходовыми качествами.
Вместе с товарищами по клубу и при поддержке фирмы «Пентакс», поставляющей на мировой рынок фотоаппаратуру и взявшей на себя основные расходы по организации перехода, Роджерс тщательно готовил яхту к беспримерному рейсу. В апреле 19В1 г. вдова сэра Фрэнсиса Чичестера в торжественной обстановке разбила традиционную бутылку шампанского и нарекла яхту новым именем — «Спирит оф Пентакс» («Дух Пентакса»).
Подготовка к рейсу заняла намного больше времени, чем планировал Роджерс, поэтому старт состоялся на две недели позже предусмотренного. Выйдя из Английского канала «Спирит оф Пентакс» взял курс на юг через Бискайский залив. Все неприятности, которые отважному яхтсмену пришлось здесь пережить, оказались мелочью по сравнению с тем, что ему преподнес Индийский океан!
Миновав Канарские и Азорские острова, Роджерс в августе вышел в Индийский океан, рассчитывая в октябре быть в проливе Кука между Северным и Южным островами Новой Зеландии. Здесь, у берегов своей родины, Поль намеревался пополнить запасы продуктов питания и питьевой воды, приняв их с борта обеспечивающего судна. Затем яхта должна была продолжить свой бег с попутными ветрами на восток и достичь мыса Горн, где путешественник планировал отметить свой очередной день рождения.
Далее, в отличие от традиционного пути парусных кораблей прошлого, поворачивающих после мыса к северу, яхтсмен предполагал пойти по кратчайшему пути к мысу Доброй Надежды, чтобы во второй раз войти в «ревущие сороковые». В конце марта 1982 г. Роджерс рассчитывал прибыть к берегам Тасмании, где должна была состояться новая встреча с судном. Не позднее июня — пока зимние ветра и течения не подвинули антарктические льды к южно-американскому материку — Роджерсу предстояло во второй раз обогнуть мыс Горн.
После очередного рандеву с судном на Азорских островах отважный яхтсмен предполагал направиться в Плимут — откуда и началось его путешествие.
Казалось, все было учтено, но океан, покрывающий большую часть планеты, до сих пор остается необузданной стихией, нередко заставляющей современного человека, вооруженного компьютерами и синтетическими парусами, отступать... Выйдя в октябре прошлого года в Индийский океан, Роджерс встретил на редкость огромные волны и свирепые ветра. И вот итоги «встречи»: фок-мачта оказалась за бортом, самому же яхтсмену сломало ребро. Перед этим вышла из строя основная радиостанция «Спирит оф Пентакс», и Роджерс на несколько недель лишился регулярной связи с берегом. В сложившейся ситуации Поль был вынужден продолжить курс аварийной яхты на Фримантл — порт на западном побережье Австралии.
Через два месяца, когда трещина в ребре уже едва обозначалась на рентгеновских снимках, а яхта была заново оснащена, Роджерс вновь вышел в океан, держа курс на гавань Отаго в Новой Зеландии, где его уже дожидалось судно с запасами для продолжения рейса. Оттуда — путь к мысу Горн и вновь в Южную Атлантику до пересечения с ранее проложенным курсом до мыса Доброй Надежды, где заново начнется отсчет дней и ночей безостановочного и двукратного кругосветного вояжа «Спирит оф Пентакс». Обязательно два оборота, иначе все предприятие теряет смысл! А это значит, что Поль Роджерс сможет вновь ступить на бренную землю не раньше апреля 19ВЗ г. Если, конечно, ничего не случится, как говорят бывалые моряки.