Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Консультации
  • Полезные устройства
  • 1978 год
  • Гребное устройство для обратного движения весел
Подкатегории раздела
Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Устройство «Тунтури серф» для подвесных весел
Принцип работы и устройство гребного винта
72-метровое гребное 124-весельное судно для Екатерины II
Ножевое устройство на гребной вал для защиты винта
Устройство для защиты гребного винта от рыболовных сетей
Реверс-поворотное устройство для аэросаней и глиссеров с воздушным винтом
Рулевое устройство для катеров с водометным движителем
Устройство для обучения воднолыжников
Устройство топа гибкой мачты
Устройство подвесного мотора «Нептун-23»
Устройство надувных мотолодок
Крыльевое устройство для мотолодки «Прогресс»
Эскизы весел и работа весла на народном каноэ
Устройство системы выпуска двухтактного двигателя


Гребное устройство для обратного движения весел

Год: 1978. Номер журнала «Катера и Яхты»: 71
          0


Периодически мы публикуем отдельные - материалы, которые можно условно объединить под рубрикой «Изобретайте весло!» (см., например, сборник №57). Поиски путей совершенствования одного из самых древних и распространенных орудий труда человека продолжаются. Патентная литература, посвященная различным движителям с ручным приводом, уже практически необозрима.

По просьбе наших читателей, обративших внимание на заметку в журнале «ИР», редакция связалась с ленинградским изобретателем Владимиром Александровичем Матониным и попросила его рассказать поподробнее об изобретенном им устройстве. В подготовке материала большую помощь оказали В. Б. Галеркин и Д. И. Селезнев.

Возможно, найдутся предприятия, которые заинтересуются перспективой серийного выпуска предложенного В. А. Матониным гребного устройства (рабочие чертежи подготовлены) хотя бы в упрощенном варианте — без разворота лопастей. И уж во всех случаях его статья будет полезна тем, что заставит взглянуть на старое и привычное по-новому: а, действительно, не пришла ли пора усовершенствовать весло?



Информация об изображенииВ. А. Матонин со своим устройством
В. А. Матонин со своим устройством
 
Кто из туристов, плавающих на обычных гребных лодках, не мечтал сидеть за веслами не спиной вперед, а так, чтобы видеть разворачивающуюся впереди панораму! Бесспорно и то, что гребцу, сидящему лицом вперед, гораздо удобнее удерживать лодку на курсе, идти против волны, пробираться между препятствиями и т. д. и т. п.

Известно немало самых различных устройств, которые позволяют двигать лодку, сидя вперед лицом. Например, еще тридцать лет назад в США был запатентован (№ 2528304, кл. 115-21 от 31 октября 1946 г.) механический движитель, в котором возвратно-поступательное движение рукоятки в вертикальной плоскости передавалось лопатке, выполняющей роль лопасти весла.


В австралийском патенте № 246838 кл. В63 от 20 сентября 1961 г. предлагалось устройство, копирующее движение хвостового плавника китообразных. Система рычагов, опирающихся па борта лодки, преобразовывала движение рукоятки вверх-вниз в возвратно-поступательное движение (в вертикальной плоскости) лопасти в воде. Поворот лопасти осуществлялся за счет асимметричности крепления ее к рычагу, который мог поворачиваться на небольшой угол вокруг своей оси.

Информация об изображенииСхема гребного устройства
Схема гребного устройства
 
Известно и гребное устройство шарнирной конструкции, которое позволяет грести почти так же, как и обычными веслами (запатентовано в Англии 12 сентября 1958 г. под № 818897, кл. В63). Оно состоит из двух колес одинакового диаметра (не менее 200 мм), причем к одному из них присоединен рычаг с рукояткой, а ко второму — рычаг с лопастью. Колеса соединены цепной передачей (цепь расположена крестообразно) и закреплена в жесткой обойме, качающейся относительно горизонтальной оси. Это устройство имеет очень громоздкую конструкцию, чувствительно к перекосам отдельных частей шарнира; при движении по воздуху лопасть сохраняет вертикальное положение относительно поверхности воды

Информация об изображенииКинематическая схема работы гребного устройства
Кинематическая схема работы гребного устройства
 
Другими словами, ни одно из известных мне1 подобных устройств, запатентованных изобретателями, не представлялось достаточно надежным и простым, а применять зеркало «переднего» вида, заимствованное у автомобилистов, или иные оптические устройства мне не хотелось. В конце концов в результате десятилетних поисков было изобретено гребное устройство, не только позволяющее грести в удобной позе — лицом вперед, но и автоматически разворачивающее лопасть в воздухе параллельно поверхности воды: это уменьшает и воздушное сопротивление и риск задеть за гребень волны.

