На рынке прогулочных судов все чаще лодкам, выпускаемым госпредприятиями — в основном оборонных отраслей промышленности, составляет конкуренцию продукция всевозможных и чаще всего малоизвестных кооперативов, частных фирм, малых и совместных предприятий. Мы намерены более подробно знакомить наших читателей с подобными предприятиями.
В этом номере о работе петербургской судостроительной фирмы «Стрингер» Лтд. рассказывает ее директор А. Драгунов.
Несколько слов о самом Александре Драгунове. До «Стрингера» его биография никак не была связана с малым судостроением. В 1976 г. закончил мореходное училище, работал на самых разных береговых должностях, искал дело по душе. Совершенно случайно к нему обратились мурманчане с просьбой помочь закупить в Ленинграде несколько удобных для перевозки надувных лодочек под мощный мотор.
Оказалось, однако, что их в продаже нет, поскольку никто в стране их не выпускает. Родилась неожиданная идея — организовать такое производство самому. Александр поделился идеей со своим другом по мореходке Сергеем Герасимовым, который как раз к этому времени организовал кооператив «Пластмассы» и уже твердо стоял на ногах. Он и предоставил будущему «Стрингеру» экономическую поддержку.
Первыми Александр пригласил на работу двоих — опытнейшего конструктора-судостроителя известного спортсмена-водномоторника В. Вейнберга и руководителя студенческого СКВ «Океан» при ЛКИ молодого конструктора В. Чупайло. С одной стороны это был опыт, с другой — молодой задор. И у каждого — идеи, которые так долго оставались неосуществимыми. А некоторые замыслы были уже не только оформлены в виде эскизов, но и подкреплены опытом испытаний образцов, даже готовыми матрицами для формования. Это были лодка-картоп «Океан», прогулочная мини-яхта «Бим», надувная мотолодка. Они и стали тем первоначальным капиталом, от которого идет история общества «Стрингер» Лтд.
А теперь попросим Александра Драгунова ответить на несколько вопросов.
Ред.: Когда-же и как возникла фирма, каково главное направление ее деятельности?
А. Драгунов: Наш «Стрингер» родился в мае 1990 г. Первые шаги оказались очень трудными. В отличие от других фирм, например, того же «Курса», который не только имел всестороннюю поддержку «в лице» бывшего завода ЛЭЗСС, но и успел пройти путь становления до обвального повышения цен, нам пришлось начинать в сложных условиях и буквально с нуля. На пустыре поставили два теплых ангара. Еще тогда казалось все просто: теперь возьмем ссуду в банке, закупим материалы — и все проблемы будут решены. Но не тут-то было. Централизованное снабжение уже развалилось, все материалы оказались закупленными за копейки госпредприятиями и складировались у них в огромных количествах. Простой гвоздь честно купить стало невозможно. А надо было строить свой «завод», добывать оборудование, инструмент...
Помогали друзья. Огромную поддержку оказал коллектив акционерного общества «Диплас» — тогда еще кооператива ««Пластмассы». В состав этого АО и сегодня входит «Стрингер». Тем не менее, процесс создания собственного производства затянулся почти на два года и до сих пор не закончен: оборудуются еще два ангара.
Главную идею, положенную в основу нашей деятельности, можно сформулировать так: серийное производство высококачественных прогулочных судов для массового покупателя. В нашей рекламе, напечатанной в предыдущем номере «КиЯ», сказано: «Стрингер» — это все для отдыха на воде. Это сказано не для красного словца. С самого начала мы взяли курс на разнообразие. И по типам судов — начиная от маленьких картоп-лодок и мини-яхт и кончая сравнительно крупными моторно-парусными судами и даже буерами, и по используемым материалам: это и алюминиевые сплавы, и дерево, и стеклопластик. Сейчас в нашем портфеле заказов одновременно восемь разных проектов прогулочных судов, три из них выпускаются серийно.
Ред.: Расскажите, пожалуйста, поподробнее об этих серийных судах.
А. Драгунов: К серийному производству мы впервые приступили в феврале 1992 г. Это были стеклопластиковая картоп-лодка «Стрингер-250», парусная мини-яхта из алюминиево-магниевого сплава «Стрингер-460» и многоцелевая стеклопластиковая мотолодка с открытым кокпитом «Майами-15».
