Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Истории
  • История флота
  • 1982 год
  • Доисторические долбленые челны
Подкатегории раздела
Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Челн с бумажно-тканевой обшивкой
Долбленая двухкорпусная лодка катамаран дубень
Новый яхт-клуб «КамАЗ» в Набережных Челнах
Легкая гребная лодка ветка-долбленка
Катамаран из долбленой осины


Доисторические долбленые челны

Год: 1982. Номер журнала «Катера и Яхты»: 99
          1


Весной 1954 г., после спада воды на Дону, работники путевого хозяйства пароходства обнаружили около села Щучье выступающий из берегового обрыва конец почерневшего от времени деревянного челна. Археологи произвели раскопки, выяснилось, что челн общей длиной 7,55 м разрушен; хорошо сохранилась лишь кормовая его часть длиной чуть менее 2 м.

Любопытно, что пока ученые собирались в дорогу, чтобы изучать находку, местные жители чуть было не приспособили остатки древнего челна в качестве корыта. Оказалось, что подобный же челн, найденный в 1911 г. в 4 км выше по течению, был ими распилен.

Археологи предполагают, что найденному челну 4500—5000 лет. Судя по всему, он еще не был закончен постройкой: на днище осталась кора, носовая площадка недостаточно углублена. Выдолблен он из целого дубового ствола, имеющего возраст около 400—450 лет. Носовая оконечность несколько уже кормовой (комлевой части ствола). Высота борта — 0,76 м, ширина наибольшая — 0,72 м.

Информация об изображенииРеконструкция Ладожского челна
Реконструкция Ладожского челна
 
Корма привлекает особое внимание совершенно необычной формой: она закруглена, а главное — имеет сквозные овальные проемы (клюзы) от ровной площадки — «палубы» (длиной 0,71 м) к бортам; размеры отверстий в свету около 160X60 мм. Отверстия эти, очевидно, разделывались каким-то скребком вдоль волокон; при выходе скребка и получились столь широкие раструбы по длине челна. Каково же назначение этих отверстий? Археологи считают их (они называют эти клюзы «ушами») приспособлением для крепления «буксирного каната» при перетаскивании через волоки или отмели. Могли быть они и ручками для переноски: поднять такой челн, весом примерно 1700 кг, было непросто: требовалось, очевидно, человек сорок! Другое мнение, что это — деталь «якорного устройства»: в наклонные отверстия мог проходить шест, который, будучи упертым в грунт, удерживал челн на месте. Наконец, не исключено, что эти шесты (по два в носу и корме) служили тормозами при спуске по быстрым рекам.

Перегородок, обеспечивающих поперечную жесткость корпуса, на этом челне нет; вместо банок в борта были врезаны концами сдвоенные «бимсы» — коротыши диаметром около 70 мм на расстоянии 200 мм один от другого. Вероятно, коротыши накрывались шкурами — получались удобные мягкие сиденья.


Находка двух челнов (в 1911 и 1954 гг.) на небольшом участке берега одной реки свидетельствует, что в свое время редкостью такие лодки не были. Однако дошедший до нас древний челн — это редчайшая удача для ученых. Известно, что за последние сто с небольшим лет в Европе найдено лишь немногим более 60 челнов, относящихся к каменному веку и сохранившихся в основном благодаря консервирующим свойствам древесины дуба.

На территории нашей страны хорошо изучено около десятка долбленых челнов. Интересующиеся этой первой страницей истории судостроения могут осмотреть их, посетив, например, Центр, военно-морской музей и Эрмитаж в Ленинграде, Исторический музей в Москве, Рижский музей крестьянского быта, Институт арх. АН УССР, Житомирский и Рязанский краеведческие музеи, кафедру исторической геологии ЛГУ. В таблице представлены основные сведения о некоторых из этих челнов.