С помощью одного из имеющихся стопоров весло можно крепить по-походному: шарниры «блокируют» весло, оно представляет собой жесткую конструкцию. Отдельный стопор фиксирует весло в положении «на выстрел» («суши весла»); это удобно тем, что весла не нужно вытаскивать из уключин, они постоянно готовы к работе.


Информация об изображенииШарнирный узел гребного устройства
Шарнирный узел гребного устройства
 
После краткого сообщения о моем изобретении, опубликованного в журнале «Изобретатель и рационализатор» (№ 4 за 1976 г.), многие заинтересовались подробностями устройства «хитрых» вёсел Привожу описание последнего — уже пятого по счету их варианта, проверенного эксплуатацией в течение четырех летних навигаций на Неве и в Финском заливе (г. Сосновый Бор).

Кинематическая схема работы приспособления проста. Обычное весло разрезано на две части, которые шарнирно соединены так, что лопастная часть весла движется в ту же сторону, что и вальковая. Шарнир представляет собой две цилиндрические обоймы — вертикальную 5 и горизонтальную 7, соединенные передающими основное усилие жестко скрепленными центрирующими стержнями, обеспечивающими совпадение рабочих плоскостей, и шестью свободно входящими в обоймы угловыми Г-образными пальцами 6. При этом вертикальная обойма жестко закреплена на конце вальковой части весла — перпендикулярно его оси, а горизонтальная — установлена внутри направляющей трубы лопастной части весла и может в ней вращаться.

Информация об изображенииСхема работы копирного устройства
Схема работы копирного устройства
 
Сверления в обеих обоймах расположены по окружности так, что вставленные в них Г-образные пальцы при изменении угла (в плане) между соединяемыми частями весла вращают поворотную горизонтальную обойму 7. Эта горизонтальная обойма соединена с трубой весла 3 двумя тороидальными пружинами 11. В трубе 3 сделан фигурный вырез — копир, в который входит поводок 18, закрепленный на обойме 17 уключины. Такое решение обеспечивает автоматический разворот лопасти весла в нужное положение, а Г-образное соединение позволяет одновременно уменьшить габариты шарнирного устройства и исключить влияние перекоса отдельных его частей на работу.


Рычаг 1 закреплен в поворотной обойме 13 жестко, а рычаг 3 может передвигаться вдоль оси поворотной обоймы 17. Обе обоймы своими хвостовиками вставляются в отверстия на концах уключины 14. Уключина выполнена в виде Т-образной балки, соединенной осью 15 с двумя коническими штырями 16. Эти штыри вставляются в отверстия металлического вкладыша на планшире лодки. Таким образом, уключина может поворачиваться только в вертикальной плоскости, перпендикулярной ДП лодки, т. е. дает возможность подъема и опускания лопасти весла в воду.


Теперь рассмотрим, каким образом работает описываемое устройство.

Информация об изображенииСхема поворота обоймы 7 и трубы 3
Схема поворота обоймы 7 и трубы 3
 
Гребец, сидящий лицом вперед, приподнимая рукоятку 2 рычага 1 относительно горизонтальной оси 15 качающейся уключины, опускает лопасть весла в воду и начинает гребок из положения 1. Откидываясь корпусом, он двигает рукоятку рычага 1 на себя, а благодаря угловому шарниру усилие гребка передается на конец рычага 3 и лопасть совершает рабочий ход. Важно отметить, что вертикальная цилиндрическая обойма 5 жестко скреплена шпонкой 8 с вертикальным цилиндром 4 на конце рычага 1, но при вращении ее вокруг вертикального центрующего стержня 9 вертикальные участки Г-образных пальцев 6 перемещаются вокруг оси цилиндра и сдвигаются на некоторое расстояние.

Таким образом, в процессе поворота рычага на 90° каждый палец 6 совершает поступательное движение относительно обоймы 5 — вниз, а относительно цилиндра 7 — вперед (вправо); возвратно-поступательное движение (вверх-вниз) пальцев 6 и вызывает вращение горизонтальной обоймы 7 внутри трубы 3 вокруг горизонтальной оси.