Самая массовая на сегодня продукция — картоп-лодка, годовой выпуск ее около 500 шт. С прототипом этой лодки читатель уже знаком по «мерной миле «КиЯ» (см. №147). В проекте сегодняшнего «Стрингера-250» мы учли замечания редакции, а также отзывы первых покупателей лодочки, в том числе и зарубежных. Ведь уже 350 «картопов» закупила Финляндия, 80 — Италия, около 130 шт. заказала Швеция. Например, мы заменили резиновый привальный брус, который пачкал и со временем растрескивался, на резино-пластиковый профиль. Вместо неудобных вентиляционных лючков в бортах оборудовали сливной шпигат в транце. Для удобства перевозки лодка стала немного длиннее и уже. Под производство ее отведен целый ангар, где оборудованы участок выклейки, сушильная камера и сборочный участок. Освоены три варианта окраски: сине-зеленый, оранжевый и белый. Цена этой 2,5-метровой картоп-лодки, пригодной для плаваний на веслах и под мотором до 5 л. с., 40 000 рублей. К сожалению, дешевле не получается из-за высокой стоимости исходных материалов. На сегодня 1 кг стеклопластика в изделии обходится в 700 рублей. Наш «Стрингер-250» можно купить во многих спортивных и коммерческих магазинах Петербурга. В другие регионы СНГ мы пока поставлять лодки не можем из-за высоких цен на транспорт, но при условии самовывоза продадим любое заказанное количество.
Второе серийное судно — мини-яхта «Стрингер-460», предназначенная для непродолжительных прогулок с экипажем в 3—4 чел. При малых главных размерениях она обладает неплохими ходовыми качествами и вполне комфортабельными условиями для пассажиров: в каюте имеются 3 спальных места. В комплект парусного вооружения входят грот, стаксель и спинакер. Главное достоинство яхточки — практически полная безопасность даже при выходах начинающего яхтенного экипажа.
В принципе, и с этим судном читатель знаком — хотя бы по репортажу с выставки «Бот-шоу» в Москве (см. «КиЯ» №153). Тогда нас покритиковали за нетрадиционную Л-образную мачту и транцевый нос. Мы прислушались к критике. Сейчас мы отказались от носового транца, длина корпуса увеличилась на 30 см; за счет этого и уменьшения длины открытого кокпита полезная площадь каюты ощутимо возросла. Появились полочки, рундуки, шкафчики. Улучшена отделка каюты: теперь применяется шпон вместо ковролина. Мачта теперь ставится традиционная, но по желанию покупателя, который действительно делает лишь первые выходы под парусом, может быть применен и первоначальный вариант. Вместо одного центрального киля теперь ставятся скуловые кили, в носу появились релинги, изменена конструкция шпигата для лучшего осушения кокпита и т. д.
Корпус яхточки из легкого сплава мы делаем совместно с предприятием «Адмиралтейские верфи». Руководство и особенно генеральный директор этого объединения В. Л. Александров оказывают нам всяческое содействие. Здесь в рамках конверсии намерены осуществлять целую программу развития малого судостроения. В перспективе нам будет выделен под совместное производство огромный светлый цех. А пока специально для выпуска корпусов «Стрингера-460» совместно построен цех аргоно-дуговой сварки. К концу 1992 г. там уже изготовлено 30 корпусов. Доводку их, покраску, оборудование и вооружение делаем уже на собственном производстве. Для этого используем свой второй ангар, в котором, кстати сказать, располагаются также стапельный участок и модельная мастерская.
Большой интерес к этой продукции проявили польские бизнесмены, они практически полностью взяли готовую партию яхточек. Но мы можем выполнить и любой заказ отечественных любителей отдыха на воде. Стоимость «Стрингера-460» около 500 тысяч рублей.
Третья серийная модель — это многоцелевая стеклопластиковая мотолодка с открытым кокпитом «Майами-15». Можно сказать, «моторка»-люкс. Ее мы изготовляем по заказу итальянской фирмы «ILVA SRL», которая предоставила проект, технологическую оснастку, насыщение корпуса и даже гелькоут — материал (связующее с красителем) для нанесения декоративного слоя. Этот заказ заставил нас обратить особое внимание на культуру производства. Чтобы выйти на необходимый уровень качества, пришлось очень и очень потрудиться. Это дало нам необходимую школу. Пока лодка поставляется только в Италию, но наши партнеры готовы продавать ее и на нашем внутреннем рынке. Правда, оплата должна быть комбинированной: 2000 долларов плюс рублевый эквивалент такой же суммы. Учитывая наши более суровые климатические условия, итальянцы готовы дать проект этой лодки в «северном» варианте, т. е. с закрытой каютой и носовой палубой. Все будет зависеть от спроса на нашем рынке.
