О книге Боба Бонда «Справочник яхтсмена»
Издательство «Судостроение» запланировало выпустить в 1988—1989 гг. книгу известного английского яхтсмена и тренера Боба Бонда «Справочник яхтсмена» (Bob Bond. The Handbook of Sailing, London, Dorling Kindersley Limited, 1985, ISBN 0 7207 1239 4).
Изданная впервые в 1980 г., эта книга была сразу же замечена в парусном мире благодаря доступности изложения материала, отлично выполненным иллюстрациям (в оригинале книги их более 1250!), хорошо продуманному содержанию, рассчитанному на обучение новичка азам парусного спорта и его постепенную подготовку в качестве рулевого гоночной лодки или крейсерской яхты морского плавания. За пять лет справочник выдержал несколько изданий на английском языке, был переведен на немецкий, голландский и сербский языки.
В предисловии к книге Боб Бонд пишет:
«Каждый, кто, как и я, рожден в семье моряков, с детства проникается пониманием красоты моря и уважением к его силе. Но для того, кто только что начал плавать под парусом, этому уважению еще предстоит научиться, иногда пройдя суровые испытания. Все больше и больше людей сейчас приобщается к плаванию под парусом, стремясь испытать ту огромную радость и чувство свободы, которые оно предлагает. Не обладая опытом, начинающие яхтсмены нуждаются в советах общего характера и руководстве, способном дать как можно больше знаний по этому виду спорта. Именно этой категории яхтсменов в первую очередь и адресована книга.
Парусный спорт — это некий визуальный опыт, при обучении которому большинство из нас тратит много времени, объясняя основные вопросы с помощью слов, жестов или рисунков. Поэтому задача книги состояла в том, чтобы, пользуясь словами и иллюстрациями к ним, помочь начинающим яхтсменам усвоить основные принципы плавания под парусом. Я надеюсь, что читатель сможет найти в ней ответ на те вопросы, которые чаще всего задаются, а также на те, которые из-за боязни насмешки или неудобства иногда не задаются, но которые являются существенными для истинного понимания предмета. Я хотел бы, чтобы «Справочник» стал той самой книгой, которую капитан предлагает своим гостям или команде, прежде чем выйти с ними в море.
Не желая покушаться на свободу, которую предлагает плавание под парусами, я постарался сделать акцент в этой книге на должное отношение к технике безопасности, безопасности плавания лодки и экипажа. Одна из опасностей этого вида спорта заключается в том, что начинающие яхтсмены часто не осознают недостаток опыта. Их чрезмерное благодушие или уверенность в себе могут привести к тому, что недостаточные знания и опыт явятся причиной аварии или даже трагедии.
Справочник состоит из шести разделов, каждый из которых доступен для самостоятельного изучения. В первом разделе — «Основы парусного спорта» — приводится необходимый минимум сведений для самостоятельного оснащения небольшого спортивного швертбота и обучения управления им в простейших обстоятельствах. За ним следует раздел, включающий более сложные вопросы подготовки яхтенного рулевого к парусным гонкам, настройки яхты, управления ею в свежий ветер, под спинакером, освоения специальной техники управления катамаранами и т. п.
В третьем разделе начинающий яхтсмен знакомится с устройством и оборудованием морской крейсерской яхты, спецификой управления ею в открытом море, в штормовую погоду, ночью и т. п.
Учитывая пожелания читателей журнала видеть в нем страницы, посвященные азбуке парусного спорта, редакция предлагает несколько отрывков из подготавливаемого к изданию перевода книги (переводчики — яхтенный капитан А. Д. Старков и В. И. Самаров). Тема первого урока — см. последующие четыре страницы, соответствующие стр. 48—51 оригинала, — постановка парусов.
Постановка грота
Паруса обычно хранятся в парусных мешках (кисах) и должны ставиться на мачту каждый раз, когда вы выходите в море.
Способ, который применяют для постановки грота, зависит от конструкции лодки, но обычно парус сначала разворачивают в лодке и располагают передней шкаториной к мачте. Если на парусе нужно взять рифы, то это следует делать уже после того, как он будет полностью поднят.
Постановка паруса на гик
Парус своей нижней кромкой — шкаториной вставляется в ликпаз на верхней стороне гика. Растянув шкаторину по всей длине гика, важно убедиться в том, что парус расправлен полностью. Обычно на конце гика имеется отметка (марка), показывающая положение шкотового угла паруса. Парус должен быть надежно закреплен в поставленном положении на обоих концах гика.
Латы
Латы работают как ребра жесткости паруса. Благодаря им свободная криволинейная задняя шкаторина паруса не отгибается под ветер, а обеспечивает плавный сток воздуха с паруса. Большинство парусов имеет три латы, которые вкладываются в лат-карманы и иногда крепятся штертом.
Постановка паруса на мачту
Прикрепите фаловый угол грота к грота-фалу (обычно он располагается справа от мачты). Затем вставьте начало ликтроса в ликпаз мачты. Убедитесь, что грота-фал не перекручен и не мешает подъему. Выбирайте фал у основания мачты, одновременно заправляя ликтрос в ликпаз. Заложите грота-фал за утку.
Передняя шкаторина грота вставляется в ликпаз на мачте, но обычно поднимается лишь частично во время оснащения лодки. Полностью поднятый грот обычно сильно полощется на ветру поэтому добирать его до места следует при спуске лодки на воду либо уже на воде.
Пятка гика
Оковка пятки гика является элементом, который позволяет гику вращаться в любом направлении. Она ставится на мачте под ликпазом и может быть жестко закреплена либо установлена на ползуне, перемещающемся вдоль мачты. Оковка вставляется в имеющееся в пятке гика гнездо специальной формы, которое позволяет вращать гик вокруг своей продольной оси для наматывания на него паруса при рифлении.
В основании штырь оковки имеет прямоугольное сечение, чтобы не допустить самопроизвольного вращения гика.
Подъем грота
Когда грот поднят достаточно, чтобы поддерживать гик, вставьте квадратный штырь оковки в гнездо гика. Держите гик горизонтально, пока парус не поднимется полностью. Закрепите грота-фал на утке, свободный его конец сверните аккуратно в бухту и повесьте его на утку, как показано на рисунке.
Присоединение оттяжки гика
Оттяжка гика предназначена для того, чтобы не позволять ноку гика подниматься вверх, когда потравливают гика-шкот. Это особенно важно при повороте фордевинд. Одним концом оттяжка крепится к основанию мачты или степсу, если мачта устанавливается шпором на палубе.
Другим концом оттяжка присоединяется к нижней стороне гика. В зависимости от силы ветра натяжение оттяжки можно изменять. Для облегчения регулировки оттяжки нижний блок ее обычно снабжается клиновым или эксцентриковым стопором.
Проводка гика-шкота
Гика-шкот используется рулевым для того, чтобы установить грот под наиболее эффективным углом к ветру.
Существуют два основных типа проводки гика-шкота: кормовая и центральная. В первом случае гика-шкот проводится почти от нока — свободного конца гика на транец или на кормовой участок палубы — за спиной рулевого. Во втором — тяга прикладывается за середину гика. Центральная проводка гика-шкота используется главным образом на гоночных яхтах.
Независимо от типа проводки, гика-шкот снабжается блоками и погоном — расположенной поперек лодки направляющей, по которой ходит ползун (каретка) нижнего блока гика-шкота.
Гика-шкот, как правило, остается оснащенным в лодке и по окончании плавания, когда она поднимается на берег.
Центральная проводка
Применяется несколько типов центральной проводки гика-шкота. Обычно нижний блок ставится на швертовый колодец, а два-три верхних блока устанавливают одни от другого отдельно на гике.
Кормовая проводка гика-шкота
Кормовая проводка используется на большинстве парусных лодок общего назначения. Существуют и очень простые системы такой проводки и гораздо более сложные.
Основная схема. Это простейший вариант с кормовой проводкой гика-шкота, обеспечивающий минимальный контроль. Обычно применяется на самых маленьких лодках.
Проводка гика шкота с блоками. Этот вариант помогает рулевому контролировать гика-шкот, но не предотвращает задирание гика и скручивание паруса.
Проводка с погоном на транце. Этот вариант обеспечивает лучший контроль: двухшкивный блок перемещается по погону и помогает удерживать нок гика от задирания вверх и скручивания паруса.
Завязывание концов шкотов. На свободных концах шкотов необходимо завязать стопорный узел, такой как двойной простой («кровавый») или «восьмерка».
Постановка стакселя
Стаксель обычно крепится к штагу при помощи застежек — карабинов.
Управляется парус шкотами, которые крепятся к шкотовому углу паруса, проводятся вокруг мачты под вантами или снаружи вант через кипы, скользящие по погонам (рельсам), установленным на палубе у бортов или на зашивке воздушных отсеков. Различные положения кипы по длине погона обеспечивают установку паруса под нужным углом на различных курсах к ветру.
Проводка стаксель-шкотов
Стаксель-шкоты крепятся к шкотовому углу паруса карабином, скобой или беседочным узлом, проводятся через кипы и заканчиваются стопорным узлом («восьмеркой»).
Зажим стопора удерживает ходовой конец шкота в нужном положении.
Крепление у форштевня
Галсовый угол стакселя крепят к носовой оковке, которая обычно имеет три отверстия (или кольца), к которым крепятся стаксель-штаг, галсовый угол паруса и носовой швартов — фалинь.
Обычно штаг крепят к самому носовому отверстию (1), галсовый угол — к среднему (2) и фалинь — к кормовому (3), но могут встретиться и оковки другого типа.
Крепление к штагу
Пластиковые или изготовленные из нержавеющей стали карабины, имеющиеся на передней шкаторине стакселя, служат для крепления паруса к штагу. При традиционной конструкции карабины надевают на штаг перпендикулярно тросу и затем поворачивают до их «запираний» на штаге.
Подъем стакселя
Перед подъемом стакселя, пристегнутого к штагу, его фаловый угол должен быть прикреплен к стаксель-фалу. При этом следует убедиться, что фал не перекручен.
Если парус не поднимается сразу же, привяжите его к штагу шкотом и освободите фал. Когда стаксель поднят, закрепите фал на утке.
Крепление фала. Если фаловый угол паруса крепится к фалу U-образной скобой — мочкой, убедитесь, что палец скобы плотно сидит в гнезде и не выскочит, когда стаксель заполощет.