Многие подвесные моторы ранних выпусков, в том числе «Вихри» и «Вихри-М» с магнето МГ-101, не имеют генераторных катушек для питания ходовых огней, тахометра и другого электрооборудования.
На своем «Вихре-М», оборудованном магнето МГ-101, мы установили контрольно-коммутационный пульт, позволяющий от этого магнето (не имеющего генераторных катушек) питать ходовые огни с лампами малой мощности, замерять частоту вращения коленчатого вала двигателя, контролировать его температурный режим.
Конструктивно пульт выполнен в виде съемной коробки, внутри которой расположены все элементы, соединенные кабелем и штепсельным разъемом с мотором.
Основным элементом пульта является тахометр, который позволяет не только замерять частоту вращения коленчатого вала и выбирать режим передвижения, оптимальный по расходу горючего, но и контролировать четкость работы системы зажигания каждого цилиндра.
Из всех известных схем для измерения скоростей двигателей в данном случае наиболее целесообразной является схема тахометра, выполненная на основе конденсаторного частотомера с подачей импульсов от катушки зажигания, возникающих при размыкании контактов прерывателей. Схемы таких тахометров были опубликованы в сборнике (см., например, сборник №74).
Для контроля работы системы зажигания к входу тахометра с помощью тумблера В1 подключаются поочередно контакты обоих цилиндров. Увеличивая обороты, в обоих случаях следят за показаниями прибора. При нормальной работе зажигания показания будут одинаковыми для обоих цилиндров, в случае неполадок — при заметном увеличении скорости показания прибора для одного из цилиндров не увеличатся или увеличатся незначительно.
Для контроля температуры двигателя в канал охлаждающей воды на входе глушителя встраивается температурное реле типа ТМ-104. При нагреве воды выше 95° в реле замыкается контакт и на пульте загорается сигнальная лампочка.
На пульте устанавливаются элементы для включения ходовых огней и кнопка «стоп». Лампочки ходовых огней и лампочки освещения питаются при работающем двигателе от системы зажигания через диоды Д1, Д2, а при выключенном двигателе — от батареи (или аккумулятора), причем переключение питания при остановке двигателя происходит автоматически с помощью диода Д3 На тахометр питание постоянно подается от батареи через диод Д4.
Габариты пульта (120X110X80) позволяют разместить его в любом месте, удобном для обслуживания.
В настоящее время пять лодок «Прогресс» оборудованы такими универсальными пультами, их эксплуатация в течение двух сезонов показала целесообразность установки.