Несколько лет назад мы с товарищем приобрели надувную мотолодку «Орион-8» ПО «Ярославрезинотехника» и после долгих мытарств пришли к выводу, что использование этого судна под мотором «Ветерок-8» в режиме глиссирования практически невозможно, а плавание на таком судне в водоизмещающем режиме — занятие утомительное. Двигатель находится в полной исправности, тем не менее судно, имеющее на борту двух человек и багаж общим весом около 230 кг, с трудом выходит на глиссирование. Пройдя в таком режиме 20 мин, лодка «уходит» с глиссирования, набрав ведро воды, бьющей из-под винта в кокпит через прорезиненный фартук. Вычерпать ее на ходу невозможно, так как она собирается между пайолами и резиновой обшивкой днища. Приходится приставать к берегу, полностью разгружать лодку, переворачивать ее вверх дном. Потом все повторяется сначала...
Конечно, можно удлинить фартук к заливание прекратится, но как быть, когда на борт приходится брать массу туристского снаряжения, запас топлива? «Ветерок-8» едва толкает судно, загрузка которого нередко достигает разрешенных 250 кг, расход топлива резко увеличивается.
Вот тут и возникает вопрос об увеличении допустимой мощности двигателя. По нашим расчетам, для вывода на глиссирование тяжело груженного «Ориона-8» требуется мощность не менее 16—17 л. с. Учитывая, что в ближайшие годы мотора такой мощности наша промышленность выпускать не будет, мы решили использовать «Нептун-23». Исходили при этом из анализа размерений надувной мотолодки «Гриф» и «Ориона-8» — их длина, ширина, диаметр баллона, запас плавучести почти одинаковы. Поэтому «Орион 8», по нашему мнению, может эксплуатироваться под «Нептуном-23» с тем же успехом, что и «Гриф», если укрепить транец, пайолы, киль и узлы их соединения.
В чем конкретно заключаются эти изменения? У «Ориона-8» жидкий транец вставной, у «Грифа» же он представляет монолитную конструкцию. Поэтому штатный транец мы оклеили водостойкой фанерой почти по всей площади, кроме концов, которыми он фиксируется в резиновых приливах. Толщина транца возросла до 34 мм.
Для проверки прочности крепления транца в приливах умышленно не скрепили его с килем имеющейся металлической распоркой и ходили под «Непту-ном-23» в течение часа в полуглиссирующем режиме. Испытание прошло успешно: резиновые приливы сохранили заводскую устойчивость.
Штатный фанерный киль δ=16 мм мы целиком заменили на дюралевый толщиной 15 мм.
Для придания пайолам дополнительной жесткости поперек них укрепили болтами М8 стальные угольники 25X25 (см. рис.). Кроме того пайолы между собой соединили вдоль обоих бортов сплошными продольными накладками из водостойкой фанеры δ=24 мм.
Поддон, который просто подкладывается под транец, закрепили за транец стальными пластинами δ=3 мм на шурупах, что исключает его смещение во время плавания.
Поперечную распорку укрепили между подуключинами.
Чтобы не повредить обшивки судна, ошкурили все острые кромки набора.
Закончив переделку конструкции, провели под мотором «Нептун-23» ряд испытаний.
С малой загрузкой и с винтами большого шага (300 мм и 340 мм) на максимальных оборотах мотора лодка развила скорость около 50 км/ч по спокойной воде, сохраняя при этом хорошую остойчивость. Однако, по нашей оценке, такой режим движения на «Орионе» не является безопасным и получасовое испытание проводилось в основном для оценки прочности конструкции. Следов износа или поломок деталей при этом не обнаружили.
Затем испытали лодку при различном состоянии водной поверхности — от минимальной ряби до волнения высотой около 30 см, под различными углами движения к волне и при различной частоте вращения коленчатого вала. На Псковском озере выходили при волнении высотой 1—1,2 м. Лодка показала отличную мореходность, несмотря на то, что в кокпит быстро набралось изрядное количество воды (во время этих испытаний в лодке находились три человека). Запас плавучести великолепен! При уходе на сравнительно спокойную воду наполовину залитая водой лодка вышла на глиссирование и продолжала движение в этом режиме.
«Орион» испытывался и при вдвое большей нагрузке, чем положено по паспорту, т. е. с 500 кг. С «грузовым» винтом лодка глиссировала со скоростью 27—28 км/ч. При испытании груз в первом случае находился только на пайолах, а во втором — более 200 кг располагалось на бортах (по 100 кг на каждом).
Была испытана остойчивость судна при циркуляции на различных скоростях, а также в момент выхода на глиссирование. Результаты также удовлетворительные. Словом, на «Орионе-8» с «Нептуном-23» ходить можно, хотя необходимы определенные навыки, впрочем, как и на «Грифе».