Причиной слабой искры может послужить несовпадение момента размыкания контактов прерывателя с моментом наибольшей величины ЭДС, индуктируемой в катушках зажигания магнето. Максимум ЭДС наступает в момент максимальной скорости изменения магнитного потока в сердечниках катушек зажигания. Размыкание контактов в этот момент обеспечивает наибольшую длину искры (под длиной искры подразумевается величина пробиваемого воздушного промежутка).
Причинами, вызывающими несовпадение момента размыкания контакта и максимума ЭДС, являются:
- уменьшение расстояния R от оси касания подвижных контактов прерывателя до точки касания прерывателя с кулачком — величины плеча толкателя — в связи с износом рабочей поверхности кулачка (см. рис. );
- несоответствие величины зазора между контактами прерывателя величине плеча толкателя;
- неправильное положение кулачка прерывателя относительно маховика.
Назовем началом перекрытия сердечника момент, когда набегающая кромка 2 полюсных наконечников магнитной системы маховика при его вращении пересекает кромку 1 сердечника катушки зажигания. Размыкание контактов прерывателя в этот момент будем считать нулевым перекрытием. В дальнейшем набегающая кромка будет проходить середину сердечника (перекрытие 0,5) и пересекать другую его кромку (полное перекрытие сердечника). Для полного перекрытия маховик магнето МН-1 (МВ-1) должен повернуться на 11—12°.
На моторе «Вихрь-30» наибольшая длина искры — 8 мм — наблюдалась при перекрытии 0,3—0,8. При меньшем длина искры быстро уменьшалась, а при нулевом была почти незаметной. Если контакты прерывателя размыкались в момент, когда полюсный наконечник еще не пересек кромку сердечника катушки зажигания, искра пропадала совсем. При более позднем размыкании контактов величина искры уменьшалась медленнее. При перекрытии 1,2 величина искры составляла 2—3 мм. На моторе «Привет» наибольшая величина искры (7 мм) наблюдалась при перекрытии 0,5.
Проведя испытания мотора «Вихрь-30», мне удалось установить зависимость величины перекрытия, опережения зажигания и величины искры от величины зазора в контактах прерывателя (см. таблицу).
При искре короче 2—3 мм запуск мотора становится ненадежным или невозможным. (Заметим, что при проверке маховик вращался при помощи шнура, как при аварийном запуске.) При более медленном вращении влияние величины перекрытия возрастает, однако в момент, когда набегающая кромка полюсного наконечника пересекает центр сердечника катушки зажигания, искра имеет максимальную длину.
На работу системы зажигания большое влияние оказывает величина зазора в контактах прерывателя. Кулачок прерывателя устанавливается на ступице маховика и вращается синхронно с ним. Толкатель 7 прерывателя скользит по наружной поверхности кулачка. Когда меньший радиус кулачка при вращении оказывается напротив толкателя, он под действием пружины приближается к центру кулачка, а подвижный контакт прерывателя упирается в неподвижный. При дальнейшем вращении маховика между кулачком и толкателем образуется некоторый зазор. Затем кулачок своим выступом будет касаться толкателя в точке 6. Положение этой точки на образующей кулачка различно и зависит от величины зазора в контактах прерывателя. При увеличении зазора размыкание контактов происходит раньше. При этом величина перекрытия уменьшается, а угол опережения зажигания увеличивается.
Плечо толкателя 7 на новых магнето составляет около 16,5 мм. Толкатель, имеющий выпуклую рабочую поверхность, кулачка 5 касается серединой. По мере износа толкателя соприкасающаяся с кулачком поверхность становится плоской, а точка касания приближается к оси качания на 1—2 мм. Размыкание контактов в связи с этим происходит раньше на 3—8° по углу поворота маховика относительно основания магнето — при нулевом перекрытии или даже отрицательном. Для восстановления оптимального перекрытия (0,5) необходимо уменьшить зазор в прерывателе. Если же он станет слишком маленьким, необходимо увеличить плечо толкателя, подпилив напильником набегающую кромку толкателя.
Правильность установки зажигания в этом случае проверяется при помощи контрольной лампочки, которая гаснет в момент размыкания контактов. В этот момент следует определять величину перекрытия, или угол опережения зажигания.
