Предлагаемый вихревой насос изготовляется в штатном корпусе насоса системы охлаждения «Вихря». Корпус имеет эксцентрично проточенную полость с запрессованными шайбой и кольцом из нержавеющей стали. Прежде всего эти детали необходимо удалить, зажав корпус за наружную его поверхность в патроне токарного станка. Затем корпус следует обработать до указанных на рис. 1, а размеров и выпрессовать выходной патрубок (изнутри). Далее из дюралюминия Д16Т необходимо выточить две дополнительные детали. Одна из них (рис. 1, в) запрессовывается в корпус с натягом и образует половину камеры помпы, другая (рис. 2) — легким движением руки вставляется снизу и образует вторую половину камеры.
В обеих половинах камеры следует выфрезеровать каналы диаметром 5 мм, как показано на рис. 1,6 и 2. Для этого детали необходимо поочередно зажать в патрон делительной головки стакана. Каналы должны иметь симметричную конфигурацию в обеих половинах камеры (по градусам делительной головки). Для полного совмещения каналов при сборке помпы в нижнюю деталь нужно поставить штифт диаметром 3 мм, а в верхней части просверлить отверстие диаметром 3,2 мм.
Входное отверстие в нижней части следует фрезеровать насквозь, выходное (напорное) — совместить с выходным патрубком.
Крыльчатка, изготовленная из капролона, имеет 17 зубьев.
После выполнения всех работ в корпус необходимо запрессовать выходной патрубок, подчистить каналы шкуркой и запрессовать в корпус сальник. При сборке прежде всего следует поставить нижнюю половину камеры на корпус редуктора, затем надеть крыльчатку со шпонкой (диаметр 3 мм) и сам корпус, совместив каналы (по направляющему штифту). Все необходимо смазать смазкой ЦИАТИМ. Последующая сборка деталей системы охлаждения производится в обычном порядке.
Изготовленная по этим эскизам помпа надежно работает на моем «Вихре-М» уже в течение двух полных навигаций. В верхней точке водяной рубашки цилиндров мною установлен штуцер для контроля работы системы охлаждения. По напору струн легко определить качество работы помпы и отсутствие охлаждения с места водителя. Напор от вихревой помпы немного превышает напор штатной «вихревской». Вихревая помпа имеет высокий КПД. Он обуславливается отсутствием трения крыльчатки о стенки камеры (зазор 2 мм), следовательно, отбор полезной мощности от двигателя на охлаждение минимальный. Помпа надежно работает на средних и малых оборотах двигателя.