Топливо и моторесурс
Как влияет на моторесурс «Вихря-30» использование для приготовления топливной смеси бензина АИ-93 и масла МС-20?
Официально ресурс моторов «Вихрь» составляет 500 часов. Однако это не значит, что после такой наработки требуется капитальный ремонт мотора. Износ и выработка деталей зависят от правильно проведенной обкатки нового мотора, его аккуратной эксплуатации, своевременного проведения регламентных работ.
Разумеется, после выработки 500 часов мотор нужно полностью разобрать, тщательно осмотреть, замерить износ, при необходимости заменить дефектные детали.
О масле МС-20 следует сказать, что это лучшее из имеющихся масел. Эксплуатация моторов на нем положительно влияет на увеличение ресурса. Двигатель, проработавший на нем сезон, почти не имеет следов нагара. Однако в связи с большой вязкостью масла МС-20 на стандартный бак бензина для приработанного двигателя следует заливать 600—650 г масла.
Эксплуатация моторов «Вихрь» на бензине АИ-93 не рекомендуется. Этот бензин рассчитан на применение в двигателях с большей степенью сжатия, более высоким температурным режимом и, соответственно, с деталями цилиндро-поршневой группы, выполненными из более жаростойких и прочных материалов.
Сборка редуктора «Вихря»
Я купил корпус редуктора 4.205-000 и все необходимое для сборки, но собрать редуктор не могу, так как не знаю размеров и материала регулировочных колец 4.202-021 и нужно ли ставить под буртик стакана регулировочные кольца 2.202-016.
Одним из ответственных факторов работоспособности редуктора является правильно установленный и отрегулированный зазор в зацеплении шестерен, который обеспечивался с помощью регулировочных колец из набора 2.202-016. Их наружный диаметр равен 47,8 мм, внутренний 42,2 мм. Толщина колец от 0,5 мм до 1,2 мм через каждые 0,1 мм.
Зазор в зубьях шестерен переднего хода регулировался путем установки кольца на торец шайбы упорного подшипника № 8106 с упором в буртик корпуса редуктора. Зазор в зацеплении шестерен заднего хода регулируется установкой колец под буртик стакана 2.212-001. За счет разной толщины колец, приближая или удаляя торец запрессованной в стакан бронзовой втулки 2.212-002, которая в свою очередь упирается в торец ступицы шестерни, и регулируется зазор в зацеплении.
Латунная шайба 2.202-009 ранее устанавливалась на ступицу шестерни переднего хода под торец наружной втулки 2.212-013 роликового подшипника для избежания трения втулки об алюминиевый корпус редуктора в случае ее продольного перемещения.
В редукторах последнего выпуска с роликовым подшипником № 7204 вместо № 60304 регулировка зазора в зацеплении шестерни переднего хода производится с помощью стального кольца 2.202-021, которое заменило латунную шайбу 2.202-009 и кольцо 2.202-016. Наружный диаметр этого кольца 42 мм, внутренний 32 мм, толщина от 0,7 мм до 1,4 мм через каждые 0,1 мм. Устанавливается оно на ступицу шестерни переднего хода с упором в торец втулки роликоподшипника. Заметим, что можно собирать шестерню переднего хода и с кольцами 2.202-016 и 2.202-009.
В редукторах всех модификаций установка вала-шестерни производится с помощью регулировочного кольца 2.202-026, которое ставится на вал-шестерню под торец внутреннего кольца подшипника № 7204 или 60304. Толщина кольца определяется расчетом. Его наружный диаметр 37 мм, внутренний 21 мм.
Все регулировочные кольца изготавливаются из мягкой листовой стали любой марки типа 08КП, Ст. 10 и т. д.
Для расчета толщины кольца 2.202-026 в редукторах с роликоподшипником № 7204 нужно замерить расстояние «Н» от оси вала гребного винта (плоскости разъема корпуса редуктора с крышкой) до торца внутренней обоймы подшипника № 7204. Из замеренного расстояния «Н» вычесть размер 34,8 мм. Разность и будет необходимой толщиной кольца 2.202-026. Оно подбирается с допуском по толщине + 0,05 мм. При сборке кольцо надевают на вал-шестерню 4.202-020, напрессовывают внутреннюю обойму подшипника № 7204 до упора в торец шестерни. Предварительно нагрев до 80—100°С корпус редуктора, в него запрессовывают наружную обойму подшипника.
