В сборнике №56 было опубликовано краткое сообщение о том, что разработаны новые модели подвесных моторов «Ветерок-8Э» и «-12Э», оснащенные системой электронного бесконтактного зажигания МБЭ-1. В текущем году планируется выпустить в продажу первую партию серийных усовершенствованных «Ветерков» с ЭСЗ.
По просьбе читателей сборника приводим основные сведения о примененной системе зажигания, делающей мотор более надежным и удобным в эксплуатации — обеспечивающей стабильную работу двигателя в диапазоне 200—6000 об/мин коленчатого вала, не требующей специального ухода, позволяющей снимать с мотора электроэнергию для бортовой сети лодки.
Применена двухканальная тиристорная система зажигания с накопительным конденсатором. Оба канала совершенно идентичны по схеме и имеют одинаковые электронные компоненты (I — канал верхнего цилиндра, II — канал нижнего цилиндра). Электронная схема каждого канала состоит из зарядной L1 и управляющей L2 катушек, выпрямительных диодов Д2 и Д3, демпфирующего диода Д1, тринистора Д4, накопительного конденсатора С, резистора R, высоковольтного трансформатора Тр и запальной свечи Р.
При прохождении магнитных полюсов маховика около катушек L1 и L2, расположенных на крайних сердечниках магнитопровода, в первой возникает импульс, заряжающий через диод Д1 накопительный конденсатор С, а во второй — управляющий импульс, поступающий через диод Д3 на управляющий электрод тринистора Д4 и открывающий его. При этом зарядная катушка верхнего цилиндра и управляющая катушка нижнего расположены на одном конце сердечника, а зарядная катушка нижнего и управляющая верхнего — на другом конце. Через открытый тринистор конденсатор разряжается через первичную обмотку высоковольтного трансформатора; во вторичной его обмотке возникает ЭДС высокого напряжения, благодаря чему и происходит разряд в искровом промежутке запальной свечи.
На основании магдино установлены магнитопровод с зарядными и управляющими катушками и плата, в которую вмонтированы диоды, тринисторы, резисторы, накопительные конденсаторы.
Изменение угла опережения зажигания в зависимости от нагрузки мотора производится поворотом основания от рукоятки румпеля одновременно с изменением величины открытия дроссельной заслонки. Корректировка максимального угла опережения производится по метке «М» специальным винтом с контргайкой.
На среднем сердечнике магнитопровода расположена генераторная катушка освещения, обеспечивающая съем мощности 30 Вт при напряжении 12 В (одна лампа А12-32 или две А12-15).