Ред.: Скажите, а что готовится к производству?
А. Драгунов: Практически завершено испытание опытного образца мотолодки с надувными бортами и жестким днищем «Стрингер-550». Подробно о ней рассказывает в этом же номере «КиЯ» сам ее создатель В. Вейнберг. Думаю, читателям «КиЯ» его представлять не надо. Здесь упомяну только, что первая лодка этого типа, показанная в Италии, была продана за 1900 долларов. Следующие пять — закупил Сочинский парусный центр по цене 700 тысяч рублей за лодку.
Для туристов, любителей рыбалки и охоты готовится к выпуску очень интересная стеклопластиковая весельная лодка-двухпарка повышенной мореходности и вместимости «Стрингер-490». Это универсальная 5-местная лодка — она может эксплуатироваться также и под парусом, и под мотором мощностью до 8 л. с. Будет комплектоваться съемной секцией-крышкой, превращающей открытую носовую часть в закрытый багажник или рубку-убежище и т. д. Длина лодки — 4,9 м, ширина — 1,5 м, масса — 130 кг.
По официальным чертежам в соответствии с правилами постройки, утвержденными Европейской ассоциацией буеров, строим «Монотип-XV».
Для неторопливого плавания в выходные дни предполагаем строить деревянный парусно-моторный бот «АЛ-530», стилизованный под малое морское рыболовное судно середины XIX века. Корпус будет отделан ценными породами дерева. Бот можно будет перевозить на трейлере за легковым автомобилем.
Ред.: А кто же вам создает перспективные модели?
А. Драгунов: Мы понимаем, что невозможно иметь задел на будущее без заранее подготовленных проектов, которые максимально учитывали бы особенности именно нашего производства, были бы разработаны с учетом наших идей. Поэтому мы сразу же решили создать свой центр проектирования. Это несколько молодых конструкторов, выпускников ЛКИ, руководимых В. Чупайло. Наш центр, кстати сказать, готов выполнять проекты для других предприятий, может разрабатывать документацию на оснастку, внедрять проект в серию, помогать «расшивать» узкие места.
Ред.: Ив заключение скажите, пожалуйста, в чем вы видите главные проблемы, с чем связываете надежды на будущее?
А. Драгунов: Перед нами, как и перед всеми другими судостроителями, стоят три главные проблемы: материалов, сертификации судов, сбыта и маркетинга. Особенно я бы выделил последнюю. Мы уверены, что лодки надо делать под конкретного покупателя. Надо активно искать его, привлекая и повышением качества, и снижением цены. Например «зимние» цены мы снижаем на 30%. Все это очень и очень трудно. Так работает весь западный мир, а как раз в этом у нас меньше всего опыта.
Сейчас при продаже лодок на внешнем рынке нам приходится выходить на покупателей через посредников, которые забирают половину прибыли. У нас за границей собственных торговых представительств нет. Знают нас еще мало. Поэтому мы стараемся не упускать любую возможность знакомить зарубежных покупателей со своей продукцией. Например, уже дважды мы были участниками международных лодочных выставок в Генуе, сейчас уезжаем на «Дюссельдорф бот-шоу». Все это надо успевать сделать до конца календарного года, пока еще не сформирован портфель заказов на следующий год. Пробиться весной будет уже невозможно.
Не проще положение на внутреннем рынке. Специализированной торговли нашим товаром нет, никто не знает конъюнктуры рынка, мы «в лицо» не знаем своего покупателя. Считаем, что идея создания Ассоциации производителей прогулочных судов, которая, вроде бы, сейчас в Петербурге стала получать конкретную реализацию, очень помогла бы всем нам.
У «Стрингера» есть научный потенциал, практический опыт, высокая квалификация конструкторов и рабочих. Производственные возможности фирмы позволяют уже сегодня создавать современные суда, отрабатывать технологию и оснастку для серийного строительства нашей продукции на других предприятиях, вплоть до организации совместных производств.
Мы всегда открыты для взаимовыгодного сотрудничества.