Информация об изображенииВзаиморасположение Г-образных пальцев при различных положениях весла
Взаиморасположение Г-образных пальцев при различных положениях весла
 
При повороте вплоть до положения 3 обойма 7 имеющейся на конце упорной пластинкой сжимает тороидальные пружины 11, упирающиеся другим концом в упоры 12. Отметим, что во время этого рабочего хода весла из положения 1 в положение 3 труба 3 несколько выдвигается из обоймы 17, а затем вдвигается обратно. При этом поводок 18 скользит по кромке фигурного выреза-копира 19. Когда гребец в конце гребка (положение 3) опускает рукоятку весла вниз, уключина поворачивается вокруг оси 15 и лопасть выходит из воды. Этот момент соответствует положению поводка 18 на вершине треугольного выступа внутри выреза-копира. Когда же поводок соскальзывает с этого выступа, сжатые пружины 11 разворачивают весло в обойме до тех пор, пока поводок не упрется в «верхнюю» кромку копира, т. е. на 90° (положение 4). В результате лопасть занимает горизонтальное положение.

Отводя рукоятку от себя, гребец заносит лопасть к носу лодки для нового гребка. Поводок скользит по верхней горизонтальной кромке копира справа налево, а после прохождения лопастью половины пути (положение 5) переходит на наклонную кромку копира и движется по ней слева направо к вершине выступа; весло при этом начинает поворачиваться вокруг горизонтальной оси. Перед самым погружением лопасти в воду поводок соскакивает с вершины выступа на нижнюю кромку копира (положение 1) и лопасть вертикально входит в воду для следующего гребка. Надо иметь в виду, что после прохождения лопастью положения 5 направление вращения горизонтальной обоймы 7 изменилось. Поскольку упорная планка, на которой закреплен конец пружины, в положении 5 была уперта в упор 12, вращение обоймы 7 передалось трубе 3 и развернуло ее упором вверх в исходное положение 1.

Информация об изображенииШарнирный узел гребного устройства. В верхней части — ходовой огонь для плавания в темноте
Шарнирный узел гребного устройства. В верхней части — ходовой огонь для плавания в темноте
 
Вероятно, это гребное устройство могло бы заинтересовать не только туристов, путешествующих на весельных лодках, но и рыболовов, яхтсменов — для гребли на тузике, организаторов прокатных лодочных станций и т. п. Грести такими веслами не тяжелее, чем обычными, даже несмотря на появление механических потерь; «автоматизация» разворота лопастей, а главное — удобство маневрирования веслами существенно упрощают работу гребца, делают плавание на лодке более безопасным.

Полный вес приспособления для двух весел — 10 кг.

На это изобретение 8 июня 1976 г. получено авторское свидетельство № 529967 («Бюллетень» № 36 за 1976 г.) по заявке № 2037587/27-11 (078492) с приоритетом от 28 июня 1974 г.


Понравилась ли вам эта статья?
+10

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Радиолокатор и его применение на малых судах
Лаг по старым «чертежам» из книги Мархая
Усиление корпуса швертбота «Летучий Голландец»
Консультации по ремонту и усовершенствованию моторов
Коврик из упругого пенополиэтилена для защиты байдарки
Как сделать универсальный шарнир для виндсерфера
Гибель яхты «Атаир» в гавани
Амортизаторы для кресел для повышения комфортабельности
Герметизирующие пасты ПЛ-1 И ПС-Б
Улучшение моторов: стопорный штифт, струбцина, уплотнение...
Упор для подвесных лодочных моторов «Ветерок»
Защита корпуса моторной лодки «Прогресс» от коррозии
Распашные весла на надувной лодке «Гриф»
Разбор причин гибели яхты «Надежда» в 1977 году
Кронштейн-тележка для надувной лодки

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Гребное устройство для обратного движения весел

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Улучшение моторов: бензонасос, колесо, «Вихрь», «Москва»
Отзывы капитанов о моторной лодке «Казанка-5»
Что нужно знать о государственном страховании судов
Первые впечатления о надувной мотолодке «Орион-8»
Самодельная электросирена для прогулочных судов
Стабилизатор напряжения для подвесных моторов
Улучшение моторов: «Нептун», винт, редуктор, груша, педаль газа...
Электронно-механический лаг для яхты
Безопасность на воде превыше всего
Ошибки капитана яхты «Волга»
Первая помощь утопающему на воде
Испытания надувных мотолодок «Орион», «Ларос» и «Зефир»
Новый пайол для мотолодки «Пеликан»
Полезные мелочи: фиксатор, блок, амортизатор, замок...
Установка мотора «Ветерок» на лодку «Утка-2»


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 11 + 26 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории