Я эксплуатирую стеклопластиковую мотолодку «Дракон» с двумя моторами «Вихрь-30». Условия плавания в Амурском заливе, особенно в осенний период, достаточно жесткие. Здесь и резкие шквалы, и северный ветер с его короткой и хлесткой волной, и прочие «прелести» морского климата.
Особых претензий к лодке и моторам не имею, но одно обстоятельство постоянно омрачает радость водного путешествия — короткие «ноги» у двигателей. Из-за низкой посадки двигателей вероятность их заливания в свежую погоду достаточно велика; это серьезно сказывается на надежности двигателей, а следовательно, на безопасности плавания. Двигатели и высоко не поднимешь — оголяется винт, и низко не посадишь — заливает, да и неудобно заводить. Герметизация поддона эффекта не дает.
Почему завод поставляет в продажу моторы только с коротким дейдвудом, ведь немалая часть их эксплуатируется в морских условиях? Неужели для завода так сложно наладить выпуск моторов с удлиненным дейдвудом? Не хочется верить, что соображения плана, сложности перестройки техпроцесса и т. д. преобладают над здравым смыслом.
В «КиЯ» я встречал несколько рекомендаций по удлинению дейдвуда, однако все они касались удлинения его подводной части. Но согласитесь, что изготовить необходимые детали сложно, кроме того, требуется поднимать транец у лодки.
Мне удалось поднять двигатель над водой, не трогая транец, следующим образом. По моей просьбе были изготовлены отливки из алюминиевого сплава высотой 160 мм, по конфигурации повторяющие верхнюю часть дейдвуда. Лобовая часть этих отливок увеличена на 50 мм. После обработки получились проставки высотой 153 мм. Как показывает практика, этой высоты достаточно, чтобы моторы не заливало водой в свежую погоду.
Специальных исследований двигателей с подобной доработкой я не проводил, но целесообразность проделанной работы бесспорна. Во-первых, снизились уровень шума и расход бензина; во-вторых, стала четкой работа двигателя на малых оборотах даже при включении скорости; в-третьих, улучшился обзор двигателей, упростилось их обслуживание.
Подобные проставки изготовили еще несколько владельцев маломерных судов. Все они остались довольны, так как теперь не приходится беспокоиться за работу двигателя в свежую погоду.