Парус равномерно расстилаем на плазе и, поделив нижнюю шкаторину на три части в соотношении 3:4:3 и верхнюю часть параллельно нижней шкаторине также на три части в соотношении 3:4:3 точками А, В, С и А1, В1, С1, складываем его по линиям ВВ1 и CC1, подворачивая переднюю и заднюю шкаторины по направлению стрелок (рис. 1).
В точках В и С прикалываем парус шильями к плазу или к полу. Берем парус за фаловый угол и, перемещая его немного из стороны в сторону, добиваемся одинакового натяжения вдоль линий ВВ1 и СС1 так, чтобы полученные сегменты были без складок. Для нахождения правильного положения фалового угла можно немного приподнять парус над полом за фаловый угол и добиться одинакового провисания подвернутых краев b и c (рис. 1).
Прикалываем шильями к полу верхнюю часть паруса в точках В1 и C1 (рис. 2). Одергиваем парус за подвернутую переднюю шкаторину, расправляя складки, и прикалываем к полу в точках А и А1 (рис. 2). Современные паруса из дакрона топорщатся вдоль сегментов b и c, поэтому здесь необходимо прижимать ткань скрепками.
В результате мы получили три кривые — a, b, c вдоль линий AA1, BB1, CC1 (рис. 2).
Кривая b характеризует величины закладок от передней шкаторины для формирования профилей паруса.
Кривая с показывает величины закладок от задней шкаторины, измеренных по линии СС1.
Кривая a — серп по передней шкаторине — является связующим звеном между прогибами мачты и сегментами b и c.
Для измерения ординат кривых этих сегментов протягиваем между воткнутыми шильями резиновые нити с метками, разбивающими каждый сегмент на восемь равных частей (рис. 2). Измеряем расстояния от меток на нитях до кромки сегментов. Измерения проводятся линейкой с миллиметровыми делениями. Результаты измерений записываются в виде таблицы. Отсчет номеров сечений идет от нижней шкаторины к фаловому углу, единица измерения — 1 мм.
Приводим примерную таблицу для паруса швертбота класса «Луч».
Математическая обработка результатов измерений позволяет оценить тяговые, аэродинамические показатели паруса, гладкость поверхности и правильность пошива, проверить правильность стыковки паруса с мачтой, а также вычислять дефекты паруса математически точно и эффективно их устранять. Все это требует определенных знаний по аэродинамике, дифференциальной геометрии и т. д. Тренеру можно рекомендовать метод сравнения полученных сегментов a, b, c с данными лучших парусов в классе.
Приведем основные, наиболее часто встречающиеся дефекты парусов и некоторые выводы из анализа сегментов.
1. Причиной диагональных складок, идущих от мачты в направлении шкотового угла паруса при подбирании гика-шкотов, могут быть неправильно пришитый мачт-карман, неправильная «стыковка» паруса с мачтой — несоответствие прогибов мачты сегментам a, b, c, нарушение соответствия между сегментами a и b.
2. Сегмент с показывает величину «угла выхода» в нижней части задней шкаторины, влияющей на лавировочные качества паруса, позволяет точно исправлять места, где задняя шкаторина излишне открыта или закрыта.
3. Смещение максимальных значений сегментов b и c ниже четвертого сечения приводит к уменьшению крутизны хода на лавировке.
4. Неправильное соотношение между сегментами a, b, c приводит к возникновению перегибов на поверхности паруса.
В то же время, исходя из заданных характеристик паруса, можно проектировать сегменты a, b, c и по ним вычислять раскрой полотнищ так, чтобы аэродинамические характеристики были высокими, а поверхность паруса гладкой. Измерение сегментов при пошиве паруса является надежным средством промежуточного контроля.
Г. Дроботковский, тренер по парусному спорту, г. Ростов-на-Дону.