Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Кругозор
  • Новые суда и устройства
  • 2003 год
  • Мелкосидящая лодка с водометным подвесным мотором
Подкатегории раздела
Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Советы по покупке моторной лодки с подвесным мотором
Усовершенствования серийной лодки с подвесным мотором
Шпоновая прогулочная лодка «ШПШ-3М» с мотором
Восемь ходовых часов с подвесным мотором «Вихрь-30»
Крылья для «Казанки» с подвесным мотором «Вихрь»
Две навигации с подвесным лодочным мотором «Привет»
Мореходная мотолодка «Белуха» с подвесным мотором
Первое знакомство с подвесным мотором «Москва-25»
Лодка «Корсар» с мотором «Нептун-25» победила в гонке на приз «КиЯ»
Дистанционное управление подвесным мотором «Привет-22»
Однотросовое дистанционное управление подвесным мотором
Две навигации с подвесным мотором «Selva-30»
Две навигации с подвесным мотором «Selva-30» (продолжение)
35 часов с двухтактным подвесным мотором «Mercury 40ELPTO(2)»


Мелкосидящая лодка с водометным подвесным мотором

Год: 2003. Номер журнала «Катера и Яхты»: 183
          0


Здравствуйте, редакция!

На мой взгляд, нашей отечественной промышленностью оставлен без внимания очень перспективный сектор сбыта: имею в виду мелкосидящие лодки с водометными подвесными моторами.

Начну с того, что мой босс любит рыбалку на наших приморских реках, которые очень мелководны, со множеством перекатов и камней в русле. Другими словами, они напоминают горные реки. Для рыбалки на них мы перепробовали самые разные плавсредства, нашли оптимальное решение и теперь можем поделиться накопленным опытом.

Вначале испытывали на реке пластиковую лодку "Jet" длиной около 5.5 м со стационарным водометным комплексом "Mercury Sport Jet" (175 л.с.). Изумительно зарекомендовавшая себя на море, на реке она оказалась типичным "не то". В первый же выход на рыбалку мы ее чуть не потеряли: в начальный момент разгона она просаживается транцем сантиметров на 40-50 и, если мелко, с силой подсасывает гальку со дна. Результат — забитые входные кромки лопаток спрямляющего аппарата. Если же с ходу лодка пролетает по мелякам, пластиковое днище моментально стирается галькой. В общем, протерли днище, помяли нижнюю пластину водомета и спрямляющие лопатки. Ремонт был дорогой и длительный.

Мной был предложен вариант плоскодонной алюминиевой лодки с подвесным водометом.

Просмотрели все немногие плоскодонные отечественные лодки, в том числе выпущенные у нас во Владивостоке специально по заказу МЧС абсолютные плоскодонки. Отвергли все из-за малой толщины днища.

Основные данные двух моделей лодок фирмы "Wooldridge"


Информация об изображенииГлиссирующий катамаран фирмы "Zodiaс" (4.2x1.83 м)
Глиссирующий катамаран фирмы "Zodiaс" (4.2x1.83 м)
 
15 футов17 футов
Длина, м4.855.33
Ширина, м1.991.99
Высота борта, м0.610.61
Толщина борта, мм3.23.2
Ширина днища, м1.351.35
Толщина днища, м3.23.2
Килеватость, град.99
Вес с ветровым стеклом, кг308342
Топливный бак, л95121
Грузоподъемность, кг420499
Макс. мощность ПМ, л.с.:
- с винтом8080
- с водометом110115

Заказали в Сиэтле (США) на фирме "Wooldridge" 17-футовую алюминиевую лодку "Alaskan" с подвесным водометным двигателем "Yamaha115" (четырехтактным). Лодка отличная! Красивая, практичная, мелкосидящая. Мощный экономичный мотор. Но — не то! В первый же выход на камнях помяли днище, побили приемную часть мотора. Даже такие специальные лодки — все-таки не для ползанья на брюхе по валунам, они прекрасно подходят для эксплуатации на относительно больших речках, где есть риск повредить винт обычного подвесного мотора.


Информация об изображении15-футовая лодка фирмы "Wooldridge"
15-футовая лодка фирмы "Wooldridge"
 
Еще одна проблема в том, что, если на такой лодке с полного хода сесть на мель, то снять ее оттуда будет очень сложно: ведь окажется она сидящей на глубине меньше 10 см (ее ходовая осадка — чуть больше этой цифры!). Гальку и песок она выдерживает, а вот камни... Алюминий и камни — вещи плохо совместимые, особенно, когда этот алюминий несется со скоростью 50-60 км/ч. Толщина днища даже в 3.2 мм маловата. Применен сплав вроде нашего АМг; при ударах он мнется, не разрушаясь. Разумеется, при большей толщине последствия окажутся значительно меньше, но это будет уже другая лодка!

