Как свидетельствует статистика, с ростом количества малых судов возрастает и число воднотранспортных происшествий, в результате которых владельцы судов терпят материальный ущерб. Оказать им помощь в восстановлении причиненного ущерба — основное назначение государственного страхования.
В целях наиболее полного удовлетворения запросов и пожеланий индивидуальных владельцев Министерство финансов СССР 7 июля 1977 г. (№ 48) утвердило новые «Правила добровольного страхования средств транспорта, принадлежащих гражданам», которые введены в действие с 1 января 1978 г. взамен прежних Правил от 7 августа 1972 г. (№ 146).
На страхование принимаются принадлежащие гражданам на праве личной собственности гребные, парусные, моторные и моторно-парусные суда, т. е. любые лодки (кроме надувных), катера и яхты, подлежащие регистрации в установленном порядке территориальными НТИ или специальными комиссиями по маломерному флоту при исполкомах Советов народных депутатов. Суда промышленного производства могут быть приняты на страхование и до того, как будет осуществлена их регистрация (например, во время покупки судна в магазине). Суда, построенные самостоятельно, принимаются на страхование лишь после их регистрации.
Подвесной мотор можно застраховать только вместе с лодкой.
Воднотранспортное средство считается застрахованным на случай гибели или повреждения его в результате определенных событий — страховых случаев. К страховым случаям относятся: гибель или повреждение судна вследствие аварии, пожара, взрыва, удара молнии, бури, шторма, урагана, ливня, града, обильного снегопада, землетрясения, селя, обвала, оползня, паводка, наводнения, провала под лед, повреждения водопроводной или отопительной системы, а также похищение судна и уничтожение (повреждение) его, связанное с похищением.
Аварией признается гибель (повреждение) судна в результате воднотранспортного происшествия при нахождении судна на плаву: столкновения с другим судном, навале — удара о движущиеся или неподвижные предметы (сооружения, препятствия, животных и т. п.), опрокидывания, затопления, короткого замыкания тока.
Госстрах несет материальную ответственность за судно независимо от того, где произошел случай — в процессе движения судна (на ходу) либо на стоянке — на суше или на воде.
Приведенный выше перечень страховых случаев является исчерпывающим, поэтому в случае гибели (повреждения) судна от других причин Госстрах ответственность не несет.
Не считаются страховыми случаями: гибель (повреждение, похищение) каких-либо частей, деталей и принадлежностей, не входящих в комплект судна согласно инструкции завода-изготовителя или не предусмотренных проектом при самостоятельной постройке судна; похищение отдельных частей, деталей и принадлежностей (кроме подвесного мотора). если само судно не было похищено; гибель (повреждение) судна во время перевозки его любыми видами транспорта, за исключением случаев, когда законодательством или договором перевозки не установлена ответственность транспортной организации (перевозчика) за гибель (повреждение) перевозимого груза; гибель (повреждение, похищение) судна, происшедшая вне пределов территории (границ) СССР.
Владелец судна может выбрать по своему желанию любую страховую сумму, в пределах которой Госстрах будет нести материальную ответственность за застрахованное судно. Однако эта сумма не может превышать стоимости судне (с учетом износа), исчисленной исходя из действующих государственных розничных цен. Если на какое-либо судно (иностранной марки, построенное самостоятельно) не имеется розничной цены, то стоимость его определяется применительно к действующим розничным ценам на подобное (типичное) судно.
Минимальная страховая сумма для лодок — 100 руб., а для катеров и яхт — 300 руб. Суда, стоимость которых (с учетом износа) ниже указанных сумм, на страхование не принимаются.
При страховании судна с подвесным мотором страховая сумма устанавливается отдельно для судна и отдельно для мотора. Стоимость мотора и размер страховой суммы для него определяются при этом в изложенном выше порядке.
