Торговый дом "Царь" со штаб-квартирой в Москве вряд ли нуждается в особом представлении — марка эта более чем "раскручена" и хорошо известна не только в столице, но и во множестве российских регионов. Наверняка многие обратили внимание на то, что с середины прошлого года компания (или, точнее, группа компаний) стала именоваться несколько по-иному — "Царь Марин". О целях и задачах проведенной реорганизации, а также о планах на ближайшее будущее мы беседуем с генеральным директором "Царь Марин" Александром Маркаровым.
— Александр, с чем связано появление приставки "Марин" в названии компании?
— Небольшое изменение названия — не самое принципиальное. Гораздо важнее, какие изменения претерпела сама деятельность фирмы, ее политика. Дело в том, что главным направлением деятельности нашего предприятия стало развитие дилерской сети и собственных региональных центров продаж. Для реализации этой задачи был образован целый ряд новых компаний, а группа в целом получила новое название, которое отражает позитивные перемены и говорит о сохранении преемственности тех успехов, которых мы добились за долгие годы работы на отечественном рынке. Часть новых проектов уже успешно реализована, часть еще находится в процессе осуществления. Среди тех нововведений, который уже прошли этап "обкатки" и успешно работают, я в первую очередь хотел бы упомянуть абсолютно новую систему цен на предлагаемые нами парусные и моторные суда.
— В чем ее коренное отличие от тех схем, которые предлагают ваши конкуренты? Какая при этом преследовалась задача?
— Задача простая — максимально снизить конечную цену продукта. Выгодно это не только потребителю, но и компании. Можно, конечно, продать лодку с солидной "накруткой" — но, скажем, только одну, а при более заманчивой цене реализовать десять, получив прибыль не за счет высокой наценки, а благодаря увеличению торгового оборота.
Минимизация цены осуществляется сразу по нескольким направлениям, Так, например, мы отошли от практики создания больших торговых запасов крупных судов, поскольку такое "замораживание" капитала вызывает неизбежный рост расходов. При поставке заказанного судна гораздо большее внимание стали уделять логистике — каждый раз тщательно разрабатываются наиболее выгодный маршрут и способ транспортировки, позволяющие избежать ненужных расходов (тем более, что большую часть судов мы продаем в регионы), а также варианты оптимизации таможенной очистки.
— Насколько это возможно при "белой", полностью легальной растаможке катера или яхты?
— Никаких "черных" или "серых" схем мы не применяем. Чтобы уменьшить расходы, вовсе не обязательно преступать закон. Например, растаможить лодку на физическое лицо, то есть на ее будущего владельца, бывает гораздо дешевле, чем на организацию, но если клиент хочет таким образом сэкономить, ему придется самому участвовать в процессе: переводить деньги за рубеж, оформлять необходимые документы. Можно купить уже растаможенную лодку и с нашего склада, не предпринимая никаких дополнительных действий, но за счет неизбежных расходов при хранении это выйдет дороже.
Такая оптимизация позволяет заметно уменьшить конечную цену. Российский потребитель может купить зарубежную лодку дешевле, чем она обходится жителям той страны, в которой производится! На первый взгляд, совершенно невероятная вещь, но факт есть факт, и проиллюстрировать его лучше всего на конкретных примерах.
— Кстати, многие обращают внимание, что на том же интернет-сайте "Царя" цены на крупные лодки почему-то не указываются.
— Сейчас вы поймете, почему. Просто цен на одну и ту же лодку может быть несколько! Многие предлагают сейчас так называемую "гибкую систему скидок", но принципиальное отличие нашей системы заключается в том, что размер скидки зависит не от настроения менеджера, и не от команд его начальства "двигаться не более известной суммы", а от множества объективных факторов, которые с определенной долей точности можно прогнозировать.