Далее необходимо осторожно пропустить хвостовик вала-шестерни через обойму подшипника, сальники, шарикоподшипник № 202 и установить подшипник № 7204 роликами на беговую дорожку наружного кольца. Поставить в корпус редуктора вал гребного винта, собранный с шестернями и подшипниками, центрируя его по посадочным диаметрам корпуса редуктора. Проверить зазор в зацеплении вала-шестерни с шестерней переднего хода. При проверке зазора (0,13—0,25 мм) шестерню переднего хода нужно прижимать к упорному кольцу подшипника № 8106. При проверке зазора в зацеплении шестерни заднего хода нужно прижимать ее к стакану 2.212-000.
Правильную величину зазора в зацеплении шестерен (0,13—0,25 мм) можно обеспечить как без регулировочных колец, так и при установке одного, двух и даже трех колец.
О замене колец и материале вала винта
1. Можно ли в двигателе «Вихря-М» менять компрессионные кольца не комплектом, а по одному. Например, только верхние?
2. Из какой стали можно сделать гребной вал, чтобы использовать его с винтом от «Нептуна-23»?
1. На каждом поршне у моторов семейства «Вихрь» установлено по два компрессионных кольца. Их можно заменять комплектно и по одному.
2. Гребной вал моторов «Вихрь» изготавливается из высококачественной стали марки 12Х2Н4А с последующей термообработкой — закалкой до твердости HRC 56, цементацией и антикоррозионным кадмированием выступающего из редуктора хвостовика под гребной винт.
Биение конуса коленвала
После замены верхней и нижней коренных опор коленчатого вала «Вихря-30» и полной сборки картера обнаружились биения конуса коленвала в пределах 0,07—0,08 мм.
Можно ли эксплуатировать такой двигатель, или обязательна замена вала? При ремонте кривошипы не разъединялись.
Если при переборке картера были установлены крышки с этого же комплекта, то увеличенное биение можно устранить путем снятия с фланцев фиксирующих штифтов, установки крышек с предварительной затяжкой гаек болтов и выставлением конуса по биению не более 0,05 мм. После этого гайки болтов следует затянуть окончательно, строго придерживаясь порядка затяжки противоположных болтов.
Замена и установка крышек с других комплектов картера не допускается.
О расконсервации «Нептуна-23»
1. В 1988 г. я купил лодочный мотор «Нептун-23» выпуска 1981 г. Мотор не был в эксплуатации и хранился на складе семь лет. Что нужно учесть при расконсервации, кроме указаний, содержащихся в руководстве по эксплуатации?
2. «Нептун-23» выпуска 1981 г. работает на смеси бензина с маслом в соотношении 25: 1. Можно ли эксплуатировать мотор «Нептун-23», изготовленный в 1974—1977 гг., на такой же смеси, если руководство по эксплуатации рекомендует смесь в соотношении 20: 1?
1. Подвесные моторы подвергаются консервации на заводе в расчете на срок хранения в течение одного года — двух лет. В связи со значительным превышением срока хранения без дополнительной консервации, рекомендуем разобрать мотор и проверить состояние деталей, которые могут иметь следы коррозии: цилиндро-поршневая группа, коленчатый вал, шатуны, шестерни редуктора, подшипники. Незначительные следы коррозии следует осторожно удалить тонкой наждачной бумагой.
2. Эксплуатация мотора «Нептун-23» возможна на смеси 25 частей бензина с 1 частью масла М8,, М10В, (ГОСТ 10541—78).