Информация об изображенииОбмер челна с клюзами, найденного в 1954 г. на Дону
Обмер челна с клюзами, найденного в 1954 г. на Дону
 
Первым по времени обнаружения идет челн, известный в литературе под названием Ладожского. В 1878 г. во время рытья обводного канала вдоль южного берега Ладожского озера, вблизи дер. Коровкино наткнулись на остаток — оконечность примитивного 3,6-метрового дубового челна. Подробности находки были описаны проф. А. А. Иностранцевым в книге, вышедшей в 1882 г. в Петербурге. Возраст этой лодки ученые оценивают цифрой 5000 лет, но нельзя не отметить, что при использовании различных методов датировки колебания получаются очень большими: в данном случае от 2100 до 9300 лет. Это — типичный «одноместный» челн. Длина его определялась ростом человека: он должен был сидеть в удобном положении, упираясь ногами и спиной в «перегородки» (вставные на западных и цельные, оставляемые при выдалбливании, на северо-восточных европейских челнах). Однако в числе находок мы видим и 8-метровые лодки, грузоподъемность которых никак не менее 1,7 т. При прокладке тех же новоладожских каналов обнаруживались стволы дубов, имеющие очень большие размеры: не редкостью оказывался диаметр 1,6 м! Наконец, интересную информацию дает изучение петроглифов — рисунков первобытных людей на скалистых берегах Онежского озера и Белого моря. Около 500 карельских петроглифов содержат изображения различных лодок, причем на некоторых из них число нарисованных гребцов доходит до 20—24. Все это дает основание предположить, что крупные и высокобортные челны общественного пользования имели длину до 12—13 м и грузоподъемность до 2,5 т.

Известный русский путешественник XVIII в. С. Крашенинников, рассказывая о камчадалах, отмечал, что «они долбили ладьи с таким трудом и продолжением времени, что лодку три года надлежало им делать».


Самые древние из сохранившихся и изученных челнов выдолблены при помощи примитивных каменных и костяных орудий (рубил, долот и скребков), а более поздние — простейшими металлическими (медными) инструментами. Их также можно осмотреть в музеях. Так, в погребальных комплексах Приангарья акад. А. П. Окладников открыл предназначенные для выдалбливания лодок долота-тесла из нефрита и кремнистого сланца. Как выяснилось, при одновременном вымачивании древесины, работа ими оказалась далеко не столь малоэффективной, как считалось ранее. В 1957 г. во время Ангарской археологической экспедиции был проделан такой любопытный эксперимент. Группе студентов, не имевших никакого опыта по обработке дерева, вручили два тесла (медное и нефритовое) и всего за 10 дней они без особого напряжения превратили 4-метровое сосновое бревно в челн, поднимающий до пяти человек. Толщина «стенок» оказалась около 50 мм. Интересно отметить, что нефритовый инструмент даже не пришлось затачивать!

Информация об изображенииОбщий вид найденного в 1954 г. на Дону челна на месте раскопок
Общий вид найденного в 1954 г. на Дону челна на месте раскопок
 
Некоторые ученые полагают, что не исключено и использование метода выжигания внутренней части колоды, но это остается под вопросом: местное обугливание, обнаруживаемое внутри некоторых лодок, может быть следами огня, разведенного для приготовления пищи. Надо полагать, в разное время и в разных районах применяли при этом не только разные орудия, но и отличающуюся технологию.

Для изготовления долбленых челнов на Руси использовали дуб, сосну, осину, липу, тополь. Поваленный ствол выбранного дерева раскалывали надвое по заранее разработанной глубокой канавке с обоих боков ствола. Из половины ствола выдалбливался челн: обрабатывались торцы для образования «подрезов» с округлением бортов, вырубался средний отсек, а затем и крайние; остающиеся перемычки служили «переборками», разделяющими кокпит на отсеки.

