Чтобы рассеять некоторые сомнения в вопросах гидростатики и гидродинамики лодки, летом 1988 г. я изготовил и испытал на воде экспериментальный макет одноместного варианта лодки (на ней можно плавать и вдвоем) с размерениями корпуса 1,53X1X0,5 м. Результаты испытаний подтвердили правильность основных конструктивных решений, послужили основой для реализации в одном проекте сразу четырех типоразмеров лодок (одно-, двух-, трех- и четырехместной).
Рабочее проектирование промышленного образца лодки заняло около двух лет работы за кульманом. При проектировании я старался максимально унифицировать элементы конструкции всех четырех типоразмеров лодок, а также использовать в их конструкции предельно минимальный сортамент и набор относительно доступных материалов. При этом приходилось порой «прокручивать» в голове плазовые, технологические эксплуатационные и другие увязки всех 10—15 вариантов использования и всех 4 вариантов исполнения. Получилось что-то вроде одновременного проектирования сразу 40—60 изделий, каждое из которых теоретически имеет право на самостоятельную нишу в сфере потребления человеком. Выпуск конструкторской документации сопровождался поэтапной нормативно-технологической проработкой проекта для условий серийного производства на предприятии авиационного профиля.
Лодки типа «Витязь» предназначены для эксплуатации на реках, озерах и водохранилищах при высоте волны до 0,25 м и удалении от берега до 0,5 км. Основные эксплуатационно-технические данные вариантов представлены в таблице.
Одно- и двухместный варианты лодки рассчитаны на хранение в городской квартире. Лодки размешаются в кабине обычного пассажирского лифта и на лоджии шириной не менее I метра. Трех- и четырехместные лодки спроектированы в расчете на использование преимущественно лодочными прокатными станциями, а также лицами, имеющими возможность хранить их на дачах, в гаражах и в других специально отведенных местах.
Корпуса лодок имеют простые, но хорошо обтекаемые гидродинамические обводы, аналогичные обводам речного плоскодонного плашкоута. По аэродинамике (при перевозке на верхнем багажнике легкового автомобиля) «Витязь» превосходит картопы традиционной конструкции.
Верхняя часть корпуса снабжена съемной крышкой, которая служит также в качестве навеса, защищающего экипаж от дождя или солнца. На крышке можно закрепить дополнительные блоки плавучести, элементы солнечной электробатареи и пр. К навесу крепится тент, выполненный в виде шторы из ткани «болонья», опоясывающей корпус лодки по периметру и собирающейся кверху на шнурах.
Корпус лодки и крышка могут изготавливаться из алюминиевых сплавов. Обшивка корпуса цельноштампованная из двух частей — нижней и верхней, стыкуемых между собой по периметру. Допускается изготовление обшивки из нескольких листов меньших размеров со сваркой листов встык. Возможно изготовление корпуса из пластика и композитных материалов.
Непотопляемость лодки обеспечивается пенопластовыми блоками плавучести, установленными под спинками сидений кокпита, вдоль бортов и в навесе (крышке). Банки, полки и транцевую доску предлагается делать из древесины хвойных пород, а слани и спинки сидений — из фанеры. Предусмотрен и складной столик, который можно установить в средней части кокпита.
Корпус лодки вместе с крышкой может быть использован также в качестве палатки, контейнера для перевозки грузов на верхнем багажнике легкового автомобиля, бассейна для купания детей, походной кухни и беседки для отдыха, резервуара для воды и пр. Кроме того, при установке колес (рама с колесами в комплект лодки не входит) корпус может трансформироваться в дачную тележку-автоприцеп, а при добавлении подрессоренной антифрикционной подошвенной покрышки (второго днища) получаются нарты-волокуша, пригодные для перевозки людей по снегу.
В конструкции лодки свыше 50 технических новинок. Изделие запатентовано в СССР, осуществляются мероприятия по патентованию его за границей.
Летом прошлого года опытный образец лодки (трехместный вариант исполнения с двенадцатью вариантами использования: гребная и моторная лодка палатка, контейнер, бассейн, походная кухня, стенка для лоджии, теплица, домик для зимней рыбаки, ящик для хранения овощей, фруктов и выращивания шампиньонов, водонапорный бак и торговый лоток) демонстрировался на международной выставке Бот-шоу в Москве, где получил массу восторженных отзывов от потенциальных потребителей. Лодка даже была удостоена титула «Мисс Бот-Шоу 91». Сразу после выставки образец интенсивно эксплуатировался в Подмосковье. Отзывы участвовавших и просто наблюдавших за этим также были очень хорошими.
Но выявились и недостатки конструкции. Первое — я явно перемудрил с «рогами» на лопастной части весла, желая использовать ее в качестве якорного устройства, поскольку при плавании по заросшим водоемам они постоянно цепляют растительность; в ветреную погоду эффективность ее как якоря мала и т. д. Второе — не обеспечена достаточно удобная посадка и высадка людей из лодки через носовую и кормовую оконечности корпуса. Третье — не обеспечена регулировка высоты расположения столика в кокпите, что в ряде случаев значительно ухудшает обитаемость последнего. Сейчас эти недостатки устраняются.