Износ судне (подвесного мотора устанавливается при осмотре его и момент принятия на страхование Размер скидки на износ определяете на основании специальной таблицы, разработанной исходя из срока эксплуатации судна (мотора), материал; корпуса судна (мощности мотора! Так, за каждый год эксплуатации (начиная с года выпуска) скидка на из нос установлена: для судов с деревянным корпусом — 12%, металлическим — 8%, пластмассовым — 6% для подвесных моторов мощностью до 10 л. с. — 15%, от 10 до 25 л. с. — 12%, свыше 25 л. с. — 10%. Если во время эксплуатации произведен капитальный ремонт судна или заменены его основные части, износ может быть установлен в меньшем раз мере, чем указано в таблице.
В том случае, когда судно застраховано на неполную стоимость, установленная страховая сумма может быть увеличена путем заключения дополнительного договора.
Договор заключается сроком на 1 год или на срок от 2 до 11 полных месяцев. Дополнительный договор связи с увеличением страховой суммы заключается на срок, оставшийся до конце действия основного (перво начального) договора.
Договор заключается с собственником — владельцем судна или с лицом, имеющим от собственника нотариально оформленную доверенность на право пользования (распоряжения) судном. С лицами, не достигшими 18-летнего возраста, договор! заключаются только с согласия их родителей.
Договор оформляется страховых агентом инспекции Госстраха с обязательным осмотром судна и подвесного мотора. Кроме того, страхователь (т. е. лицо, с которым заключается договор) должен предъявит агенту технический талон (удостоверение) на годность судна к плаванию судовой билет (регистрационную кар точку) или справку-счет магазина продавшего судно (подвесной мотор! если на момент заключения договора оно еще не зарегистрировано.
Договор оформляется выдаче! страхового свидетельства лично страхователю.
Размер страхового платежа зависит от срока страхования, величин страховой суммы и вида судна. Так при годичном сроке страхования платеж для лодок составит от 1,5 до 3% страховой суммы, а для катеров и яхт — от 2 до 3%. При этом, чем выше страховая сумма, тем ниже ставка платежа. Например, при страховании катера на сумму 300 руб. платеж будет исчислен в размере 9 руб. (3%), а при страховании на сумму 1000 руб. — 20 руб. (2%).
При страховании судна с подвесным мотором независимо от того, что страховая сумма устанавливается отдельно для судна и мотора, платеж исчисляется с общей страховой суммы.
По краткосрочным договорам (от 2 до 11 месяцев), а также по дополнительным. договорам (заключенным в связи с увеличением страховой суммы) платежи уплачиваются в следующих процентах от суммы годового платёжа: за 2 месяца — 40%, 3 месяца — 45%, 4 месяца — 50%, 5 месяцев— 60%, 6 месяцев — 70%, 7 месяцев — 75%, 8 месяцев — 80%, 9 месяцев— 85%, 10 месяцев — 90%, 11 месяцев — 95%.
Страхователю, который в течение двух и более предыдущих лет без перерыва страховал данное судно или суда одной и той же категории и за это время не совершил по своей вине аварии, предоставляется скидка с платежа по договору, заключенному (без перерыва) на последующий срок. Размер скидки составляет: за два предыдущих года непрерывного страхования и безаварийного управления — 10%, за три года и более — 15%. При этом судами одной категории, независимо от марки (модели), признаются: гребные лодки; парусные суда; моторные суда.
Страховой платеж может быть уплачен как наличными деньгами, так и путем безналичного расчета — перечислением через бухгалтерию организации, где страхователь работает.
Страховой платеж вносится, как правило, сразу за весь срок страхования. Однако по годичным договорам, если сумма платежа составляет 30 руб. и более, страхователь имеет право внести платеж в два срока: 50% — при оформлении договора и 50% — не позднее четырех месяцев после вступления договора в силу.
В случае продажи (дарения) судна страхователь имеет право передать страховое свидетельство новому собственнику или переоформить договор на другое судно (той же категории), приобретенное взамен прежнего. В первом случае договор продолжает действовать в отношении нового собственника без внесения каких-либо изменений в страховое свидетельство; во втором случае страховое свидетельство заменяется новым.
При переходе застрахованного судна в собственность другого лица в порядке наследования договор продолжает действовать на прежних условиях, замена страхового свидетельства не требуется.