В сочинениях историков XIX века приводятся уже два «усовершенствованных» способа изготовления долбленых лодок. Обработка ствола дерева (чаще всего осины) начиналась прямо на корню. В стволе делалась клиновидная вырубка до сердцевины на всю длину будущей лодки, в эту щель загонялись клинья; по мере расширения щели дополнительно к клиньям ставились распоры. Раскливание велось три — пять лет в течение всего срока сокодвижения — с ранней весны до осени. По достижении нужной ширины будущей лодки дерево срубали, сохраняя внутри его клинья и распорки; снимали кору и, попеременно заливая полость водой и удаляя размягченную древесину, устанавливали окончательную форму лодки. Не вынимая распорок, лодку сушили и отделывали оконечности. При втором способе в срубленном стволе сначала выдалбливали щель шириной 10—12 см и глубиной 3Д диаметра ствола, а затем выбирали внутри древесину с расчетом, чтобы наружная толщина от видимого борта в верхней части оставалась не менее 3—4 см. Внутрь наливали воду и через несколько дней начинали осторожно расширять внутреннюю полость распорками. Процесс продолжался 7—8 недель, причем все это время вода оставалась в полости; иногда ее подогревали, опуская нагретые на костре камни. Распаренная древесина легко поддавалась, лодка приобретала нужную форму.

Долбленые лодки можно встретить и сегодня, причем нередко — с подвесным мотором! Для этой цели чаще всего берут осину, тополь, липу; сосна используется очень редко. В разных местах такие долбленые лодки носят свои названия: «труба», «долбленка», «осиновка», «комяга», «ветка»,«оморочка»и др. Изменилась и технология (об этом не раз и достаточно подробно рассказывалось в сборнике; см., например, статью А. М. Микляева и А. Т. Смирнова «Лодки-долбленки» в вып. 7, 1966 г.), На некоторых крупных, особенно рыбацких, лодках на долбленый ствол набивают дополнительно одни или даже два пояса бортовой обшивки. Такие лодки могут иметь грузоподъемность до 1 т. На них устанавливают деревянные натесные, а иногда даже металлические шпангоуты. Срок эксплуатации современных долбленых лодок, в зависимости от условий ухода, колеблется от 8 до 12 лет, а в отдельных случаях доходит до 20 лет. Впрочем, и такие «набойные» лодки — традиция, идущая с древнейших времен. Еще греческий император Константин Багрянородный отмечал (935 г.), что «корабли русов были однодеревные: подводная их часть выдалбливалась из одного ствола, а потом уже бока набирались из досок».

Остается подчеркнуть, что весла появились значительно позже самого челна. Одно из древнейших в мире весел найдено на реке Вычегде в торфянике; ученые считают, что ему ни много ни мало, а 8000 лет!


Понравилась ли вам эта статья?
+4

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Первое плавание из варяг в греки
На 3-метровой яхточке «Янки Герл» через Тихий океан
Кругосветное плавание в одиночку на шхуне «Спирит оф Пентакс»
По пути Ермака от Чусовских городков до Тобольска
Взрывающиеся катера-торпеды во время II мировой войны
Воинская доблесть моряков во время Великой Отечественной войны
Легендарные «речные танки» идут в бой
Поход по Ладоге посвященный юбилею Дороги жизни
На зимовку в Антарктику на стальной яхте «Ким»
Трансатлантический переход на виндсерфере
Плавания дунайских яхтсменов на Днепре на яхте «Истр»
Поход по местам боевой и трудовой славы Советского Приморья
Первые рейсы огромного барка «Седов»
Из Азии в Европу на моторных лодках
Корабли на фронтах гражданской войны

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Доисторические долбленые челны

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
О Джошуа Слокаме и его яхте «Спрей»
Спортивный подвиг Туркменских рыбаков
Яхтсмены в партизанском холодноярском лесу
Путешествие по реке Пинега на лодке мотолодке «Прогресс-2»
Первая морская карта Байкала
Московские яхтсмены на Тихом океане
Путешествие Тима Северина по следам Синдбада-Морехода
Колесный водоход механика Ивана Кулибина
Маяк на острове Сухо Ладожского озера
2920-километровый поход по местам боевой и революционной славы
Трагические часы эвакуации последних защитников Севастополя
Лодка «МАХ-4» снова в пути — покорение Енисея
По рекам и озерам центральной Африки на надувных лодках
Три очерка о походах по реке Лена
Первые сторожевые катера Русского флота


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Pepe_Mantani
08.01.2020 04:09
Скажите, а откуда взята таблица, в которой сравниваются параметры различных лодок?
ответить цитировать



Сколько будет 12 + 30 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории