Путешествуя по Архангельской области, на глухом лесном Шаим-озере (в Плесецком районе, в 250 км от железной дороги) я впервые увидел довольно оригинальной конструкции долбленую двухкорпусную лодку, по местному — дубень.
Дубень сравнительно нетяжелое, очень остойчивое и довольно легкое па ходу (особенно — по сравнению с плотом!) судно. Местные жители широко используют сделанные на месте дубни на лесных озерах, куда из-за бездорожья нет возможности завезти обычную лодку.
Дубеиь строится из сосновых или еловых бревен (сухостоя) без единого гвоздя. Два 4-метровых бревна должны иметь в диаметре около 35 см; это — собственно корпуса, их надо выдолбить, чтобы ширина «кокпита» была около 23 см, а днище имело толщину 20—25 мм. Между этими корпусами ставится еще одно промежуточное, недолбленое, бревно той же длины, но меньшего диаметра — около 20 см. Концы всех трех бревен заостряются одинаково с обоих концов (дубень симметричен) и соединяются через пробитые в «носах» квадратные отверстия (70X70) поперечинами — березовыми клиньями-связками.
Необходимый инструмент — топор, тесло и долото, но иногда обходятся н без тесла. При достаточной сноровке затрата времени на выдалбливание двух стволов и соединение их поперечинами оказывается не намного больше, чем на строительство обычного плота. По прилагаемому эскизу уже можно судить о простоте и надежности конструкции дубня.
При желании на кормовой части дубня устанавливают банку для гребца. Гребут и управляют лодкой при помощи двухлопастного весла (вроде байдарочного).