Для установки зажигания необходимы индикатор верхней мертвой точки (ВМТ) и пробник электроцепи. Индикатор ВМТ представляет собой конусную пробку из диэлектрика с просверленным по оси отверстием, в которое вставлен контактный стержень. Пробку следует установить в свечное отверстие в головку цилиндров на резьбе или за счет трения в конусе. При этом необходимо обеспечить свободный выход воздуха из цилиндра при перемещении поршня, а в осевое отверстие вставить (с трением) заостренный стержень, конец которого должен упираться в поршень в момент ВМТ.
Пробник цепи можно собрать из лампочки и батарейки от карманного фонаря, соединенных последовательно. Один конец пробника нужно соединить с корпусом мотора, второй — с контактным стержнем индикатора ВМТ.
На корпусе мотора рядом с маховиком необходимо нанести карандашом риску, направленную к- центру маховика и совмещенную с осью цилиндров. Далее следует вставить индикатор ВМТ в свечное отверстие верхнего цилиндра, подключить пробник цепи и найти ВМТ верхнего цилиндра, поворачивая маховик по направлению вращения коленвала до момента выключения лампочки. Напротив уже имеющейся риски на боковой поверхности маховика нужно нанести сперва одну риску, а затем, когда при медленном вращении маховика лампочка вновь загорится и погаснет, вторую. Между рисками точно посредине следует нанести керном точку, указывающую положение ВМТ.
Заметим, что при этом способе можно косвенно определить величину износа в кривошипно-шатунном механизме. У нового двигателя расстояние между карандашными рисками на маховике незначительно, по мере износа оно увеличивается.
Рукоятку румпеля нужно поставить в положение полного газа (до упора) и повернуть маховик против направления вращения на 30° от ВМТ. Наблюдая под маховиком положение любого полюсного наконечника относительно середины соответствующего сердечника катушки,следует совместить набегающую кромку наконечника с серединой сердечника и напротив риски на корпусе сделать риску на маховике.
Замерив дугу окружности между этой риской и точкой ВМТ и определив величину дуги в градусах, получим угол опережения зажигания при перекрытии 0,5. Если этот угол опережения зажигания будет равен рекомендованному для данного мотора, то карандашную риску на маховике можно заменить точкой, нанесенной керном и обозначенной 03 (опережение зажигания). Если опережение отличается от рекомендованного, следует отрегулировать привод поворота основания магнето, поворачивая его по ходу маховика (при увеличенном опережении) и против хода (при малом опережении). Затем операцию надо повторить: установить перекрытие 0,5, нанести риску и замерить дугу — до получения рекомендуемой величины опережения зажигания.
Затем следует снять детали, препятствующие регулировке прерывателя, разомкнуть прерыватель нижнего цилиндра и вставить между контактами полоску бумаги во избежание их замыкания. Пробник цепи нужно подключить одним концом к корпусу, а вторым — к проводу, идущему от контактов любого цилиндра к выносному трансформатору. Выносные трансформаторы необходимо отсоединить от контактов, чтобы ток пробника цепи не проходил по первичным обмоткам. Медленно проворачивая маховик по направлению вращения двигателя до момента, когда лампочка пробника погаснет, можно определить угол опережения зажигания относительно точки ОЗ на маховике. Если опережение велико и точка ОЗ не совпадает с риской на корпусе, необходимо уменьшить зазор в контактах прерывателя этого цилиндра. И наоборот, при недостаточном опережении зазор необходимо увеличить.
Если зазор в прерывателе окажется слишом большим или маленьким, требуется разобрать магнето и восстановить необходимую величину плеча толкателя.
Наконец, последняя проба. К системе зажигания следует подключить искромер, надев колпачок свечи на загнутый конец стержня. Второй контакт искромера необходимо соединить с корпусом мотора. Подключив выносной трансформатор и меняя пробивной зазор, можно определить длину искры. При исправных деталях магнето максимальная длина искры должна составлять около 7—8 мм.
Все перечисленные работы необходимо проделать и для второго цилиндра.
Регулировка зажигания по данному способу, не представляющая большой сложности, позволяет:
- обеспечить максимальную длину искры;
- добиться оптимального опережения зажигания, одинакового для обоих цилиндров, благодаря чему достигается максимальная мощность на режиме полной нагрузки;
- сделать запуск мотора более легким, а работу мотора на режиме холостого хода и на малых частотах вращения более устойчивой;
- уменьшить способность к детонации.