Опыт эксплуатации катамарана «Альбатрос» в летнюю навигацию 1990 г. на Куйбышевском водохранилище позволил по достоинству оценить качества этого замечательного судна. Эксплуатационные характеристики катамарана выше всяких похвал. Вместительный кокпит позволяет размещать значительное количество туристского снаряжения и надежно защищает экипаж от брызг в любую погоду. Двое мужчин за центральную балку легко вытаскивают катамаран из воды на берег. На ночлег в нем свободно размещаются три человека.
Однажды в устье реки Усы мы попали в настоящий шторм. Впоследствии я выяснил, что скорость ветра при порывах достигала 15 м/с. Однако катамаран устойчиво шел любым курсом под разными углами к волне. При этом экипаж оставался сухим. Даже когда резко зашедший порыв ветра сломал мачту в районе сочленения, поплавки не вышли из воды. Без мачты катамаран сохранял управляемость и резво шел даже под небольшим углом к ветру. Это позволило подойти к берегу в защищенном месте и отремонтировать мачту, поставив деревянную проставку. В таком виде под одним стакселем мы сумели пересечь водохранилище и вернуться домой. После этого я абсолютно уверен в полной надежности «Альбатроса» при любых мыслимых условиях на нашей акватории.
В ходе эксплуатации выявились и некоторые конструктивные недостатки. Так, если бы на вантах было предусмотрено слабое звено, мы не лишились бы мачты в описанном выше случае. А если бы в комплект парусов входил штормовой стаксель или же трисель, опасная ситуация вообще бы не возникла.
А для слабого ветра необходим спинакер. На Грушинский фестиваль в 1990 г. пришло около 20 «Альбатросов» и все они использовали спинакеры от «Кадетов» и даже от швертботов «420».
Подъем шверцев за сорлинь неудобен. На мой взгляд, лучше было бы это делать при помощи рычагов. Поскольку «голый» трамплин провисает между балок моста, сидеть на нем очень неудобно. Приходится использовать надувные матрацы. Думается, что имело бы смысл сделать днище кокпита надувным.
Длительная гребля веслами из-за высокого борта утомительна. Представляется, что лучше были бы весла для распашной гребли, вставляемые в отверстия для крепления дуг палатки. Такие весла могли бы быть разборными со сменной рукоятью и использоваться в качестве гребков, как на каноэ.
Стопор для грота-фала лучше было бы заменить на кулачковый, так как штатный практически не держит.
И, наконец, необходима тележка для перевозки катамарана. Она могла бы собираться из деталей моста или же составлять каркас рюкзака. Дело в том, что для переноски «Альбатроса», весящего около 65 кг, необходимы двое мужчин. Кроме того, нужно взять надувные матрацы, спасательные жилеты, спальные принадлежности, запас продуктов. А это еще килограммов 30 веса. Значит, семейным крейсером катамаран быть не может, поскольку силами одной семьи (муж, жена и дети) его не перенести.
Тем не менее, несмотря на эти недостатки, «Альбатрос», по нашему мнению, является на сегодня лучшим среди серийных туристских судов, которые можно приобрести в магазинах.