Надувная мотолодка при разгоне, как правило, приобретает значительный дифферент на корму. Угол этого дифферента на мотолодках с мощными моторами (20—30 л. с.) достигает 30°, лодка «встает свечой» и у наблюдателей в первый момент создается впечатление, что сейчас она перевернется. В принципе все это давно известно, но до последнего времени конструкторы надувных судов не имели количественных данных, которые позволяли бы уже при проектировании представлять характер движения лодки при различных сочетаниях обусловливающих скорость факторов.
С целью выяснения этих вопросов специалистами нашего объединения «Ярославрезинотехника» были проведены натурные испытания типичных надувных мотолодок.
Испытывались надувные мотолодки «Орион-8» и «Орион-15» (по два образца каждой модели), технические характеристики которых приведены ниже в табл. 1.
Определялись средние скорости при различных вариантах нагрузки с моторами различной мощности, углы ходового дифферента и скорости в зависимости от числа оборотов двигателя.
Скорость (табл. 2) определялась на спокойной воде на мерной линии длиной 500 м. Время прохождения мерного участка фиксировалось секундомерами; число замеров с каждым вариантом нагрузки было не менее пяти. Для сравнения в табл. 2 приведены аналогичные сведения по лодке «Z-104» западногерманской фирмы «Зефир».
Анализируя полученные данные, можно отметить, что увеличение мощности мотора неизменно дает прирост скорости при любых вариантах нагрузки. В то же время изменение нагрузки оказывает существенное влияние на скорость только на лодках с моторами малой мощности (5—8 л. с.). На лодках с моторами средней мощности (12—14 л. с.) нагрузка оказывает уже лишь незначительное влияние на скорость, так как мощности вполне достаточно, чтобы обеспечить глиссирование даже при полной нагрузке.
И «Орнон-8», и «Орион-15» с моторами паспортной мощности («Ветерок-8» и «Ветерок-14» со штатными винтами) при полной нагрузке устойчиво движутся в режиме глиссирования.
Информация об изображении
Рис. 2. Зависимость угла ходового дифферента надувных мотолодок от числа оборотов
Замеры углов ходового дифферента производились не только на отечественных «Орионах», но и на двух лодках итальянской фирмы «Пирелли» — «Ларос-5» (с «Ветерком-8») и «Ларос-30» (с мотором «Нептун-23»). На борту каждой лодки находились водитель и пассажир. Угол ходового дифферента замерялся дифферентомером при различном числе оборотов подвесного мотора (начиная с 2000 через каждые 500 об/мин); одновременно фиксировалась скорость (рис. 1).
Рис. 2. Зависимость угла ходового дифферента надувных мотолодок от числа оборотов
Построенные по результатам испытаний кривые (рис. 2) наглядно показывают характер изменения дифферента, который, достигнув максимума в режиме плавания, начинает резко уменьшаться в переходном режиме и становится минимальным и постоянным в режиме глиссирования. Устойчивый режим глиссирования начинается для лодок «Орион-8» и «Ларос-5» — с 4000 об/мин, а для «Ориона-15» и «Ларос-30» — с 3500 об/мин. При глиссировании надувных мотолодок угол ходового дифферента не превышает 1°30'.
Эти данные полностью совпадают, например, с результатами испытаний надувной мотолодки «Марк-2» французской фирмы «Зодиак» с 25-сильным «Эвинрудом».