И еще одна проблема — маневренность. На лодке стоит обычное механическое рулевое управление TeleFlex. Число оборотов рулевого колеса для поворота от борта до борта — 4.0. Представляете, с какой скоростью надо крутить штурвал, чтобы вписаться во все повороты узеньких горных речек? Практически это невозможно. Надо или полностью переделывать рулевое управление, или ставить совершенно другую систему — тросовую или специально подобранную гидравлическую, а их с малым передаточным числом я в сборе так и не нашел.

Вывод — на такой лодке хорошо ходить по широким рекам с перекатами глубиной не менее 15-20 см. В этом случае она — просто прелесть! А как удобно с нее рыбачить!

Но у нас, повторяю, речки извилистые и глубины часто меньше, а камней много. Решили попробовать надувные лодки.

"Cadet FR 340" фирмы "Zodiac" — совершенная плоскодонка, пайол надувной (аэродек). Поставили на нее двухтактный подвесной водомет "Mercury 20 Jet" (силовая головка от 25-сильной модели). Лодка не идет. Выход на глиссирование очень тяжел, днище возле транца прогибается внутрь, отсекая от мотора воду движение неустойчивое. В общем, не годится.


Попробовали "мневку" — лодку "Кайман 360" с аэродеком. Идет, вроде, ничего, но мала жесткость аэродека, соответственно и днища. На ходу днище "играет", выгибается, лодка теряет стабильность движения. В целом — лучше, чем "Кадет", но все равно — не идеал.

Информация об изображенииМелкосидящая 17-футовая лодка "Alaskan"
Мелкосидящая 17-футовая лодка "Alaskan"
 
От безысходности решили попробовать новую 4.2-метровую "зодиаковскую" модель — "Futura FR Mark 2". У этой лодки (пайол — аэродек) под днищем, примерно в 30 см от киля, идут две надувные жесткие трубы — лыжи (скеги) высотой около 8 см. Они придают дополнительную продольную жесткость днищу и образуют что-то вроде корпусов катамарана с тоннелем между ними. Из-за этих лыж мы вначале и не решались пробовать такую лодку, поскольку считали, что ее осадка будет больше, чем у обычных лодок. И вот, когда поставили тот же водометный "Мерк" на эту лодку, оказалось, что более подходящего варианта для мелководий найти, наверное, невозможно.

Что мы на ней вытворяли! Лодка показывает просто чудеса проходимости: преодолевает перекаты с глубиной 5 см, ходит по такому мелководью, где у рыбы спинные плавники из воды торчат, разворачивается буквально на пятке! Благодаря лыжам мотор стоит выше их нижних кромок, поэтому лодка с ходу пролетает даже через сети, не задевая их. По перекатам она скользит, а мотор практически не задевает дно. Мягкое днище позволяет как бы "облизывать" рельеф; лодка "играет", проходит по валунам, порогам без каких-либо жестких ударов. Киль и лыжи (скеги) защищены противоизносным пластиком, действительно хорошо защищающим от последствий неоднократных проходов по перекатам и таскания по берегу.

На этих лодках мы побывали там, где звук мотора не раздавался никогда, куда можно было забраться только на вертолете. Она хорошо глиссирует с тремя человеками на борту и некоторым грузом, но скорость, конечно, меньше, чем под винтовым подвесником. Лодка очень верткая (за счет водомета), но при движении по извилистым рекам это большой плюс.


Вес лодки и мотора позволяет перемещать их одному человеку, хотя и с трудом. Для двоих же проблем нет совсем. Если купить к лодке пару колес, идущих как опция, то ее и спускать и вытаскивать прямо с мотором будет удобно и в одиночку. Места такой комплект (лодка и мотор) занимает немного, он свободно помещается в задний отсек джипа.

Более тяжелая и крупная лодка "Mark 3" (4.7 м) тоже неплохо ходит с этим мотором, но она уже тяжела, в одиночку ее кантовать практически невозможно. Оптимален для нее "Mercury 40 Jet" (на базе 60-сильного мотора), но одному его не поднять. По проходимости этот вариант не отличается от предыдущего, но именно из-за большего веса он менее удобен.

