На мой взгляд, нашей отечественной промышленностью оставлен без внимания очень перспективный сектор сбыта: имею в виду мелкосидящие лодки с водометными подвесными моторами.
Начну с того, что мой босс любит рыбалку на наших приморских реках, которые очень мелководны, со множеством перекатов и камней в русле. Другими словами, они напоминают горные реки. Для рыбалки на них мы перепробовали самые разные плавсредства, нашли оптимальное решение и теперь можем поделиться накопленным опытом.
Вначале испытывали на реке пластиковую лодку "Jet" длиной около 5.5 м со стационарным водометным комплексом "Mercury Sport Jet" (175 л.с.). Изумительно зарекомендовавшая себя на море, на реке она оказалась типичным "не то". В первый же выход на рыбалку мы ее чуть не потеряли: в начальный момент разгона она просаживается транцем сантиметров на 40-50 и, если мелко, с силой подсасывает гальку со дна. Результат — забитые входные кромки лопаток спрямляющего аппарата. Если же с ходу лодка пролетает по мелякам, пластиковое днище моментально стирается галькой. В общем, протерли днище, помяли нижнюю пластину водомета и спрямляющие лопатки. Ремонт был дорогой и длительный.
Мной был предложен вариант плоскодонной алюминиевой лодки с подвесным водометом.
Просмотрели все немногие плоскодонные отечественные лодки, в том числе выпущенные у нас во Владивостоке специально по заказу МЧС абсолютные плоскодонки. Отвергли все из-за малой толщины днища.
Основные данные двух моделей лодок фирмы "Wooldridge"
15 футов | 17 футов | |
Длина, м | 4.85 | 5.33 |
Ширина, м | 1.99 | 1.99 |
Высота борта, м | 0.61 | 0.61 |
Толщина борта, мм | 3.2 | 3.2 |
Ширина днища, м | 1.35 | 1.35 |
Толщина днища, м | 3.2 | 3.2 |
Килеватость, град. | 9 | 9 |
Вес с ветровым стеклом, кг | 308 | 342 |
Топливный бак, л | 95 | 121 |
Грузоподъемность, кг | 420 | 499 |
Макс. мощность ПМ, л.с.: | ||
- с винтом | 80 | 80 |
- с водометом | 110 | 115 |
Заказали в Сиэтле (США) на фирме "Wooldridge" 17-футовую алюминиевую лодку "Alaskan" с подвесным водометным двигателем "Yamaha115" (четырехтактным). Лодка отличная! Красивая, практичная, мелкосидящая. Мощный экономичный мотор. Но — не то! В первый же выход на камнях помяли днище, побили приемную часть мотора. Даже такие специальные лодки — все-таки не для ползанья на брюхе по валунам, они прекрасно подходят для эксплуатации на относительно больших речках, где есть риск повредить винт обычного подвесного мотора.
Еще одна проблема в том, что, если на такой лодке с полного хода сесть на мель, то снять ее оттуда будет очень сложно: ведь окажется она сидящей на глубине меньше 10 см (ее ходовая осадка — чуть больше этой цифры!). Гальку и песок она выдерживает, а вот камни... Алюминий и камни — вещи плохо совместимые, особенно, когда этот алюминий несется со скоростью 50-60 км/ч. Толщина днища даже в 3.2 мм маловата. Применен сплав вроде нашего АМг; при ударах он мнется, не разрушаясь. Разумеется, при большей толщине последствия окажутся значительно меньше, но это будет уже другая лодка!
И еще одна проблема — маневренность. На лодке стоит обычное механическое рулевое управление TeleFlex. Число оборотов рулевого колеса для поворота от борта до борта — 4.0. Представляете, с какой скоростью надо крутить штурвал, чтобы вписаться во все повороты узеньких горных речек? Практически это невозможно. Надо или полностью переделывать рулевое управление, или ставить совершенно другую систему — тросовую или специально подобранную гидравлическую, а их с малым передаточным числом я в сборе так и не нашел.
Вывод — на такой лодке хорошо ходить по широким рекам с перекатами глубиной не менее 15-20 см. В этом случае она — просто прелесть! А как удобно с нее рыбачить!
Но у нас, повторяю, речки извилистые и глубины часто меньше, а камней много. Решили попробовать надувные лодки.
"Cadet FR 340" фирмы "Zodiac" — совершенная плоскодонка, пайол надувной (аэродек). Поставили на нее двухтактный подвесной водомет "Mercury 20 Jet" (силовая головка от 25-сильной модели). Лодка не идет. Выход на глиссирование очень тяжел, днище возле транца прогибается внутрь, отсекая от мотора воду движение неустойчивое. В общем, не годится.
Попробовали "мневку" — лодку "Кайман 360" с аэродеком. Идет, вроде, ничего, но мала жесткость аэродека, соответственно и днища. На ходу днище "играет", выгибается, лодка теряет стабильность движения. В целом — лучше, чем "Кадет", но все равно — не идеал.
