Подвесной лодочный мотор «Привет» уже поступает в магазины. Органы управления его, особенно переключение реверса, отличаются от всех других подвесных моторов средней мощности, к которым выпускается серийное дистанционное управление, да и любительских конструкций разработано много. Учитывая это, редакция публикует чертежи ДУ для мотора «Привет», разработанное казанцем В. А. Смирновым, достаточно простое и надежное. На наш взгляд, конструкцию этого ДУ можно несколько улучшить, облегчив тем самым и подбор тросов необходимой длины и упростив регулировку натяжения оболочек. Для этого в отверстиях корпуса лучше не припаивать оболочки, а установить винтовые трубчатые упоры, через них пропустить трос и закрепить на поводке реверса по тому же принципу, как и на поводке газа. Тогда тросики управления можно будет подобрать готовые, например, от мотоциклов. В конструкции автора в системе управления газом усилие передается от оболочки на поддон мотора, который крепится к плите через эластичные резиновые амортизаторы и подвижен относительно блока двигателя. Поэтому упор оболочки целесообразнее перенести, например, ка основание крепления румпеля. Тем самым будут исключены непредвиденные увеличение или уменьшение оборотов двигателя.
Устанавливая на свою лодку мотор «Привет-22», я убедился, что ни одно из серийных дистанционных управлений не подходит к нему. Пришлось заняться конструированием, и вот уже более двух навигаций я плаваю с ДУ собственной конструкции, достаточно простым в изготовлении и надежным.
Ручки управления могут быть любой конструкции, а можно применить и серийные от ДУ моторов «Москва» или «Вихрь».
Основной деталью управления является корпус ДУ а (рис. 1), изготовленный из листовой стали и подкрепленный после гибки приварными ребрами жесткости. На рис. д дана развертка корпуса ДУ. Все отверстия в корпусе лучше сверлить после гибки и приварки ребер. Затем изготавливается кронштейн е и к нему крепится палец ∅10 мм с резьбой М8. Детали 1 и 2 (рис. 2) совмещаются так, чтобы два отверстия детали 2 совпали с продольными пазами детали 1, и подвижно соединяются винтами М5. Для обеспечения подвижности нужно применить или самоконтрящиеся гайки или контргайку.
Собранный узел (детали 1 и 2) устанавливается на переднюю ручку мотора и закрепляется кронштейном, перемещающимся по продольным пазам корпуса, палец вводится в отверстие ручки и затягивается барашковой гайкой. После установки узла необходимо отмерить необходимую длину оболочек троса управления реверсом и концы их припаять припоем ПОС-40 (а еще лучше латунью) к корпусу 1. После этого пропустить через них и поводок 4 трос управления реверсом. Затем на рычаг переключения реверса надо установить насадку 3, совместив ее палец с отверстием поводка, разметить и просверлить два отверстия для крепежных винтов в рычаге и закрепить насадку винтами iV\4. Концы троса подсоединяются к ручке управления при нейтральном положении как ручки, так и рычага, затем выбирается слабина оболочек и поводок стопорится на тросе двумя винтами с контргайками. При использовании ручкн управления для мотора «Вихрь» (например, на «Прогрессе») необходимо несколько увеличить ход троса «передний ход — нейтраль — задний ход», разнеся отверстия крепления концов троса от оси вращения барабана, или несколько укоротить насадку рычага переключения.
Для управления газом необходимо изготовить поводок, надеваемый на рычаг газа и контрящийся пружинным кольцом. К одному концу поводка крепится пружина, к другому — трос управления. Усилие пружины должно быть таково, чтобы она возвращала рычаг управления в положение «малый газ». Оболочка троса управления должна упираться в резиновую втулку отверстия для троса газа в поддоне. Для этого на конец оболочки припаивается шайба несколько большего диаметра, чем отверстие во втулке. На конце троса делается утолщение для фиксации в поводке. Трос с надетой оболочкой подсоединяется к ручке газа и слабина троса устраняется в положении ручки «малый газ».
Демонтаж всего ДУ с мотора производится очень быстро — нужно отвернуть барашковую гайку и сдвинуть кронштейн на себя, снять трос управления поворотом и вынуть трос газа из поводка.
На своем моторе я сделал и некоторое усовершенствование пускового механизма. Из-за «нижнего» запуска мотора очень резко перегибается пусковой шнур на лодках с рецессом. От этого шнур очень быстро перетирается о металлические края 10-миллиметрового отверстия в поддоне. Дополнительный перегиб шнура уже в поддоне создается еще и тем, что диаметр намотки его на барабан меняется, а размер отверстия в поддоне не компенсирует этого изменения.
Для устранения этого недостатка необходимо отверстие для шнура в поддоне увеличить до размера 40X14 мм (рис. 3, а) (в сторону рычага реверса) и установить снаружи два горизонтальных, а внутри один вертикальный ролик. Расстояние между горизонтальными роликами должно быть несколько меньше высоты проделанного отверстия (10—12 мм).
Вертикальный ролик устанавливается со стороны рычага реверса и также должен несколько перекрывать отверстие. При такой переделке трос не задевает за поддон и служит очень долго.
Ручку запуска очень удобно крепить на специальном кронштейне, привернутом двумя винтами к капоту мотора (рис. 3, б). Особенно это желательно сделать на моторе с ДУ и глубоким рецессом — запуску не будет мешать трос реверса.