Как уже не раз отмечалось в сборнике, за рубежом широко практикуется изготовление нескольких модификаций прогулочного судна на основе одной хорошо зарекомендовавшей себя базовой модели. Это позволяет расширить возможности сбыта, удовлетворяя потребности большого числа заказчиков при меньших затратах на производство: ясно, что освоение совершенно новой модели судна при относительно небольшой серийности обойдется дороже, чем частичное видоизменение хорошо освоенной старой.
Сейчас заказы на изготовление той или иной модели лодки завод у нас получает от оптовых торговых баз, заключая с ними договоры. Но работники баз далеко не всегда хорошо представляют возможности сбыта, у них нет уверенности, что магазины смогут продать все заказанные ими лодки, тем более, если речь идет о моделях новых, малоизвестных и относительно более дорогих. Поэтому промышленности заказывают в первую очередь «знакомые» торговле суда, а новые модели, обладающие, как правило, более высокой комфортабельностью и лучшими мореходными качествами, могут вообще не получить «путевки в жизнь», хотя предприятия уже затратили большие средства на их освоение.
Совершенно очевидно (и это тоже не ново!), что каким-то образом должна быть повсеместно налажена продажа новых лодок по образцам, когда оптовая база, накопив определенное количество твердых (оформленных магазинами) заказов на данную модель, передает их в виде своей заявки заводу, скажем, на следующее полугодие.
Отсутствие гибкой оперативной связи между потребителем и производством не позволяет сегодня полностью использовать преимущества, которые дает выпуск нескольких модификаций судов одного проекта. Однако некоторый опыт в этом направлении уже есть. В частности, эта идея была использована при разработке проектов пластмассовых мотолодок «Дракон», «Дракон-2» и «Темп», имеющих различные схемы общего расположения, но изготовляемых в одном корпусе, обладающем достаточно высокими мореходными качествами.
В настоящее время разработаны проекты еще трех новых вариантов на базе того же корпуса. Таким образом, имеется возможность, сохраняя хорошо освоенное и высоко механизированное производство корпуса «Дракона», одновременно удовлетворять заказы на любое (даже небольшое) количество каждой из пяти других разновидностей базовой модели. Очевидно, что общее количество заказанных предприятию лодок всех шести модификаций наверняка будет больше, чем при выпуске одной модели, а это поможет сделать производство рентабельным.
Рассмотрим «комплект» модификаций «Дракона», в совокупности, как нам представляется, охватывающий весь ряд возможных вариантов килеватой пластмассовой лодки длиной 4,7 м под мотор (или моторы) мощностью до 60 л.с.
Мотолодки «Дракон» и «Темп» (см. сборник №40) поступают в продажу уже несколько лет. Напомним, что «Дракон» — открытая, запалубленная в носу 6-местная лодка весом 320 кг с ветровым стеклом и мягкими сиденьями на поперечных банках, а 380-килограммовый «Темп» имеет жесткую носовую рубку-убежище, где размещены два спальных места, и открытый кокпит с двумя креслами впереди и диваном в корме.
«Дракон-2» отличается от них тем, что на нем имеется относительно высокая жесткая рубка, открытая с кормы, а вместо средней банки установлены раскладные сиденья, позволяющие оборудовать два спальных места. Вес лодки увеличился до 407 кг, а грузоподъемность понизилась до 500 кг (на 100 кг по сравнению с «Драконом»). Кокпит этой модели, естественно, гораздо меньше, чем на «Темпе» и, тем более, на «Драконе».
Мотолодка «Темп-3» наиболее проста по конструкции. В тот же корпус установлена секция настила внутреннего дна, отформованного вместе с банками и участками палубы в носу и корме. Оборудован пульт управления со штурвалом, рукоятками дистанционного управления подвесными моторами и панелью электрооборудования с предохранителями и выключателями ходовых огней. На носовой палубе установлены утка и поручень; в корме палуба образует кормовую нишу для моторов, на бортовых площадках установлены утки, в Д П — стойка топового огня. Отсутствие мягких сидений позволяет использовать эту 6-местную лодку для хозяйственных перевозок, грузоподъемность ее 600 кг при весе 335 кг. Предусмотрен легкий тент, закрывающий носовую часть лодки до пульта управления. Под продольными банками можно размещать багаж, под кормовым диваном — топливные баки. Ориентировочная стоимость 1250 руб., — меньше, чем остальных моделей.
Палуба «Темпа-4» образует два кокпита — носовой и кормовой, причем ветровое стекло размещается на переборке между ними. Средняя часть стекла навешена на петлях: откидывая ее в сторону, можно переходить из одного кокпита в другой. Мотолодка оборудована съемными матами в носовом кокпите, двумя креслами и диваном — в кормовом. Опустив спинки кресел на уровень дивана, можно получить два спальных места. Под банками в носовой части лодки есть место для багажа. Предусмотрены два тента: низкий носовой и высокий, позволяющий свободно сидеть на креслах и диване, кормовой. «Темп-4» — мотолодка, наиболее приспособленная для дальнего туризма. Грузоподъемность ее 600 кг, вес 422 кг. Мотолодка имеет необходимое электрооборудование и утки для швартовки. Ориентировочная стоимость 1800 руб.
«Темп-5» — сложная по конструкции, самая комфортабельная и соответственно дорогая модель. На ней есть закрытая с кормы жесткая рубка, оборудованная рундуками, на которые укладываются мягкие коврики-маты. На кормовую переборку рубки навешен шкаф, откидная крышка которого используется в качестве стола. Борта и подволок рубки зашиты мягкой искусственной кожей светлых тонов. На уровне рундуков с помощью проставок можно устроить общее спальное место, на котором свободно разместятся три человека. Четвертое спальное место несложно сделать в кокпите, опустив спинку кресла рулевого. Среднее носовое стекло рубки вместе с частью крыши поднимается на петлях, что позволяет входить и выходить из каюты через носовую палубу, декоративному покрытию которой специально придана шероховатость. На носовой палубе установлены утка и поручень.
Под съемным настилом кокпита можно уложить багаж, либо сделать встроенный топливный бак, что будет особенно удобно в дальних походах. В корме выгорожен вместительный отсек, в который на стоянке укладываются подвесные моторы, а на ходу — топливные баки (при наличии встроенного топливного бака этот отсек также используется для хранения багажа). Верх кормового отсека представляет собой площадку, где удобно загорать. Высоко поднятая крышка отсека отгораживает моторы, что несколько снижает уровень шума в кокпите. Для доступа к моторам заспинная доска сделана съемной.
Мотолодка «Темп-5» оборудована ветровым стеклом, рулевым и дистанционным управлением, тентом. Вес ее (680 кг) более чем вдвое превышает вес базовой модели, грузоподъемность 400 кг.
Хотелось бы, чтобы читатели сборника высказали свое мнение по поводу целесообразности выпуска рассмотренных вариантов «Дракона» и «Темпа», а работники торговли объяснили, что же все-таки мешает организации специализированных магазинов и продаже лодок по образцам,