Удаление нагара из камеры сгорания
1. Недавно я прочитал, что для удаления нагара из камер сгорания автомобильного двигателя нужно всыпать в бензобак примерно 250 г нафталина (из расчета 10 г на 1 л бензина). Возможно ли удаление нагара из цилиндров лодочного мотора без его разборки таким же образом и, если можно, то какое требуется соотношение нафталина и бензина для мотора «Ветерок»?
2. Сколько нужно заливать смазки во внутреннюю полость редуктора мотора «Ветерок»?
1. Мы не располагаем данными по использованию нафталина, но можем порекомендовать следующий способ удаления нагара в камере сгорания двигателя без его разборки. В каждый цилиндр горячего двигателя, установленного свечными отверстиями вверх так, чтобы поршни закрывали выхлопные окна обоих цилиндров, заливают смесь, состоящую из 80 % керосина и 20 % масла для двигателя. После этого вворачивают свечи и оставляют двигатель в таком положении на 10—12 часов. Затем смесь сливают и включают двигатель на 20—30 минут. За это время размягченный смесью нагар выгорает.
2. В редуктор моторов «Ветерок» масло заливается до уровня заливной (контрольной) пробки (около 250 см3).
Рекомендуются масла...
Масла М5-310Г1. М8А, М8В и М631РП. оказывается, подходят ко всем маркам автомобилей и даже мотоциклов, но можно ли их применить для лодочного мотора?
Заводы — изготовители лодочных моторов рекомендуют те марки масел, которые были выбраны и проверены целым рядом длительных испытаний на моторесурс.
Для подвесных моторов наиболее подходящими являются масла М8А, М8Б, М8В, а также масла М10В, и М10Б, (ГОСТ 10541—78).
Если неисправно зажигание мотора
В моем моторе «Ветерок-8» 1968 г. выпуска искра в свече нижнего цилиндра проскакивает периодически (свеча исправна), вследствие чего мотор работает чаще на одном цилиндре. А при включении хода мотор глохнет. Как мне отрегулировать систему зажигания (магнето МЛ-10-2с), чтобы получить нормальную искру на обоих цилиндрах? Прошу также сообщить, как можно снять маховик, если штатный съемник утерян.
Перед регулировкой системы зажигания рекомендуем:
1. Проверить состояние контактов прерывателей. Если на рабочих поверхностях контактов имеются выступы и углубления, уменьшается рабочая noi ерхность контактов и затрудняется регулировка зазоров. Рабочие поверхности контактов нужно зачистить надфилем до получения ровной поверхности, а затем отполировать мелкой шкуркой.
2. Выяснить, не заедает ли в направляющих текстолитовая подушечка прерывателя.
3. Проверить, нет ли значительного износа посадочного места панели магнето в картере. В таком случае рекомендуется между основанием магнето и посадочным местом на двигателе проложить прокладку из фольги или отремонтировать узел, установив втулку в основание магдино.
Регулировать зазор в магнето лучше при снятом маховике. Ослабив винт крепления стойки, при помощи отвертки сдвигают стойку в нужное положение, затем затягивают винт и проверяют зазор между контактами, который должен быть в пределах 0,4—0,55 мм. Более тщательная регулировка системы зажигания моторов «Ветерок» (по абрису) описана в статье «Обслуживание и ремонт системы зажигания моторов «Ветерок» (см. «КиЯ» №116).
В случае, если регулировка зазоров не даст результата, следует проверить исправность конденсатора и высоковольтного трансформатора методом последовательной их замены заведомо исправными.
Для снятия маховика при отсутствии съемника нужно отвернуть гайку маховика. Затем один человек держит мотор или двигатель на весу, взявшись обеими руками за наружную поверхность маховика, а другой резко ударяет молотком 1—2 раза по торцу коленчатого вала через алюминиевую или латунную деталь (чтобы не смять резьбовой конец коленчатого вала). Маховик при этом должен стронуться с конуса вала.
Замена поршней у двигателя «Ветерка»
Несколько сезонов с успехом эксплуатирую «Ветерок-12». Пришло время поменять поршни. Пожалуйста, сообщите, как правильно это сделать. В частности, подробно объясните, как выпрессовывать и запрессовывать поршневые пальцы.
Для замены поршней необходимо отсоединить двигатель от подводной части, а затем, отвернув шесть винтов, соединяющих блок цилиндров с картером, снять блок вместе с головкой. Предварительно нужно слегка постучать деревянным или алюминиевым молотком по крышке выхлопа и вставке продувочных каналов для того, чтобы блок оторвался от прокладки.
Перед снятием поршневого пальца необходимо вынуть стопорные кольца, используя плоскогубцы или отвертку. Для облегчения вы-прессовки поршневого пальца поршень рекомендуется нагреть примерно до 100 °С, например, в кипящей воде.
Потемнение рабочей поверхности поршневого пальца, наличие уступа, различаемого на ощупь ногтем, в местах контакта поршневого пальца с торцами бобышек поршня и верхней головки шатуна — признаки повышенного износа пальца. Такой палец необходимо заменить.
Для вы прессовки и запрессовки поршневого пальца советую использовать специальные оправки, которые можно изготовить самостоятельно (см. эскиз).
Перед сборкой поршня с шатуном поршень рекомендуется также нагреть до 100—120°С и зафиксировать шатун в поршне при помощи ложного пальца-оправки. Поршневой палец надевают на оправку и, установив его на выступе ложного пальца, быстро вталкивают его на место. Глубина запрессовки контролируется по проточке на оправке.
Подробно процессы разборки, сборки и ремонта кривошипно-шатунного механизма «Ветерков» рассмотрены в книге Е. И. Фишбейна «Мотор «Ветерок» на лодке». Л., «Судостроение», 1989 г.
Питание огней от «Салюта-ЭС»
Можно ли подключить к «Салюту» провод освещения и какое напряжение можно снять?
Как в старых «Салютах» с контактной системой зажигания, так и в новых с электронным зажиганием в магнето не имеется специальной катушки освещения (какие есть, например, на моторах «Ветерок-8Э» и «Вихрь»), поэтому подключить сигнальные огни к мотору нельзя.
Штифт вместо шплинта
Штатное крепление гребного винта на валу «Вихря» шплинтом (5X50-002 ГОСТ 397—66) создает гидродинамические помехи и снижает эффективность работы винта. Кроме того, после нескольких съемов винта шплинт обламывается и его необходимо заменять.
На своем моторе я уже в течение нескольких лет пользуюсь простым стопорным приспособлением, состоящим из латунного штифта 5X50 мм и кольца из пружинной проволоки диаметром 2 мм. Для удержания кольца на месте в ступице винта сделана кольцевая проточка, а внутренний диаметр кольца в свободном состоянии должен быть немного меньше диаметра этой проточки.
Попутно советую удалить технологический прилив на ступице винта до плавного сопряжения поверхности лопастей со ступицей. Для того чтобы все сопряжения были одинаковыми, нужно воспользоваться шаблончиком, вырезанным из жести.
Сделать это важно, так как при вращении винта за тупым срезом прилива образуется каверна, повышающая сопротивление движению и снижающая КПД винта.
Если нет сальника
При весенней ревизии своего «Вихря-30» я обнаружил, что сальник, находящийся под шарикоподшипником № 202, разорван.
Достать новый сальник, к сожалению, не удалось, и для герметизации полости редуктора я поставил втулку, выточенную из фторопласта, Внутренний диаметр втулки на 0,1 мм больше посадочного диаметра вала-шестерни. Затем шарикоподшипник был установлен на свое место и сверху него — уцелевший сальник. После сборки редуктора полость, в которой находится подшипник, была заполнена смазкой ЦИАТИМ-201.
Собранный таким образом редуктор эксплуатировался в течение одного сезона. Ни в корпусе редуктора, ни в районе подшипника вода не обнаружена (наработка за сезон составила 70 часов). Конечно, предлагаемый способ ремонта — чисто аварийный, но для временного восстановления работоспособности мотора вполне пригоден.
Фиксатор румпеля
Предлагаю свой вариант фиксатора румпеля ПМ «Вихрь-30» в поднятом положении. Собственно фиксатором служит винт 4, в головку которого для удобства пользования я вставил проволочное кольцо 5. В рабочем положении фиксатор удерживается при помощи пружинки 6.
