Как побриться с помощью «вихря»?
В многодневном походе я решил проблему бритья с помощью электробритвы «Молодость» и мотора «Вихрь». В качестве источника питания бритвы предлагаю использовать низковольтную обмотку катушек зажигания. Бритва включается последовательно с диодом типа Д226 или Д215. Мотор запускается на малых оборотах — и, пожалуйста, открывайте походный салон бритья. У подвесных моторов, оборудованных системой для питания бортовых огней, бритву можно включать в отвод электроэнергии. Просто, удобно и надежно.
Электробритва «Молодость» питается от двух сухих элементов типа «Марс» (рабочее напряжение до 3 В). Схема приложена из расчета: рабочее напряжение системы зажигания и освещения моторов 12 В переменного тока, напряжение при работе на малых оборотах порядка 5—6,5 В. Коэффициент выпрямления однополупериодной схемы Uвыпр=0,5 {Домин- Таким образом, на бритву подается выпрямленное напряжение, равное 3 В.
Подключить но данной схеме можно любую электробритву с рабочим напряжением 3 В постоянного тока, т. е. рассчитанную на питание от батареек.
Швартовная утка
«Крым», «Прогресс», «Днепр» или любая другая промышленная мотолодка плохо приспособлены к проведению швартовных операций. Чтобы добраться к носовой утке, нужно перелезть через ветровое стекло па ничем не огражденную палубу. Вероятность свалиться в воду, даже в тихую погоду, весьма высока.
Авторами разработано ДШУ— дистанционное швартовное устройство (а. с. № 494304, «Бюллетень» № 45, 1975 г.). Передняя часть утки представляет собой замкнутый рым, служащий для вытаскивания мотолодки на берег, для запирания ее на цепь и Для подъема на талях. А в кормовой ее части имеется самозахватывающий двухсторонний палубный клюз. Благодаря наклонной задней стойке, возвышающейся над стреловидной перемычкой, наброшенный сверху канат легко соскальзывает в клюз и надежно фиксируется в нем.
При швартовке канат складывается петлей, набрасывается на устройство и подтягивается на себя. После этого ходовой его конец закладывается на утку или кнехт, расположенный в районе ветрового стекла, а рабочий конец подается на буксир или на причал. При постановке на якорь рабочий конец крепится к якорной скобе и отдается вместе с якорем за борт.
Чтобы освободить швартовный или буксирный канат из клюза, нужно просто продернуть его через устройство, а для освобождения якорного каната нужно подтянуться к якорю, выбрать слабину, накинуть обратную петлю и выдернуть ее за ходовой конец. После этого канат снимается с утки и убирается в кокпит. При выполнении всех операций водителю не нужно покидать кокпит или бросать управление судном.
Приводим эскиз сварного варианта для самостоятельного изготовления. Материал — легкий сплав, нержавеющая сталь, латунь. За единицу измерения взят диаметр применяемого каната (растительного или синтетического), поэтому каждый может подобрать размеры устройства в зависимости от размеров судна и требуемой прочности каната. Все кромки и сварные швы следует скруглить и зашлифовать, а затем и отполировать. Конечно, утка может быть отфрезерована из заготовки или отлита.
Сменные колеса для мотолодки
Предлагаемое устройство принципиально отличается от того, как это сделано на «Прогрессе». Корпус лодки не требует никакой доработки. Нагрузка от веса лодки передается через скулу лодки, обладающую большой жесткостью. Устройство состоит из двух треугольных рамок, сваренных из двух стальных труб 30X3 мм и одного стального угольника. К угольнику приварена ось для надевания колеса.
Рамки приставляются с обоих бортов лодки и стягиваются тросиками. Их три: один наверху и два внизу. Верхний стягивается винтовым талрепом. Нижние — круглыми гайками. Вместо тросиков можно использовать легкую цепь. При стягивании рамки туго прижимаются к корпусу, чтобы избежать смещения при транспортировке. Место для установки их на корпусе лучше выбрать вблизи центра тяжести лодки. Рамки можно сделать в виде перевернутой буквы «Т», т. е. из одной стальной трубы и угольника.
Целесообразно колеса делать съемными. Фиксацию колеса на оси рамки можно производить планкой с некруглым отверстием. Для колес можно использовать диски и покрышки с камерами от мотороллеров «Тула» или «Вятка». Все описанное устройство можно устанавливать и снимать даже на плаву, не вылезая из лодки.
Используйте фал при съемке с мели
При плотной посадке яхты на мель, когда снять ее обычными методами не удается, рекомендуется буксирный конец с катера закрепить на мачте под нижними краспицами. В этом случае тяга каната не только будет стаскивать яхту с мели, по и сильно закренит ее, благодаря чему осадка существенно уменьшится.
Совсем не обязательно посылать матроса под краспицы, чтобы завязать конец. Достаточно поднять петлю буксирного каната вверх по мачте па любом из свободных фалов.
Битенг — палубный клюз
Если на катере или яхте установлен полый битенг, то несложно превратить его одновременно и в палубный клюз, сделав отверстие в одной из боковых граней. Такой битенг удобен тем, что не надо оставлять на палубе часть швартовного или якорного каната, остающуюся после его закладки на битенге.
Отверстие для каната должно быть достаточного диаметра — не менее полутора диаметров троса, а его кромки — скруглены, чтобы не повреждались прядя при манипуляциях с канатом.
Улучшение конструкции сидений
Сиденья на мотолодке «Прогресс-4» довольно трудно разложить в спальное место. Несложная доработка кронштейнов спинок существенно облегчает эту задачу.
Для этого кронштейны снимают с сидений и делают в них вертикальные пропилы ножовкой, как показано на эскизе. Кромки металла затем отгибают и сверлят одно дополнительное отверстие для шпильки. Заклепки в креплениях кронштейнов заменяют на винты.
Доработанные таким образом сиденья легко превращаются в два спальных места.
Дрель вместо отвертки
В книге «300 советов по катерам, лодкам и моторам» рекомендуется при необходимости заворачивать большое количество шурупов использовать ручной коловорот.
Многие судостроители-любители для этой дели применяют электродрель, вставляя в патрон вместо сверла сменные отвертки. Усилий тратится меньше, да и сам процесс завинчивания шурупа сокращается во много раз.
Если необходимо завернуть шуруп в труднодоступном месте, куда не подобраться рукой, шуруп можно закрепить на отвертке с помощью обычного детского пластилина.
Для удобства уборки грота
Две стропки 1 и 3, заведенные через риф-кренгельсы вокруг мачты я топенанта гика 2, существенно облегчают уборку паруса в ветреную погоду. Когда стропки опустятся до гика, нижняя часть паруса образует большой желоб, в который можно травить остальную парусину без опасения, что ее сдует за борт. Распределив затем парусину внутри желоба равномерно по гику, можно делать обычную скатку и пришнуровывать ее к гику.