Случай, изображенный на рис. 1, имел место на одном из всесоюзных соревнований. Обе яхты (положение 1) подходили к знаку в положении связанности. Однако затем яхта «а», выйдя вперед, делает поворот на правый галс и преграждает путь яхте «6». Последняя, имея возможность избежать столкновения (и затем протестовать, если посчитает необходимым), ударяет яхту «а» в борт (положение 2). Обе яхты заявляют протест.
В первом положении на яхты распространяется Правило 41.1 (а), «Права и обязанности наружной яхты». Вспомним еще раз, что под местом понимается пространство для поворота — в данном случае оверштаг,— если такой поворот является составной частью маневра по огибанию знака. Однако во втором положении яхта «б» имела возможность избежать столкновения, которое привело к столь серьезным последствиям (Правило 32, «Яхты должны избегать столкновения»).
Учитывая все обстоятельства, арбитровая группа дисквалифицировала обе яхты: яхту «а» — по Правилу 42.1 (Ь), а яхту «б» — по Правилу 32.
Особый разряд составляют ситуации, когда поворот одной из двух яхт, приближающихся к наветренному знаку, завершается на расстоянии, меньшем двух длин корпуса.
Относительно простой случай показан на рис. 2. Яхта «б», завершив свой поворот на расстоянии, меньшем двух длин корпуса от знака, попадает в положение связанной и внутренней по отношению к яхте «а». Яхта «а», находясь снаружи ветра, уступает место яхте «б».
Отрабатывая такой прием на тренировках по огибанию знака, спортсмен должен помнить, что яхта «б» получает право на место у знака только в положении 2, когда поворот ее полностью закончен. До этого, когда яхта «б» находится на левом галсе, затем приводится (Правило 36), начинает и выполняет поворот оверштаг (Правило 41), все права на стороне яхты «а», идущей правым галсом.
Более сложная ситуация изображена на рис. 3. Здесь яхта «6», как и в предыдущем случае, завершает поворот оверштаг на расстоянии, меньшем двух длин корпуса от знака. Во время поворота скорость яхты «б» уменьшается, это приводит к тому, что ее догоняет яхта «а» и связывается с ней с внутренней стороны.
Для оценки этой ситуации принципиальное значение имеет новый текст Правила 42.3 «Исключения и ограничения». Согласно пункту /а/ (ii) этого правила, яхта, идущая чисто позади может установить связанность с внутренней стороны относительно яхты, идущей чисто впереди, только на расстоянии, большем двух корпусов от знака. Однако, если яхта заканчивает поворот оверштаг на расстоянии, меньшем двух длин ее корпуса от знака или препятствия, она должна предоставить место, предусмотренное Правилом 42.1/а/, яхте, которая не может затем избежать установления связанности с внутренней стороны Правило 42.3/а/ (ii).
Яхта «а» в положении 2 на рис. 3 и непосредственно перед этим практически не могла избежать связанности с внутренней стороны по отношению к яхте «б». Таким образом действия яхты «а» не противоречат правилам. Яхте «б» следует уступить место у знака.
Случай, изображенный на рис. 4, довольно типичен при огибании нижнего знака перед началом очередной лавировки. Яхта «а», обогнув знак, ложится на правый галс. В этот момент яхта «6» только что обогнула знак и продолжает движение левым галсом. Требуя дороги, рулевой яхты €<б» ссылается на то, что он «еще в зоне знака», имея, очевидно, в виду расстояние в две длины корпуса от знака.
Прежде всего необходимо разобраться в том, что на обиходном языке гонщиков называется «зоной знака». Иначе говоря, нам необходимо установить, действует пи в положении 2 на рис. 4 Правило 42 или нет?
Правило 42, говорится в ППС-85, применяют к яхтам, которые приготовились обогнуть или пройти знак с предписанной стороны. В самом тексте этого правила дается описание маневров яхт по огибанию знака, предписаны действия внешней и внутренней яхт, а также яхт, идущих чисто впереди или чисто позади. Однако в данном случае обе яхты закончили маневры по огибанию знака. Следовательно, на них не распространяется Правило 42. Иначе говоря, в положении 2 на этом рисунке должны действовать правила Раздела В — «Главные правила расхождения и их ограничение».
В оценке сложившейся ситуации гораздо важнее уточнить, во-первых, успела ли яхта «а» завершить поворот оверштаг? Если нет, то по Правилу 41 ответственность за возможное столкновение ложится на нее. А, во-вторых, имеет ли яхта «6» реальную возможность уступить дорогу яхте правого галса?
На рис. 4 обе яхты обогнули знак, яхта «а» завершила поворот оверштаг и идет правым галсом, а яхта «б» имеет возможность уступить дорогу. Вот почему вся ответственность за возможное столкновение ложится на яхту «б».
На старте и финише действуют в целом те же правила, что и на свободной воде (применительно к яхтам разных галсов). Однако своеобразие ситуации, особенно на старте, потребовало введения дополнительных правил и разъяснений.
На рис. 5 две яхты разных галсов приближаются к стартовой линии, чтобы стартовать. Рулевой яхты «6» забыл, что до сигнала «Старт открыт» надлежащего курса не существуёт (Ч. 1, «Определения»). Поэтому яхта «а» может произвольно изменять курс, в том числе и приводиться.
Непосредственно перед стартовым сигналом парусная доска «а» смещается к стартовой линии задним ходом (рис. 6), а «б» приближается к линии, чтобы стартовать. Разумеется, никакого «Правого галса заднего хода» в правилах парусных соревнований не существует. В Разделе 3 Приложения 2 «Правил соревнований парусных досок» (пункт 3.3) читаем: «Приближаясь к стартовой линии, чтобы стартовать, или возвращаясь на предстартовую сторону стартовой линии, парусная доска, движущаяся задним ходом или дрейфующая назад, должна уступать дорогу другим парусным доскам или яхтам, которые стартуют или стартовали правильно».
Как разрешить спор экипажей яхт на рис. 7? Опрокинувшаяся яхта является препятствием. Правило 46.1 однозначно предписывает обходить опрокинувшуюся яхту. С другой стороны, часто возникают ситуации, когда яхта просто не в состоянии избежать столкновения с другой яхтой, которая опрокинулась «непосредственно впереди нее». В таком случае яхта, не сумевшая избежать столкновения, не наказывается (Правило 46.3).
Относительно парусных досок немаловажно выяснить, какую из них можно считать опрокинувшейся? В Приложении 2 ППС (п. 1.2/а/) находим ответ: «Парусная доска считается опрокинувшейся яхтой с момента, когда топ ее мачты коснется воды, и до момента, когда топ ее мачты оторвется от воды». Рулевому парусной доски необходимо помнить, что, если между сигналами «Подготовительный» и «Старт открыт» его парус находится в воде, то он обязан доказать гоночному комитету, что его доска опрокинулась неумышленно (Приложение 2, п. 3.2).
В конфликтах, которые часто возникают на финише, рулевые как правило упускают из виду, что яхта находится в гонке до тех пор, пока не финиширует и не отойдет от финишной линии и финишных знаков. Именно об этом забыл рулевой яхты «б» на рис. 8. Несмотря на то, что яхта «6» принята финишной группой, она все еще находится в гонке. Поэтому на нее распространяется Правило 36. Яхта «6» должна была уступить дорогу.
Напротив, в ситуации на рис. 9 яхта не только финишировала, но и вышла из гонки, поскольку отошла от финишной линии и финишных знаков. Поэтому яхта «а» не должна мешать другой яхте заканчивать гонку.