От безысходности решили попробовать новую 4.2-метровую "зодиаковскую" модель — "Futura FR Mark 2". У этой лодки (пайол — аэродек) под днищем, примерно в 30 см от киля, идут две надувные жесткие трубы — лыжи (скеги) высотой около 8 см. Они придают дополнительную продольную жесткость днищу и образуют что-то вроде корпусов катамарана с тоннелем между ними. Из-за этих лыж мы вначале и не решались пробовать такую лодку, поскольку считали, что ее осадка будет больше, чем у обычных лодок. И вот, когда поставили тот же водометный "Мерк" на эту лодку, оказалось, что более подходящего варианта для мелководий найти, наверное, невозможно.
Что мы на ней вытворяли! Лодка показывает просто чудеса проходимости: преодолевает перекаты с глубиной 5 см, ходит по такому мелководью, где у рыбы спинные плавники из воды торчат, разворачивается буквально на пятке! Благодаря лыжам мотор стоит выше их нижних кромок, поэтому лодка с ходу пролетает даже через сети, не задевая их. По перекатам она скользит, а мотор практически не задевает дно. Мягкое днище позволяет как бы "облизывать" рельеф; лодка "играет", проходит по валунам, порогам без каких-либо жестких ударов. Киль и лыжи (скеги) защищены противоизносным пластиком, действительно хорошо защищающим от последствий неоднократных проходов по перекатам и таскания по берегу.
На этих лодках мы побывали там, где звук мотора не раздавался никогда, куда можно было забраться только на вертолете. Она хорошо глиссирует с тремя человеками на борту и некоторым грузом, но скорость, конечно, меньше, чем под винтовым подвесником. Лодка очень верткая (за счет водомета), но при движении по извилистым рекам это большой плюс.
Вес лодки и мотора позволяет перемещать их одному человеку, хотя и с трудом. Для двоих же проблем нет совсем. Если купить к лодке пару колес, идущих как опция, то ее и спускать и вытаскивать прямо с мотором будет удобно и в одиночку. Места такой комплект (лодка и мотор) занимает немного, он свободно помещается в задний отсек джипа.
Более тяжелая и крупная лодка "Mark 3" (4.7 м) тоже неплохо ходит с этим мотором, но она уже тяжела, в одиночку ее кантовать практически невозможно. Оптимален для нее "Mercury 40 Jet" (на базе 60-сильного мотора), но одному его не поднять. По проходимости этот вариант не отличается от предыдущего, но именно из-за большего веса он менее удобен.
Естественно, на всех надувных лодках для постановки водометного подвесного мотора приходилось наращивать транец. На "Зодиаках" высота транца должна составлять 52.5 см. Транец наращивался двумя пластинами нержавеющей стали толщиной 3 мм, между которыми ставился фанерный вкладыш толщиной по штатному транцу. Пластины крепились к транцу пятью болтами М6, а надставная часть с фанерной вставкой — тремя такими же болтами. На листы стали сверху ставились штатные под-струбцинники для мотора и фанерная подкладка под заднюю часть струбцин. Весь комплект собирался на эпоксидной смоле.
По волне эти лодки идут не очень хорошо, килеватости у них практически нет, и даже на малой волне они "хлюпают". С обычным мотором я их не пробовал.
Еще раз скажу: водометный подвесной мотор — оптимальное средство тяги при работе на мелководье. В отличие от обычных прямоточных водометов, применяемые на подвесных моторах за рубежом центробежные водометы совершенно не боятся подсоса гальки. В таких моторах просто нет спрямляющего аппарата, импеллер похож не на гребной винт, а на шнек мясорубки. Однако, если заглатывание гальки — постоянный режим, рекомендую сразу приобрести вместо алюминиевого ротор из нержавеющей стали. У этих моторов нет редуктора как такового, поэтому надежность значительно выше. Нет и проблем с подбором оптимального винта — водомет всегда работает в оптимальном режиме независимо от загрузки лодки. При подходе к берегу нет необходимости откидывать мотор — он не выступает ниже днища лодки! (Если лодка с обычными обводами, то выступает, но очень мало — задней частью примерно на 4 см.) После контакта с камнями защитная решетка очень легко приводится в норму при помощи молотка и наковальни. И наконец, на лодке легко можно дать задний ход, не дожидаясь сброса оборотов мотора; при этом нет никаких стуков при включении реверса.
Маленький, но приятный плюс — такие моторы удобно ставятся на "пятку", она у них плоская; он даже может стоять вертикально сам по себе, правда, не очень устойчиво. По крайней мере, ставишь его вертикально спокойно, не боясь за винт.
За все надо платить. КПД водометных моторов ниже, чем обычных, а цена выше — в среднем на 20-25%. Меньше будет и максимальная скорость лодки. Для моря или больших открытых водоемов они не подходят, так как "не любят волну" из-за прохватов воздуха. Не любят они и сильно заросших водоемов, но забитая водорослями приемная решетка чистится очень легко, надо только поднять мотор.
Сожалею, что таких моторов у меня не было раньше, когда я работал в Якутии на гидрометеорологической станции и приходилось много трудностей испытывать, чтобы добраться до нужного пункта по малой воде.
Думаю, такие моторы на мелкосидящих лодках нужны очень многим.