Я уже не один год работаю капитаном на быстроходном престижном катере (45 уз, длина 30 футов), что дает мне возможность уверенно говорить о достоинствах и недостатках таких судов при эксплуатации в районе Владивостока. Основной их минус — малый радиус действия. Полного запаса топлива хватает на плавание протяженностью около 100 км плюс небольшой резерв. Ни о каких дальних плаваниях не приходится и думать, то есть возможны только походы выходного дня.
Эксплуатация имеющихся у нас великолепных 4055-футовых моторных яхт тоже имеет свои минусы: при походах большой дальности они должны нести много топлива, что снижает скорость крейсерского хода водоизмещающих судов примерно до 9 уз. При достаточно мощных двигателях и гарантированной скорости 1520 уз на такой яхте при работе дизелей довольно шумно, и опять же дальность плавания и мореходность оказываются ниже требуемого уровня.
Поэтому, когда встал вопрос о замене имеющегося катера на судно, полнее удовлетворяющее нашим требованиям, я предложил рассмотреть вариант моторно-парусного катамарана. Хозяин катера — мой работодатель, человек современный и не консервативный, но, тем не менее, парусный вариант отверг, однако идеей катамарана заинтересовался. Всю зиму шла проработка вопроса. При помощи интернета были детально изучены сайты, посвященные моторным катамаранам; упор делался на приобретение уже эксплуатировавшегося судна, но не исключались и варианты покупки нового.
Наибольшее число вариантов и по самым приемлемым ценам предлагали Новая Зеландия и Австралия. В конечном счете остановились на Австралии. Рассматривались суда от 40 до 60 футов длины, не старше 1990 г., стоимостью до 350 тыс. долл. Набралось несколько десятков интересных моделей.
Пришло время уточнять необходимые требования. Они были таковы: дальность экономического хода — не менее 600 миль; мореходность — неограниченная; скорость максимальная — не менее 17 уз; все удобства для обитания на борту 6-8 человек на срок не менее недели. На борту должно быть место для нескольких больших надувных лодок (с подвесными водометами на 20-40 л.с.) для плаваний по горным рекам. При походах выходного дня на борту должен быть обеспечен комфорт максимально разрешенному ГИМС числу людей (12).
Директор брокерской фирмы господин Кит Робертсон предоставил технические данные двух-трех наиболее интересных катамаранов. В середине апреля я вылетел в Австралию «на смотрины».
Первым кандидатом на покупку был «Mantacat 16» длиной 16 м и шириной 6 м. Корпуса довольно широкие, по миделю — около 2 м каждый; осадка всего 1 м, а клиренс моста в корме в статическом режиме около 30 см. Два двигателя «Iveco» по 375 л.с. Полная навигация, дополнительное снабжение, ухоженный. Но ходовые испытания огорчили: мощности так и не хватило разогнать тяжелый (25 т) катамаран быстрее 12 уз. Интересно поведение этого катамарана на встречной волне около 3 баллов. Легкое подрагивание корпуса, когда он встречается с волной; из тоннеля между корпусами вперед вырывается облако брызг, которые совершенно не попадают на палубу. По сравнению с однокорпусным судном бортовая качка значительно меньше.
Не устроил он меня и тем, что ремонт двигателей в условиях Дальнего Востока был бы довольно сложен, поскольку дизели «Iveco» у нас не распространены.
Другой вариант — только что построенный катамаран «Shionning 48» — сразу расположил к себе. Этот катамаран был представителем новой проектной концепции моторных двухкорпусников. За основу взят отлично себя показавший во многих трансокеанских переходах корпус парусного катамарана конструкции Джефа Шионнинга. Модель «Prowler 42» была доработана Паулом Ванделером с увеличением длины до 48 футов, изменением кормовых обводов (для создания дополнительных глиссирующих поверхностей) и установкой закрытой рубки.
Расскажу об этом замечательном катамаране поподробнее. При длине 48 футов (14.6 м) и ширине корпусов всего 0.8 м по КВЛ он имеет общую ширину 6.5 м, осадку — 1 м, клиренс моста — 0.8 м. По всей длине идет скула-брызгоотбойник. Носовая часть от передней балки до моста, как и на парусных катамаранах, затянута сеткой. Два дизеля «Nanni» всего по 85 л.с. обеспечивают довольно высокую максимальную скорость хода 17 уз. Запаса топлива 1400 л плюс 400 л резервных хватает на 600 миль максимального хода и на 1200 миль экономического хода (при скорости около 9-10 уз).
Наибольший интерес представляют новаторские (на мой взгляд) обводы кормы. Борта здесь вертикальны. Ширина выступающих за край моста корпусов с горизонтальной глиссирующей площадкой у транца даже несколько больше, чем на миделе, т. е. около 0.9 м. А кормовые концы корпусов под этими площадками заострены и на метр не доходят до транцев. Под площадками расположены гребные винты диаметром около 0.4 м и рули. Для их защиты ниже линии киля на острые оконечности корпусов поставлены короткие, но мощные объемные скеги. Это позволяет ставить катамаран на ровную площадку без всяких опор. Острые носовые обводы и сетки в носу позволяют поддерживать высокую скорость на встречном волнении. Перевернуть катамаран в обычных условиях невозможно, для этого нужна вертикальная волна с заваливающимся гребнем, как в фильме «Идеальный шторм». Он намного остойчивее парусного, поскольку нет мачты и парусов при том же корпусе, а ходовая рубка имеет легкую конструкцию.
Кормовые оконечности корпусов, обладающие большой плавучестью, в большинстве случаев предотвращают контакт моста с волной. Узкие и расположенные на большом расстоянии один от другого корпуса совершенно не влияют друг на друга; на ходу создается впечатление, что они просто разрезают воду. Волнообразование за идущим катамараном настолько незначительно, что даже на полном ходу появляется ощущение какой-то нереальности движения — скольжения по воде. Корпус сэндвичевой конструкции с заполнителем из кедровой планки прочен и легок — всего 8 т.
Катамаран имеет прекрасную обитаемость (впрочем, стандартную для парусных круизеров). На нем четыре двухместные каюты, большой салон, великолепный камбуз с полным набором оборудования, раковина с горячей и холодной водой, туалет, полноразмерная душевая кабина. Установлен опреснитель. Пост управления расположен в ходовой рубке; здесь постоянный штурманский стол и все навигационное оборудование, электрощит, приборы контроля двигателей, а также диван — спальное место и удобное регулируемое поворотное кресло рулевого. Навигация — полная: радар, карт-плоттер, магнитный компас, факс погоды, эхолоты (обычный и два впередсмотрящих — "Prode" и "Sea Scout").
В наших условиях закрытая ходовая рубка — большой плюс. Вход в нее прямо из салона по удобным ступенькам. За рубкой открытая верхняя площадка, на которой удобно находиться при желании побыть на солнце; прекрасный обзор, хорошее ограждение. На ней же смонтированы обычный (воздушного охлаждения) малошумящий бытовой генератор «Хонда» на 3 кВт и наружный блок кондиционера. На крыше рубки — антенное хозяйство и панель солнечных батарей.
В дождь можно отдыхать и в кормовом кокпите, для которого площадка за рубкой является крышей. Очень удобны площадки на корме (за транцем) для купания или ловли рыбы.
Вдоль бортов достаточно широкие проходы на носовую палубу. На ней — место для загара. Человек шесть, по крайней мере, мешать друг другу не будут.
Все это плавучее сооружение имеет прекрасные, притягивающие взгляд архитектурные формы. Название его — «Алдабра» (так называется один из Сейшельских островов).
Управляемость катамарана просто восхитительная. Несмотря на столь большую ширину, он ровно идет под одним двигателем, не проявляя никакой тенденции к скатыванию на бок. Работая двигателями враздрай, можно показывать чудеса маневренности на малой скорости. Поражаешься, как такое большое судно совершенно свободно совершает повороты под прямым углом.
Про качку вообще разговор особый. Любой однокорпусник, стоя на якоре, если есть волна, всегда кренится с борта на борт, что не доставляет никакого удовольствия ни пассажирам, не имеющим статуса «морских волков», ни рыбакам с их ведрами и наживками.
Даже килевые яхты на якорной стоянке качает прилично. А здесь ощущение такое, будто находишься на комфортабельном плоту — судно практически не качается, а просто отслеживает профиль волны. Нет необходимости в карданных подвесах на камбузе. Здесь стоит обычная кухонная газовая плита, за обедом ничто со стола не падает. Нет опасности при крене вывалиться за борт, когда идешь по палубе.
Это судно для комфортабельного отдыха. На волнении (волна 2.5-3 м) можно без перегрузок и ударов поддерживать скорость 7-8 уз. Однако при этом в ходовой рубке настолько резкая бортовая качка, что удержаться стоя, а тем более ходить, очень тяжело. За штурвалом приходится стоять, широко расставив ноги. Но стоит спуститься в салон — ощущаешь себя вполне уютно, а на кормовом диване в кокпите уже получаешь удовольствие. Даже при такой волне нет ударов мостом о волну, хотя носовые оконечности корпусов иногда полностью входят в воду и через переднюю балку идет вода. Неудобство возникает только от очень резкой бортовой качки, когда идешь лагом к волне, но сам угол крена очень мал. В целом мореходность такого катамарана просто великолепна! Как пример: в недавнем походе СРТМ вынужден был отстаиваться — ждать улучшения погоды, а катамаран спокойно пошел.
В отличие от больших и мощных моторных яхт, в салоне при движении тихо, шум двигателей очень слабый.
Доставка катамарана из Австралии производилась на борту контейнеровоза, так как экваториальные воды довольно опасны из-за пиратов, а идти открытым океаном на необкатанном судне мы не рискнули. А сейчас катамаран практически постоянно в походах. Опробован он уже и в дальнем плавании — побывал под Сахалином.