Предположим, вы хотите приобрести яхту "Bavaria 32", и приобрести как можно дешевле (кстати, сейчас именно эта модель наиболее популярна в России — размеры корпуса и высота мачты позволяют эксплуатировать этот комфортабельный парусник не только на море, но и на большинстве внутренних водоемов). Заводская цена "32-й" в горячий сезон — 59 700 евро, но если сделка оформляется в июле или августе, первым делом можно рассчитывать примерно на 5-процентную скидку предприятия-изготовителя. Лодку вы будете покупать через дилера, входящего в группу компаний "Царь Марин", который тоже даст вам скидку от 4 до 5%. При заказе обычно оплачивается только 30-процентный задаток, но если вы примете решение заранее оплатить всю сумму контракта целиком, дилер предоставит вам "кредитную" скидку из расчета 1-1.5% в месяц — в итоге еще около 3-5 % долой. Таким образом, общая сумма скидки достигает 1415%, а цена лодки снижается до 51 340 евро. Около 1000 евро обойдется доставка яхты с верфи в один из германских портов, например, в Киль, откуда вы своим ходом, подняв паруса, идете в Питер (при этом тоже не избежать дополнительных расходов, но такой способ транспортировки — еще и ни с чем не сравнимое удовольствие!). Прибыв в Россию, с 52 340 евро вы платите единый таможенный налог на физических лиц по 30-процентной ставке, и новая 32-футовая яхта ваша — всего за 68 тысяч евро! Гражданину Германии такая же лодка обойдется с учетом 16-процентного НДС в 69 250 евро. Вот и считайте.
Приобретенный по такой же схеме "BMB 32" с двумя 225-сильными двигателями (заводская цена 103 448 евро), обойдется вам в 115 600 (немцу — в 120 000).
Если вы собираетесь эксплуатировать лодку за рубежом, там ее можно и зарегистрировать. Существует множество абсолютно легальных схем такой регистрации, но это уже тема отдельного разговора.
— В качестве примера вы привели вариант покупки, наиболее выгодный прежде всего с точки зрения конечной цены...
— Естественно. За все так или иначе надо платить, и в приведенном примере вам тоже кое-чем приходится поступиться: скажем, отложить полноценную эксплуатацию и все сопряженные с ней радости до конца сезона, лично участвовать в переводе денег за рубеж (что во-обще-то говоря несложно), растаможке и т.д., не говоря уже о том, что всю сумму контракта придется выложить заранее. Но покупаете вы яхту или большой катер не на месяц, а на годы, так что иногда стоит и потерпеть. Самое интересное, что если вам захочется еще больше "сэкономить" и приобрести подержанную яхту, то дешевле обойдутся только семи-десятилетние суда, устаревшие и морально, и физически.
— Как вы уже упоминали, это нововведение уже "обкатано"и пользуется спросом. Реализации каких проектов "Царя" российским любителям ботинга стоит ожидать в ближайшее время?
— Прежде всего, серьезного развития розничной сети по торговле аксессуарами. Продажа крупных крейсерских лодок — дело индивидуальное, больших торговых запасов тут не создашь, да и создавать их нет надобности. Другое дело — аксессуары. Хотел бы подчеркнуть, что аксессуары в данном случае — это не только "веревки и оковки", как выражаются яхтсмены, но и такие серьезные самостоятельные вещи, как подвесные моторы, парусные доски, оборудование для дайвинга, специальная одежда... Тут у нас, должен заметить, традиционное первенство — "Царь" и по сию пору снабжает вейкбордами "Нурегlite" и водными лыжами "H.O.", виндсерферами и кайтбордами "Fanatic", а также другими подобными товарами даже тех, кто вроде бы считается нашими конкурентами.
На сегодняшний день, кроме Москвы и Питера, купить все это непросто, в регионах предпочитают по-старинке привозить каждую мелочь на заказ. А в области аксессуаров как раз и нужны большие складские запасы, нужны специализированные магазины, чтобы не приходилось неделями ждать поставки заказанного товара — пришел и купил. В нашем московском магазине на Кастанаевской — более 12 тыс. наименований, и так должно быть в каждом из наших магазинов в регионах, первые из которых откроются уже этим летом. Каждому из 70 наших дилеров от Калининграда до Южно-Сахалинска выдан американский каталог компании "Port Supply", партнерами которой мы являемся. В нем свыше 50 000 наименований — больше, чем в любом из известных у нас зарубежных каталогов, и при необходимости можно заказать отсутствующий в магазине товар с его помощью. Отправить заказанный товар мы готовы хоть на Камчатку, причем любым приемлемым для клиента способом, включая экспресс-почту.
В Москве, в дополнение к магазину на Кастанаевской, мы уже открыли большой "морской" отдел в новом спортивном торговом комплексе "Экстрим" на Смольной улице неподалеку от станции метро "Речной вокзал".
— Кстати, а чего ждать от цен? Ведь товар-то в основном "из-за бугра"...
— Здесь все та же парадоксальная, на первый взгляд, ситуация — импортные морские аксессуары большей частью дешевле отечественных (ассортимент которых, ко всему прочему, куда скудней, чем предлагают зарубежные производители). Взять, к примеру, якоря. Отпускная оптовая цена якорей, которые делают в Петербурге и Нижнем Новгороде, почему-то выше, чем розничная у китайских, при одинаковом качестве. Не думаю, что в обозримом будущем доля товаров отечественного производства в нашем обороте существенно увеличится. Если же сравнивать цены "Царь Марин" с зарубежными — то и здесь парадокс: зачастую наши цены ниже, чем в "забугорных" яхтенных магазинах. Дело в том, что поставщики, а следовательно, и закупочные цены для нас и для них одни и те же, а вот структура торговых наценок у нас более щадящая. Поэтому, например, кранцы у "Царь Марин" в полтора раза дешевле, чем где-нибудь в Хельсинки, масло для подвесных моторов — тоже, да и многое другое, всего не перечесть.
— Как отразились на работе компании банкротство "ОМС" и перевод производства подвесных моторов "Johnson" и "Evinrude" под контроль "Bombardier"?
— Сложности, конечно, были, но сейчас они преодолены — как и во всем мире. Переход производства этих популярных подвесников в руки "Bombardier" пошел им только на пользу Практически все модели были коренным образом переработаны и "вылизаны", так что технические проблемы времен "ОМС" полностью ушли. Проведена огромная работа по совершенствованию работы склада запчастей как для современных, так и для старых моделей. Уровни продаж этих моторов, на которые мы традиционно делали ставку опять растут.
Отдельно выделил бы моторы "Evinrude", которым уделяется повышенное внимание и за рубежом. Система "Ficht Ram", на мой взгляд, имеет большие перспективы развития. Вот пример, свидетельствующий о высоком уровне технологий: мне довелось лично испробовать экспериментальный 3.5-сильный "Evinrude" с прямой инжекцией — такого ни у одной фирмы нет, ведь основная сложность состоит в том, что на создание необходимого давления впрыска неизбежно затрачивается немалая доля мощности, которую на этом маленьком моторчике удалось свести к минимуму. Конечно, в настоящее время популярны в первую очередь мощные двигатели — за счет своей сверхэкономичности (35% экономии по топливу и 50% по маслу — реальные цифры). Я как-то подсчитал, что более высокая цена двигателя полностью окупается уже после 400 часов его эксплуатации. И что самое главное — значительно увеличивается дальность плавания на одной заправке.
— А что скажете про нынешний "Zodiac", продукция которого занимает немалую долю в ваших торговых оборотах?
— По-прежнему радует интересными моделями. Так, например, на Московской бот-шоу MIBS покажем новый 4.2метровый РИБ серии "Yacht Line". Кроме того, прослеживается любопытная тенденция — рост спроса на лодки профессионального и военного назначения, даже среди непрофессионалов. Это и понятно: запас прочности в наших условиях всегда привлекал многих, и наконец-то у нас стали понимать, что такое качество лодки действительно стоит дополнительных денег.
— А что вообще планируете выставить на MIBS?
—Как всегда представим многочисленные новинки всех наших основных партнеров — "Zodiac", "Bombardier", "Bavaria", "BMB", "Four Winns", "Triton", "H.O.", "Hyperlite", "Mares" и многих других. К сожалению, в связи со сменой организаторами павильонов для экспонирования нам пришлось отказаться от огромных по площади стендов, которые мы снимали все предыдущие годы. Крупные суда, парусные и моторные, скорее всего, будут представлены по каталогам. Главное внимание уделим консультациям потенциальных клиентов. Тем, кто захочет взглянуть на судно, предложим проехать в наш магазин, находящийся в десяти минутах от Экспоцентра. Кроме того, хочу посетовать на не совсем удачные сроки MIBS. Во всем мире подобные шоу проводятся с сентября (Саутгемптон) по январь (Дюссельдорф), в крайнем случае в начале февраля (Хельсинки). Март — это слишком поздно для оформления заказов на новые суда, верфи их просто не успевают выполнить до начала сезона. Невелика и отдача от использования больших площадей, потребных для экспонирования подобной техники, а привезти особо крупные суда в центр Москвы зачастую просто технически невозможно. Хочу отметить перспективность весенне-летних шоу на воде, где потенциальный владелец лодки смотрит на нее, как говорится, не "снизу вверх" (с паркета павильона или асфальта двора), а "сверху вниз" — с палубы или водительского сиденья, а также имеет возможность испытать ее в действии. В Москве такое шоу было впервые организовано в прошлом году, состоится оно и в нынешнем — в конце мая, на территории морского клуба "Адмирал", и мы тоже примем в нем активное участие.