Естественно, на всех надувных лодках для постановки водометного подвесного мотора приходилось наращивать транец. На "Зодиаках" высота транца должна составлять 52.5 см. Транец наращивался двумя пластинами нержавеющей стали толщиной 3 мм, между которыми ставился фанерный вкладыш толщиной по штатному транцу. Пластины крепились к транцу пятью болтами М6, а надставная часть с фанерной вставкой — тремя такими же болтами. На листы стали сверху ставились штатные под-струбцинники для мотора и фанерная подкладка под заднюю часть струбцин. Весь комплект собирался на эпоксидной смоле.

По волне эти лодки идут не очень хорошо, килеватости у них практически нет, и даже на малой волне они "хлюпают". С обычным мотором я их не пробовал.

Еще раз скажу: водометный подвесной мотор — оптимальное средство тяги при работе на мелководье. В отличие от обычных прямоточных водометов, применяемые на подвесных моторах за рубежом центробежные водометы совершенно не боятся подсоса гальки. В таких моторах просто нет спрямляющего аппарата, импеллер похож не на гребной винт, а на шнек мясорубки. Однако, если заглатывание гальки — постоянный режим, рекомендую сразу приобрести вместо алюминиевого ротор из нержавеющей стали. У этих моторов нет редуктора как такового, поэтому надежность значительно выше. Нет и проблем с подбором оптимального винта — водомет всегда работает в оптимальном режиме независимо от загрузки лодки. При подходе к берегу нет необходимости откидывать мотор — он не выступает ниже днища лодки! (Если лодка с обычными обводами, то выступает, но очень мало — задней частью примерно на 4 см.) После контакта с камнями защитная решетка очень легко приводится в норму при помощи молотка и наковальни. И наконец, на лодке легко можно дать задний ход, не дожидаясь сброса оборотов мотора; при этом нет никаких стуков при включении реверса.


Маленький, но приятный плюс — такие моторы удобно ставятся на "пятку", она у них плоская; он даже может стоять вертикально сам по себе, правда, не очень устойчиво. По крайней мере, ставишь его вертикально спокойно, не боясь за винт.

За все надо платить. КПД водометных моторов ниже, чем обычных, а цена выше — в среднем на 20-25%. Меньше будет и максимальная скорость лодки. Для моря или больших открытых водоемов они не подходят, так как "не любят волну" из-за прохватов воздуха. Не любят они и сильно заросших водоемов, но забитая водорослями приемная решетка чистится очень легко, надо только поднять мотор.

Сожалею, что таких моторов у меня не было раньше, когда я работал в Якутии на гидрометеорологической станции и приходилось много трудностей испытывать, чтобы добраться до нужного пункта по малой воде.

Думаю, такие моторы на мелкосидящих лодках нужны очень многим.


Понравилась ли вам эта статья?
0

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Малое судостроение Италии в цифрах и фактах
Современный подход к созданию катеров для промышленного выпуска
Моторный катамаран «Алдабра»
Самая большая в мире одномачтовая яхта «Мирабелла V»
Сообщения: шторм, дракон, загадка, книга, флагман STA, юнга...
Интервью с владельцами водной стоянки «Прокат» в Самаре
Что нужно знать о новом налоговом кодексе (Глава 28. Транспортный налог)
Санкт-Петербургский яхт-клуб «Балтиец»
75-я сессия Генеральной ассамблеи UIM
Попытка возрождения «Морского клуба» в Петербурге
Итоги первого года обслуживания по пластиковым картам «M-card»
Построена копия армянского киликийского парусника XIII века
Самодельный гидроцикл с двигателем от «Жигулей»
Вопросы читателей о выпуске катеров «Амур», «Восток» и «Стрела»
Александр Маркаров — генеральный директор компании «Царь Марин»

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Мелкосидящая лодка с водометным подвесным мотором

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Управление вспомогательным подвесным мотором
Андрей Бахарев — генеральный директор компании «Лидер»
Катера и моторные лодки фирмы «Пласт»
Империя «Mercury Marine» глазами специального корреспондента «КиЯ»
Репортаж с 43-й Портлендской бот-шоу
Французский катер со скандинавской компоновкой «Ocqueteau-760»
Владимир Антонов — начальник Главного управления ГИМС
Николай Литау — капитан яхты «Апостол Андрей»
Кругосветное плавание на яхте «Саид» продолжается
Компания «СТК» выпускает финские катера «Marino Miracle»
Каютный катер «Фантом-II» фирмы «Курс»
Началось производство надувных мотолодок «Suzumar»
Юрий Ефремов — начальник отдела главного конструктора о моторе «Нептун-25»
Многофункциональный преобразователь напряжения для яхт
«Рикошет 747R» — новая яхта для регаты «Ява-Трофи»


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 25 + 25 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории