Если главными требованиями будущего владельца к малому моторному судну становятся компактность, возможность транспортировки автомобилем, поездом или самолетом и хранения в домашних условиях, малый вес при солидной грузоподъемности, скорость, — выбор его неизбежно останавливается на надувной мотолодке. Ее достоинства уже хорошо известны. «Когда появится в продаже! Где можно приобрести!» — вот те основные вопросы, которыми встречали сотрудников редакции, проводивших прошлым летом испытания первой советской серийной надувной мотолодки, любители из Прибалтики, Карелии, Сибири. Это лишний раз подтверждало, что в принципе агитировать за надувнушку под мотор малой и средней мощности не приходится, что проблема теперь в ее приобретении.
Однако на этот счет мы ничего утешительного сказать не могли и не можем. Выпущенная в продажу в прошлом году небольшая установочная партия «Орионов» исчезла вмиг. Те «Орионы», которые были экспонатами выставки продукции объединения «Ярославрезинотехника» в ленинградском магазине № 23, были распроданы буквально за несколько минут. И кстати сказать, цена «Ориона-8» в 285 руб. не вызывала недоумений (все-таки не около 400 руб., как за «Гриф»!). Но больше в магазины лодки этого типа так и не поступали: производство их временно приостановлено.
Пока решается вопрос о том, когда это «временно» кончится и когда, наконец, будут запущены в серию давно подготовленные и давно рекламируемые надувные лодки под 8-сипьный и 12-14-сильные «Ветерки», выполним просьбу тех наших читателей, которые просили рассказать об «Орионах» поподробнее. Дело в том, что после публикации (сборник №60) об испытаниях на традиционной мерной миле «КиЯ» надувной мотолодки «Гриф», мы получили большое количество писем, в которых содержалось предложение таким же образом испытать и сравнить с «Грифом» первую отечественную серийную надувную мотолодку «Орион». Поэтому, когда летом 1975 г. ярославцы любезно предложили один из первых экземпляров «Ориона-8» редакции специально для таких испытаний, мы сразу же включили эту работу в свой план.
Оставшуюся после появления «Ориона-8» в редакции честь сезона он служил в качестве тузика на яхте «Сатурн». На нем неоднократно и на веслах и под мотором приходилось совершать разъезды по Финскому заливу, ходить по волне с полной нагрузкой, приставать к необорудованному берегу и т. д. и т. п. А вот летом следующего года можно было приступить к проведению испытаний в более типичных условиях эксплуатации надувной мотолодки — на Ладоге и озерах Карельского перешейка.
Грузим два брезентовых пакета (габариты 900X400X250 и 1010X600X200 мм) в багажник «Волги». В принципе, они, в отличие от пакетов с «Грифом», умещаются и в заднем багажнике «Москвича» или «Жигулей», но полный комплект лодки с мотором «Ветерок-8» и бачком бензина входит лишь в багажник «Волги М-24». На автомобилях других марок придется воспользоваться верхним багажником. Кстати сказать, на него можно погрузить и уже собранную лодку. Забегая вперед, скажем, то в дальнейшем мы убедились в достоинствах такого способа перевозки: путешествуя от одного лесного озера к другому на «Жигулях», нам не приходилось тратить время на сборку-разборку. Проходимость автомобиля при этом не ухудшалась, так же как и обзор с места водителя. Вес лодки — 50 кг — укладывается в разрешенную норму нагрузки на крышу малолитражки.
В отличие от «Грифа», на котором жесткий транец с подкосами вклеен в оболочку наглухо, в комплекте «Ориона» резина оказывается упакованной совершенно отдельно от жестких деталей. Это несомненное удобство. Во-первых, нет опасности повредить оболочку набором при транспортировке. Во-вторых, еще больше упрощается проблема зимнего хранения. Достаточно найти в теплом помещении место только для пакета с оболочкой; пакет с деревянным набором можно хранить и в более суровых условиях.
Приятно отметить и такую «мелочь», как пришитые к упаковочным мешкам удобные ручки — петли (на пакетах с «Грифом» их нет).
На Ладоге — сильный ветер. Крутобокие валы спотыкаются о прибрежные камни, с шипением исчезают в песке. Отойти от берега в такой накат нечего и думать! Так погода в первый же день скорректировала нашу программу. Вместо моторной части испытаний на большой воде пришлось разворачивать запасной вариант: поворачивать к лесным озерам, расположенным неподалеку от шумящей Ладоги.
Озерцо, туго схваченное кольцом сосен, мирно дремлет в неразветренном тепле летнего дня. По отмели лениво бродит стайка окуней — от такой картины сердца рыболовов сжимаются в нетерпении. Конечно, здесь нет никакого смысла ставить мотор! Воспользуемся советом заводской инструкции, предусмотревшей возможность применения «Ориона-8» в облегченном — чисто весельном варианте (еще одно преимущество перед «Грифом»!): «Когда лодка используется без мотора, транец, кильсон, слань и поддон можно не использовать, вставив сиденье в кормовую часть лодки для обеспечения ее каркасности».
На поляне появляется только один — «мягкий» тюк. Ввертываем в гнезда три вентиля — по числу герметичных отсеков, образованных вклеенными внутрь подковообразного баллона перегородками. Отмечаем про себя опять-таки выгодное отличие конструкции «Ориона-8» от польских надувнушек; эти вентили имеют обратный клапан, после наполнения баллона воздухом не надо спешить закручивать колпачок. Удобна и конструкция ножного меха — насоса: с одной стороны, производительность его такова, что позволяет наполнить все три отсека лодки за какие-нибудь 8-10 мин., а с другой — развиваемого им напора хватает лишь на то, чтобы подкачать лодку до рабочего давления — и не выше! Этим исключается опасность разрыва оболочки при наполнении воздухом (так что неслучайно инструкция предостерегает пользоваться нештатным насосом).
Та же инструкция, кстати сказать, не разрешает ни уменьшать давление (скажем, в жаркий день), ни подкачивать отсеки, когда лодка плавает вдали от берега. Признаемся, мы нарушили это предостережение и обнаружили, что подкачать бортовые отсеки на плаву — задача сложная: вентили вклеены в кормовые конуса, дотянуться до них можно, лишь свесившись за транец, причем длины штатного шланга ножного меха едва хватает. Конечно, такое расположение вентилей поневоле будет дисциплинировать владельцев лодки — придется им приставать к берегу. Но в аварийной ситуации, например, когда срочно потребуется подкачать быстро «худеющий» баллон при волне и невозможности подойти к берегу, сделать это будет чрезвычайно сложно.
Для надувной лодки вентиль или ниппель — всегда «очаг опасности № 1». В равной степени должны быть продуманы и надежны как их конструкция, так и их расположение. Думается, при переносе двух вентилей внутрь лодки, где, кстати, находится третий вентиль (носового отсека), безопасность . использования лодки только повысится.
Вставляем надутое сиденье-подушку вместо транца, беремся за ручки (одну — в носу, две другие — с внутренней стороны кормовых конусов) и, раздвигая прибрежный тростник, легко спускаем наш «Орион» на воду, благо весит он немногим больше 20 кг!
Втроем вместе с удочками и прочим рыболовным скарбом забираемся в лодку. С помощью распашных деревянных весел (в отличие от «Грифа» и «Пеликана», снабжаемых короткими гребками) быстро удаляемся от берега. Весла разборные: в средней части они соединяются металлической муфтой с пружинным фиксатором. Быстро и удобно. В резиновой уключине весло фиксируется с помощью резинового же кольца. Для хранения весел при плавании под мотором на баллонах приклеены бобышки-держатели. Бортовым отсекам такое крепление весел придает дополнительную продольную жесткость.
Надувные лодки вообще отличаются высокой проходимостью, а наш «Орион», лишенный киля и набора, и вовсе не имеет осадки — легко скользит поверх травы и по мелководью к чистому оконцу воды. Грести лучше короткими рывками. У лодки легкий ход, прекрасная поворотливость, малая инерция, словом — никаких неожиданностей по сравнению с другими надувнушками под веслами. Однако к концу этого дня, когда обоим пришлось погрести побольше, мы пришли к выводу, что весла, пожалуй, коротковаты. В дальнейшем, когда мы пользовались веслами на полностью собранной лодке, не раз приходилось убеждаться, что в сильный ветер и ка волне выгрести с их помощью практически невозможно. К такому же выводу пришли и яхтсмены, эксплуатировавшие «Орион-8» в качестве тузика. Очевидно, конструкторам есть смысл сделать весла длиннее, чтобы гребок получался более эффективным.
А пока можно сделать определенный вывод, что в качестве рыболовного челнока для малых водоемов лодка без набора очень удобна. В ожидании поклевки все три рыболова могут сидеть прямо на низких мягких бортах (остойчивости более чем достаточно), под ногами тоже мягкое днище: никакого шума даже от резкого неосторожного движения, лишь разбегающиеся по воде круги...
К вечеру ветер утихает, мы перебираемся на большое озеро. Теперь наша задача — превратить «Орион-8» в моторную лодку.
Раскладываем содержимое «жесткого» пакета: массивный фанерный транец с металлическими накладками под струбцины мотора и откидной стойкой-подкосом; составной ясеневый киль, соединяемый посередине П-образной металлической накладкой на четырех болтах; треугольный в плане фанерный поддон, укладывающийся на мягкое днище у транца; четыре секции фанерных сланей.
Приспустив баллоны, вставляем концы транца в литые резиновые башмаки и закрепляем его двумя сквозными шпильками: просто и надежно. От попадания внутрь лодки воды с кормы предохраняет специальный фартук из прорезиненной ткани. Однако, как мы убедились позже, высота этого фартука явно недостаточна — он кончается значительно ниже верхней кромки транца; в результате, при резких поворотах или при ходе на волне брызги легко проникают в лодку между транцем и этим фартуком. Не исключена и опасность того, что от врезающихся в фартук приливов-фиксаторов подвески мотора материал со временем окажется протертым и прорванным. (Здесь, на фартуке, вместо тоненькой резиновой накладки хотелось бы видеть пластину из дюраля или, как минимум, из водостойкой фанеры.) Самоотливного шпигата в конструкции транца не предусмотрено, а вычерпывать воду, собирающуюся в корме под сланями, невозможно.
Информация об изображении
Оба пакета и снаряжение «Ориона-8» в моторном варианте помещаются в багажник «Волги»
При доводке конструкции этого узла, на наш взгляд, следует обязательно сохранить вариант со съемным транцем и герметизирующим фартуком, более удобный и практичный, чем, например, вклеенный транец ка «Грифе» и «Пеликане». Несомненно удачным решением представляется и треугольный поддон под килем, придающий глиссирующему — рабочему — участку днища необходимую жесткость и заданную конструкторами небольшую килеватость. Этот поддон значительно улучшает гидродинамические качества «Ориона»: как только мы убрали эту деталь, скорость лодки при прочих неизменных условиях сразу же уменьшилась на 1,5—2 км/ч!
Оба пакета и снаряжение «Ориона-8» в моторном варианте помещаются в багажник «Волги»
Конструкция киля и способ его установки в лодке — традиционные для моторных надувнушек. Носовая его часть вместе с привинченной первой секцией пайола упирается в кос, кормовая — входит в гнездо на транце. Соединенный сначала шарнирно — лишь одним нижним болтом, киль, распрямляясь, ложится замком на приклеенный к днищу паз (бобышку) и надежно распирает лодку в продольном направлении. После этого надо лишь вставить второй верхний болт и затянуть гайку-барашек на замке.
Не требует усилий и установка остальных секций пайола — сначала кормовой с привязными ремнями для крепления бензобака, а лотом и двух средних. Пайол получается гладкий и сплошной. И хорошо, что он крашеный, а не лакированный, и потому не такой скользкий, как на «Грифе»!
Закрепив транцевый подкос и установив носовую стойку-распорку, поддерживающую край носовой палубы (деки), подкачиваем отсеки до рабочего давления. Надуваем и укладываем сиденья. Вставляем в петли весла.
Смотрим на часы. На первую сборку лодки затрачено всего 18 минут. Примерно столько же, сколько указывается в рекламных проспектах для зарубежных надувных лодок такого класса. Может ли эта характеристика иметь сколько-нибудь важное значение! При все более увеличивающейся популярности надувнушек в роли яхтенных тузиков, которые прежде всего должны быть всегда готовы прийти на помощь экипажу в критических ситуациях, быстрота сборки несомненно очень важна.
Утихающий ветер еще морщит закатную гладь озера невысокой частой волной. Заворачиваем струбцины «Ветерка-8», укладываем бензиновый бачок в штатный мешок (учтено, что прорезиненная ткань оболочки, изготовленная на основе капрона со светостойким покрытием, разрушается под действием бензина и масел). Отходим от берега.
Сразу отмечаем, что грести с мотором на транце заметно тяжелее. Убеждаемся попутно и в том, что подставлять низкий транец накатывающейся волне нельзя — лодку сразу же захлестывает.
Включаю газ. «Орион» на первые 5-7 секунд встает «свечой», затем выходит на глиссирование и идет с едва заметным дифферентом. Только одно уточнение: при штатном положении бачка с топливом (в самой корме) и малой нагрузке лодки (один водитель) вывести «Орион» на глиссирование нам так и не удалось. Пришлось отстегнуть ремни крепления бензобака и перенести его в нос, что, кстати сказать, освободило место в самой обитаемой кормовой части лодки.
На волне «Ориона» бьет «крупная дрожь», кажется, что чувствуешь, как он упруго отталкивается от одного гребня и, словно мяч, перелетает на другой. Проверяем крепление мотора: выступ по краю металлической накладки на транце сделан не зря — не позволяет струбцинам сползти даже при ослаблении их затяжки.
Рыхлый пенный след вырывается уже из-под носовой трети лодки, превращаясь сразу за ее кормой в сплошное облако брызг. Да, жаль, что нет на «Орионе» угловых фартуков у транца, которые спасают от водяной пыли на большинстве зарубежных надувнушек. Необходимость в такой защите от брызг с кормы особенно ощутима при резких поворотах на волне. А вот в носу от заносимой ветром водяной пыли снаряжение надежно укрывает матерчатая дека!
Скорость с одним водителем — свыше 26 км/ч — не уступает жесткому варианту, например «Казанке» с «Ветерком-8». С полным экипажем, а для моторного варианта это два человека, скорость падает лишь на 4 км/ч, однако удары о волну становятся жестче. При встрече с наиболее крупными волнами приходится скорость снижать, иначе уже не брызги, а струи холодной воды летят в лодку. Мечтаем о самоотливном шпигате — при таких условиях плавания он просто необходим.
«Разрешенную» инструкцией полуметровую волну «Орион-8» преодолевает уверенно, хорошо идет и на попутной волне, набегающей с кормы под углом 10—15°.
Информация об изображении
Для улучшения гидродинамических качеств лодки у транца под киль вставляется треугольный поддон
Для безопасности экипажа стоило бы сделать на бортовых баллонах веревочный леер. Им удобно пользоваться при необходимости влезть в лодку из воды; да и пассажир при ходе на волнении чувствует себя увереннее, когда есть за что держаться.
Для улучшения гидродинамических качеств лодки у транца под киль вставляется треугольный поддон
То, что на воде невозможно тормозить так же быстро, как на суше, особенно остро чувствуешь, когда вдруг прямо по курсу выскакивает обломок бревна. За мягким ударом об оболочку сразу же следует более мощный — белым петухом взвивается вода от винта. Первый взгляд на баллоны — вроде бы целы! Теперь мотор: шпонка на месте, а вот левая струбцина лопнула — обломок ее валяется под ногами. Понадежнее закрепляем правую и скорее на берег — «зализывать раны».
Приближаясь к галечному пляжу, резко останавливаю мотор,— «тормозной путь» оказывается около 25 м. Спешим осмотреть наш «Орион» — облегченно вздыхаем: все в порядке. Никаких следов столкновения нет!
К месту базирования приходится вести лодку на буксире. Постоянно оглядываюсь назад. Водитель «Оби» с «Вихрем-М» полный газ дать не решается: подпирающая низкий нос «Ориона» волна сразу же начинает угрожающе горбиться и нависать над «палубой». Носовая матерчатая ручка для переноски лодки, за которую мы заложили буксирный конец, расположена слишком высоко и на такие случаи, конечно, не рассчитана. Интересно, а как же по мысли конструкторов надо буксировать «Орион» с полной нагрузкой!
Однако это уже, пожалуй, частности. А главное — вывод, который можно сделать уже на основе наших пока что не очень продолжительных испытаний: ярославский «Орион-8» — вполне серьезное, надежное судно со своим вполне определенным твердым характером. Оно обладает всеми достоинствами надувной мотолодки, а по удобству сборки, хранения и использования для рыбалки даже несколько опережает известные нам такие зарубежные лодки, как «Гриф» и «Пеликан». Стоит посоветовать конструкторам «Ориона» обратить внимание на его слабые места, выявленные на «мерной миле» редакции, но нельзя не признать, что появление лодки в магазинах даже в том виде, в каком мы могли познакомиться с ней, уже было бы хорошим подарком ярославцев нашим любителям отдыха на воде и особенно — автомобилистам.
В заключение отметим, что число приверженцев «Ориона» можно было бы и увеличить, приспособив лодку еще для плавания под парусом. Жестко закрепленная к бобышкам на баллонах деревянная поперечина могла бы служить и балкой для навешивания бортовых шверцев (как и все надувнушки, «Орион» сильно дрейфует), и основанием для мачты. Навесить руль — и получится самый транспортабельный и, пожалуй, самый безопасный в эксплуатации прогулочный парусник.
Наконец, возможен и вариант, не требующий никаких доделок и переделок: Тюменский моторный завод осваивает выпуск подвесного паруса, поставить который на мощный транец «Ориона-8» совсем несложно.
Конечно, и этот вариант осуществим лишь при условии, что сами «Орионы» можно будет, наконец, спокойно купить в магазине. Когда это произойдет! Надеемся, что министерство нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, «Главрезинпром» и «Ярослеврезинотехника» в ближайшее время внесут ясность в этот вопрос, решив его в интересах будущих капитанов «Орионов».
Основные характеристики надувной мотолодки
Длина, мм | 3200±100 |
Ширина, мм | 1450±50 |
Диаметр борта, мм | 360±20 |
Подъем носовой части от ОЛ, мм | 650±30 |
Масса лодки в комплекте, кг | 50 |
Грузоподъемность, кг | 350 |
Рабочее давление (избыточное) в камерах, мм рт. ст. | 70 |
Пассажировместимость. чел. | 2—3 |
Допустимая мощность мотора, л. с. | 8 |
Разрешенное удаление от берега, км | 1 |
Оборудование: Два складных распашных весла; ножной меч для накачки камер; два надувных сиденья: комплект запасных частей и принадлежностей; чехол для бака.
Конструкция: Лодка «классической» подковообразной формы состоит из трех-камерного баллона, однослойного днища, кормового фартука и носовой палубы, изготовленных из прорезиненной ткани на основе капрона с защитным покрытием. Жесткость лодки обеспечивают деревянные киль, поддон, слани и транец из водостойкой фанеры, рассчитанный на установку подвесного мотора.
Общее устройство мотолодки: 1 — литые резиновые бобышки для крепления вкладываемого в них транца; 2 — транец из бакелизированной фанеры, герметизируемый отогнутым вверх и приклеенным к бортовым баллонам краем днища — фартуком; 3 — резиновые петли — держатели весел по-по одному; 4 — литая резиновая уключина, 5 — надувное сиденье-подушка; 6 — четырехсекционнный па иол из фанеры: 7 — стойка-распорка деки: 8 — дека из прорезиненной ткани; распашное вело; 10 — надувная камера; 11 — вентиль; 12 — матерчатая ручка для переноски лодки.