При монтаже фиксатора на моторе рекомендую придерживаться следующей последовательности работ. Привести в верхнее положение румпель 1 и просверлить в нем и в кронштейне поддона 2 сквозное отверстие диаметром 5,6 мм. Затем снять румпель и рассверлить отверстие с обратной стороны кронштейна до диаметра 6,2 мм на глубину 9 мм так, чтобы при опускании румпеля резьбовая часть винта полностью утопилась бы в кронштейн. В оставшейся части отверстия в кронштейне нарезать резьбу М6, а на румпеле отверстие рассверлить до диаметра 6,2 мм.
При сборке винт 4 ввинчивается через резьбу в кронштейне и на него ставится пружинка 6. Между кронштейном и головкой винта можно поставить резиновую шайбу 3, чтобы предотвратить дребезг при работе мотора.
Для того чтобы поставить румпель на фиксатор, достаточно привести его в вертикальное положение, а чтобы снять — оттянуть винт.
Шарикоподшипник вместо втулки
С лодочными моторами «Вихрь» я имею дело уже свыше двадцати лет. В моделях выпуска разных лет самым слабым узлом считаю подшипник скольжения — бронзовую втулку, которая запрессовывается в алюминиевый стакан в редукторе. Работоспособности этого узла хватает на две, от силы три навигации: втулка разрабатывается, вал винта начинает бить, и проникновение воды в редуктор неизбежно.
Я решил этот узел усовершенствовать. Стакан я выточил из нержавеющей стали, оставив все размеры его, как у штатного, но внутренний диаметр расточил под два однорядных шарикоподшипника № 203. Суммарная ширина их обойм на 5,5 мм больше ширины втулки, поэтому ступицу шестерни заднего хода необходимо подрезать на эту величину. При расточке под подшипники № 203 толщина стенки стакана уменьшается до 1 мм, но это допустимо. Стакан с запрессованными подшипниками ставится в редуктор обычным способом. Для того чтобы избежать случайного проворачивания, наружную поверхность стакана рекомендую смазать герметиком и туго завинтить семь винтов крепления крышки редуктора.
Усовершенствованный таким образом узел служит уже пятый сезон, вода в редукторе не обнаруживается.
Модернизация поплавковой камеры карбюратора «Вихря»
Работа топливной системы «Вихря» любой модели значительно улучшится, если вместо штатной крышки и поплавка карбюратора поставить поплавок с запорной иглой и крышку поплавковой камеры от карбюраторов моторов «Нептун», «Москва», «Ветерок» или мотоцикла «Восход». Необходимый уровень топлива устанавливается по регулировочным канавкам на нижнем конце запорной иглы и фиксируется проволочным пружинным фиксатором. Такой запорный клапан работает более надежно. чем штатное устройство с латунным рычажком в карбюраторе «Вихря».
Нижний конец иглы придется подрезать на 3—5 мм или же сделать для него из болта М8 направляющую в виде пробки с глухим центральным сверлением.
Дополнительная защита от воды
Из обыкновенной плотной резины нужно изготовить конусную шайбу с центральным отверстием диаметром 13—14 мм, а снаружи подрезать ее по диаметру сальника. Верхняя часть шайбы должна плотно прижиматься к сальнику и не перекрывать фигурное отверстие в пластине водопомпы. При сборке в сальник набивают смазку ЦИАТИМ-201, надевают шайбу на вал-шестерню, затем пластину помпы и далее собирают по инструкции помпу.
Эффект от установки шайбы таков: она предотвращает попадание воды в сальник, а при его износе — и в редуктор. Кроме того, шайба изолирует вал-шестерню от воды, поступающей в помпу, и тем самым устраняет завихрения, возникающие от вращения вала. Охлаждение двигателя улучшается. Предлагаемая мною доработка была испытана в течение 5 лет и сейчас многие лодочники на нашей стоянке применяют ее на своих моторах.