При наступлении страхового случая страхователь (в в его отсутствие — совершеннолетний член семьи) должен: принять меры к спасанию судна и предотвращению его дальнейшего повреждения; незамедлительно заявить в органы милиции или органы, осуществляющие надзор за эксплуатацией водного транспорта, об аварии или похищении судна (подвесного мотора); в суточный срок письменно заявить о любом страховом случае в инспекцию Госстраха того района (города), на территории которого данный случай произошел; предъявить представителю инспекции Госстраха поврежденное судно (до его ремонта) или остатки от погибшего судна; принять участие в составлении акта о гибели (повреждении, похищении) судна и в определении инспекцией Госстраха размера причиненного ущерба.
Если окончание срока для подачи в инспекцию Госстраха заявления о страховом случае приходится на выходной (праздничный) день, то последним днем этого срока считается следующий рабочий день.
В отдельных случаях, когда страхователь по уважительной причине (например, в связи с полученной травмой) не смог заявить о страховом случае в инспекцию Госстраха по месту происшествия, разрешается заявить об этом в инспекцию Госстраха по месту нахождения поврежденного судна.
Страховое возмещение выплачивается в размере причиненного ущерба, но не выше страховой суммы, указанной в договоре. Ущербом считается: в случае похищения судна (подвесного мотора) — действительная его стоимость; в случае гибели — указанная выше стоимость за вычетом стоимости остатков, годных для дальнейшего использования; в случае повреждения — расчетная стоимость ремонта.
Стоимость ремонта (восстановления) определяется инспекцией Госстраха на основании составленного ею акта и сметы. По поручению инспекции Госстраха смета может быть составлена приглашенным специалистом или соответствующим предприятием по ремонту водного транспорта, исходя из действующих государственных расценок. Расходы по составлению сметы оплачиваются Госстрахом. Если страхователь сам оплатил стоимость составления сметы, то ему возмещают эти расходы сверх суммы страхового возмещения.
В смету включаются только те затраты, которые вызваны страховым случаем. При этом стоимость замены поврежденных частей, деталей и принадлежностей принимается в расчет лишь при условии, что они путем ремонта не могут быть приведены в состояние, годное для дальнейшего использования. Не включаются в смету: стоимость технического обслуживания и гарантийного ремонта судна; стоимость работ, связанных с переоборудованием (реконструкцией) судна или ремонтом (заменой) его частей, деталей и принадлежностей из-за их изношенности, технического брака и т. п.; стоимость потери эксплуатационных качеств и товарного вида судна.
В сумму ущерба включаются также затраты по спасанию судна во время страхового случая, приведению судна в порядок и транспортировке его до ближайшего ремонтного пункта или постоянного места жительства страхователя (но не далее, чем до ближайшего ремонтного пункта).
Размер этих затрат исчисляется по действующим государственным нормам (расценкам).
Страховое возмещение выплачивается инспекцией Госстраха, заключившей договор, не позднее месячного срока со дня получения заявления. Если по данному случаю возбуждено уголовное дело, то вопрос о выплате решается в 3-дневный срок после получения инспекцией Госстраха соответствующего документа следственных органов или приговора народного суда.
Не выплачивается возмещение: если ущерб причинен умышленно; если страхователь осужден по приговору народного суда либо его действия квалифицированы следственными или судебными органами как уголовно наказуемые в связи с тем, что повлекли за собой смерть другого лице либо причинение ему тяжких телесных повреждений; если страхователь управлял судном без соответствующего удостоверения на право управления либо в состоянии алкогольного опьянения; если указанные правонарушения совершили члены семьи страхователя, собственник судна или члены его семьи (в том числе несовершеннолетние); если об аварии или похищении судна (мотора) не было заявлено в соответствующие органы, а также если данный факт этими органами не подтверждается.
Госстрах имеет право отказать в выплате возмещения, если о страховом случае не было заявлено в инспекцию Госстраха в установленном порядке и в установленный срок либо несвоевременно заявлено в соответствующие органы об аварии или похищении судна (мотора).
Если похищенное судно (мотор) страхователю возвращено, он обязан в течение двух месяцев вернуть Госстраху полученное возмещение за вычетом стоимости необходимого ремонта, связанного с похищением.
Страхователь, получивший с непосредственного причинителя ущерба полное возмещение убытков, теряет правд на получение страхового возмещения.