В морском заповеднике выяснились положительные черты парусного катамарана при использовании его в качестве научно-исследовательского судна. Он не загрязняет окружающую среду нефтепродуктами, не создает при движении шума; площадка между корпусами удобна для размещения и использования научного оборудования, добытых для исследования морепродуктов.
С момента постройки «Росса» прошло 14 лет. В целом катамаран экипажу нравится, а некоторые даже предпочитают его традиционным однокорпусным яхтам. Небольшой по водоизмещению и размерениям катамаран имеет, как считает экипаж, свои преимущества. Например, при внезапном усилении ветра катамаран можно вытащить на берег с помощью лебедки, имеющей тяговое усилие около 1,5 т. Последующий спуск в море также не представляет труда. Экипаж раскачивает судно за носовую балку, и оно сползает в море. Для этой цели пришлось усилить килевой брус и поставить на него металлическую оковку.
Приходилось «Россу» попадать в шторма. Погодные условия здешних мест таковы, что слабый или умеренный ветер за несколько минут может усилиться до штормового и свирепствовать сутками. Очень быстро образуется короткая крутая волна, которая даже в заливе Петра Великого достигает высоты 4 м и более. В августе и сентябре приходят тайфуны, достигающие иногда ураганной силы.
Катамаран не имеет заметных преимуществ в скорости хода перед килевыми яхтами. Однако отмечен случай, когда он в бакштаг уходил от яхты класса Л6, добавив к гроту и стакселю еще и топовый стаксель.
Угол лавировки катамаранов больше, чем килевых яхт. «Росс» при ветре 12 м/с и более и волне около 4 м на курсе бейдевинд имеет значительный дрейф — около 12° (против 4—6° у Л6). Бывали случаи, когда многочасовая лавировка не давала сколько-нибудь заметного продвижения вперед по генеральному курсу. По мнению экипажа, перемещение мачты в корму улучшило бы ходовые качества за счет уменьшения дифферента на нос, обусловленного продольной горизонтальной составляющей тяги паруса.
Яхта «лежит на руле», и к румпелю приходится прилагать значительные усилия, особенно на курсе фордевинд. Ухудшение управляемости на полных курсах происходит, по-видимому, из-за сравнительно малой длины корпусов. Ни на одном курсе рулевой не может оставить румпель, иначе катамаран моментально уходит с курса. Кстати, когда червяки-древоточцы разрушили перья рулей, их заменили на балансирные, сделанные из алюминиево-магниевого сплава, и катамараном стало легче управлять.
За время эксплуатации на катамаране пришлось сменить или усовершенствовать значительно больше конструкций и деталей, чем на килевой яхте, даже при более длительном сроке службы последней.
Однажды в районе мыса Гамова при ветре 14—18 м/с и высоте волны около 4 м лопнул болт крепления вертикальной подмачтовой стойки к стальной полосе, стягивающей корпуса. А конструкция «Гауи»такова, что жесткость соединения корпусов между собой зависит от натяжения такелажа, прочности мачты и упомянутой подмачтовой стойки. Когда стойка «перестала держать», возникло опасение, что «Росс» рассыплется как карточный домик на составные части. Пришлось на ходу, в штормовых условиях, принимать меры по временному скреплению корпусов и попутным ветром идти в ближайшую бухту для более основательного ремонта, где, к счастью, нашлись сварочное оборудование и стальные полосы.
Поперечные балки через 2—3 года эксплуатации получили остаточную погибь и рассохлись. Пришлось их заменить на новые, в полтора раза большей площади поперечного сечения.
Недолговечными оказались и детали крепления корпуса. Стальные оцинкованные шурупы не выдерживают агрессивного воздействия воды Японского моря, и по этой причине к настоящему времени на «Гауе» 80% шурупов заменено. Не очень удачным оказалось и покрытие фанерных корпусов стеклотканью. Фанера быстро сгнила в тех местах, где ее торцы оказались не защищенными стеклотканью.
Обитаемость катамарана при плавании в дальневосточных морях с их плотными субтропическими туманами, повышенной влажностью воздуха, изнуряющими штормами оказалась неудовлетворительной. В первое время в каютах катамарана, не имеющих вентиляционных устройств, находиться было тяжеловато, особенно когда палуба нагревалась солнцем. К запаху лаков и красок от внутренних конструкций добавлялись и запахи плесени. Для улучшения вентиляции пришлось прорезать в носовой части каждого корпуса по дополнительному люку.
Эксплуатационные качества «Росса» были бы выше, если бы катамаран снабдили лагом, цистернами для питьевой воды, лебедками и стопорами для шкотов и фалов.
Нелегкой является операция по съемке с якоря, особенно на волнении — выбирать якорный канат приходится, балансируя на носовой балке. Мы разработали чертежи усовершенствованного якорного устройства. На носовой поперечной балке предполагается установить клюз с роульсом и опорой для хранящегося там якоря, а на площадке между корпусами — лебедку для выбирания якорного конца.
Возможно, за прошедшие 14 лет со дня выхода нашего катамарана с верфи конструкторы существенно усовершенствовали проект и учли опыт эксплуатации этого типа судов на других морях. Думаю, что и наш опыт плаваний послужит популяризации многокорпусных судов и созданию их наиболее подходящих типов для своеобразных условий Дальнего Востока.
Примечания
1. Анализу прочности конструкции катамарана типа «Гауя» посвящена статья Ю. С. Крючкова, опубликованная в №28 «КиЯ».