Разрабатывая описываемую систему, автор стремился создать достаточно простую и надежную конструкцию, не требующую применения возвратных пружин. В данном ДУ использована передача с «бесконечным тросом», огибающим несколько раз два шкива, — шкив 1, соединенный с рукояткой 2 на пульте управления, и шкив 24, закрепленный на кронштейне 12 над передней ручкой мотора. Благодаря этому между шкивами обеспечивается надежная связь, трос не проскальзывает даже при повороте шкива 24 на угол до 360°.
На одной оси со шкивом 24 расположен диск 23, имеющий эксцентрично посаженный палец 10, который при работе механизма оказывается в зацеплении со штоком 13 (включения реверса) или 19, приводящим во вращение вертикальный валик 16 заслонки карбюратора. Эти штоки расположены параллельно друг другу по обе стороны от оси вращения шкива 24. Шток 19 снабжен расширяющейся частью с двумя пазами 20 и 21, которые перпендикулярны оси штока. Такой же паз И имеется и в штоке 13. Выступы 8 и 9, образующие паз 21, расположены над плоской частью штока 13. Они позволяют штокам перемещаться независимо друг от друга при работе механизма под действием пальца 10.
В нейтральном положении реверса палец 10 располагается в прорези 11, ось которой совмещается с осью шкива 24. При повороте рукоятки 2 вправо шкив 24 получает вращение по часовой стрелке, а палец 10 перемещает шток 13 и планку реверса 14 (штатная деталь мотора) вправо; происходит включение переднего хода. Двигатель при этом работает на малых оборотах. Чтобы включить передний ход, планку реверса необходимо переместить на несколько меньшее расстояние, чем величина радиуса отстояния оси пальца 10 от оси шкива. Поэтому включение фиксатора реверса происходит прежде, чем палец 10 выйдет из зацепления с пазом 11.
При дальнейшем повороте рукоятки на пульте палец 10 выходит из паза 11 и входит в паз 20 штока 19, Затем, вращаясь вместе со шкивом 24, он перемещает этот шток влево вместе с ползуном 15. При этом валик дроссельной заслонки карбюратора 16 через тягу 18 и рычаг 17 получает вращение в сторону открытия заслонки, частота вращения двигателя повышается. Линейное перемещение ползуна 15 возможно на величину диаметра круга, описываемого пальцем 10.
При повороте рукоятки из крайнего правого положения влево сначала происходит прикрытие дроссельной заслонки карбюратора до положения, соответствующего минимальным устойчивым оборотам двигателя, затем палец 10 выходит из паза 20, входит в паз И и перемещает шток 13 и планку реверса 14 в нейтральное положение. В этом положении пружина 5 на ветви троса 7 оказывается слегка сжатой между кронштейном 4 и упором 6 на тросе.
При дальнейшем перемещении рукоятки 2 влево палец 10 сперва перемещает шток 13 и планку реверса влево до включения заднего хода, а затем входит в паз 21 штока 19 и, перемещая его на небольшую величину, несколько увеличивает частоту вращения двигателя. Движение на заднем ходу происходит на малых оборотах, что исключает откидывание мотора от транца. В крайнем левом положении рукоятки 2 на пульте пружина 5 оказывается сжатой между упором 6 и кронштейном 4, что исключает движение лодки задним ходом без контроля водителя: если выпустили рукоятку из руки, пружина мгновенно вернет рукоятку — если не в положение нейтрали, то по крайней мере в положение, соответствующее минимальной частоте вращения.
На диске 23, диаметр которого соответствует размеру ладони, нанесена насечка. Это позволяет управлять газом и реверсом, вращая диск рукой.
Чтобы поворот мотора не вызывал вращения шкивов 1 и 24, ветви 5 и 22 приводного троса вблизи мотора проведены через боуденовские оболочки, одни их концы закреплены на кронштейне 12, а другие — на корпусе мотолодки.
Для остановки двигателя в рукоятку 2 вмонтирована кнопка 3.
Изготовленное по приводимым эскизам ДУ безотказно работает на моем «Вихре» уже несколько лет. С небольшими изменениями, учитывающими направления включения реверса, эта схема может быть применена и на «Нептуне-23».