Опубликованная под таким названием в «КЯ» №107 заметка вызвала большой интерес. В редакцию пришло много писем с просьбой уточнить конструкцию отдельных деталей насоса и технологию их изготовления.
Привожу уточненные эскизы деталей, а также сборочный чертеж насоса, который изготовляется в штатном корпусе помпы системы охлаждения «Вихря».
Шайбу и кольцо из нержавеющей стали, запрессованные в корпус насоса «Вихря», следует удалить. Затем корпус 1 обрабатывается до указанных на рис. 3, а размеров; выходной патрубок выпрессовывается. Из дюралюминия Д16Т вытачиваются две дополнительные детали-вкладыши. Верхний вкладыш 4 запрессовывается в корпус с натягом; нижний 5 — вставляется свободно снизу. При сборке обеспечивается зазор между буртиком дет. 5 и корпусом, равный 0,2 мм; этот зазор необходим для плотного прилегания обоих вкладышей своими плоскостями.
В обоих вкладышах 4 и 5 фрезой диаметром 5 мм со сточенными кромками фрезеруют пазы глубиной 4 мм; кромки фрезы стачивают для того, чтобы в углах пазов образовались радиусы 1,5—2 мм. Так как каналы имеют ширину 5 мм в напорной части, изменяющуюся до 7 мм, то их фрезеровка производится за два прохода. Для удобства выполнения этой работы в верхней части, запрессованной в корпус насоса, снаружи через отверстие выходного патрубка следует сделать сквозное сверление и считать эту точку нулевой отметкой при фрезеровке (по градусам делительной головки). Переход с радиуса 26,0 на 21,0 осуществляется перемещение стола станка.
Каналы должны иметь симметричную конфигурацию в обоих вкладышах насоса. Для полного совмещения каналов при сборке насоса в нижнюю деталь нужно поставить штифт диаметром 3 мм, а в верхней части просверлить отверстие диаметром 3,2 мм.
Входное отверстие в нижней части следует фрезеровать насквозь, а выходное — напорное — совместить с выходным патрубком 3 корпуса насоса. Выходное отверстие следует доработать надфилем, удалить заусеницы и скруглить кромки. Каналы желательно зачистить мелкой шкуркой.
Количество «зубьев» крыльчатки, изготовляемой из капролона, может быть больше или меньше указанного на рис. 2 в зависимости от фрезы, которая используется для ее изготовления. Шпоночный паз в крыльчатке делается фрезой диаметром 3 мм на глубину 1 мм. Шпонка диаметром 3 мм и длиной 12 мм — латунная.
В собранном насосе крыльчатка должна иметь минимальный осевой люфт 0,1—0,2 мм. Диаметр отверстия в верхнем вкладыше 17,5 мм необходим для осевого перемещения вала-шестерни со шпонкой.
При сборке насоса прежде всего следует поставить нижний вкладыш 5 на корпус редуктора, надеть на вал крыльчатку 6 со шпонкой и сам корпус 1 насоса с вкладышем 4, совместив при помощи штифта каналы обоих вкладышей. Все необходимо смазать смазкой ЦИАТИМ. Дальнейшая сборка системы производится в обычном порядке. Для лучшего наполнения полости под помпой водозаборные отверстия можно рассверлить до диаметра 4,7 мм.
Сделанная по приводимым эскизам помпа надежно работает уже в течение нескольких навигаций. Напор от нее немного превышает напор штатной «вихревской», а КПД существенно выше, так как благодаря зазору в 2 мм устранено трение крыльчатки о стенки камеры, образуемой вкладышами. Помпа надежно работает на всех режимах эксплуатации двигателя.