О поршневых кольцах для «Вихря-30»
Ввиду отсутствия в продаже поршневых колец для «гВихря-30», я изготовился к установке двух колец от двигателя ЗАЗ-965 в одну канавку поршня «тридцатки». Прошу разъяснить, нужно ли шлифовать оба кольца или же достаточно обработать одно? Допустимо ли расточить канавки в поршне под два кольца? Нельзя ли в этом случае обеспечить уплотнение за счет маслосъемного кольца?
Растачивать и делать шире канавки под кольца в поршнях двигателя «Вихрь-30» нельзя, так как при этом прочность перемычек между канавками окажется недостаточной. Поршневые кольца при работе двигателя передают на буртики канавок большие динамические нагрузки от ударов колец о кромки перепускных окон в цилиндрах. Размеры канавок и их расположение на поршне тщательно отрабатывались в процессе испытаний, чтобы исключить случаи поломок поршней при эксплуатации серийных моторов. Поэтому не советую растачивать канавки или ставить по два со-шлифованных кольца от автомобильного двигателя.
При отсутствии стандартных колец для «Вихря-30» можно установить на поршни кольца от мотоцикла «ИЖ»- Номер таких колец по каталогу — ИЖ-49-1-9-2, они устанавливались на двигатели с диаметром цилиндра 72,0 мм (эта модель мотоцикла раньше называлась «Планета») Эти кольца отличаются от «вихревских» только формой замка и необходимостью индивидуальной доработки по высоте стопора, установленного в канавке поршня. Смысл доработки в том, чтобы «усик» замка кольца не «садился» на стопор, а перемещался над ним свободно. Подпиливать «усик» кольца, что конечно проще, нельзя, так как уменьшится его прочность.
Приводим профиль замка мотоциклетного кольца и схему его установки в поршень мотора «Вихрь-30».
Маслосъемные кольца на поршнях двухтактных двигателей обычно не устанавливаются.
Зазор между юбкой поршня и зеркалом цилиндра
Поскольку на мой запрос о величине зазора между юбкой поршня и зеркалом цилиндра в двигателе мотора «Привет-22» Казанский моторостроительный завод не отвечает, прошу сообщить аналогичные данные для «Вихря-М» или «Нептуна-23».
У моторов «Вихрь-30» этот зазор равен 0,16—0,18 мм при диаметре поршня 72,0 мм. У двигателя «Вихрь-М» он составляет 0,12—0,14 мм при диаметре поршня 67,0 мм.
Замечу, что поверхность поршня состоит из двух конусов и только его нижняя часть (ниже отверстия под поршневой палец) имеет цилиндрическую форму.
Поршни от двигателя мотоцикла на «Вихре-30»
Прошу разъяснить, подойдут ли поршни от двигателя «ИЖ Юпитер» для «Вихря 30»?
Все двухтактные двигатели имеют различное конструктивное исполнение системы продувки — перепускных каналов в цилиндрах, картеров и других элементов, связанных с наполнением цилиндров рабочей смесью и выпуска из них отработавших газов. Поэтому устанавливать поршни от других двигателей нельзя, даже если их диаметры одинаковые.
На 30-сильном «Вихре» можно использовать только поршневые кольца ИЖ-49-1-9-2 от мотоцикла «ИЖ Планета», но при условии доработки стопоров, как указывалось выше.
Работа «Вихря» на бензине АИ-93
Сообщите, пожалуйста, как необходимо доработать цилиндро-поршневую группу двигателя «Вихря-30», чтобы применять для его работы бензин АИ-93 или АИ-91?
Замечу, что желание С. Бородина противоречит общему течению среди водномоторников — заставить работать подвесной мотор на более дешевых сортах топлива — керосине или солярке. И конструкторы «Вихря» при создании мотора своей главной задачей ставили возможность использования самых дешевых сортов бензина, начиная с А-66. Поэтому и степень сжатия была выбрана относительно низкой — 8,5. При этом двигатель может надежно работать на бензинах А-72 и А-76, но не на высокооктановых АИ-93 и АИ-91. Многие любители, попытавшиеся использовать такие бензины, обнаружили, что через 5—10 мин мотор теряет тягу, греется, появляются хлопки в карбюраторе и т.п. Зажигание становится калильным, подклинивает поршни.
Для того чтобы двигатель заработал на высокооктановом бензине, необходимо повысить степень сжатия до 10—11. При этом температурный режим его работы станет более напряженным, возрастут также нагрузки на головку блока, поршни, поршневые кольца. Потребуются новые свечи зажигания с другим калильным числом. Нужен новый стартер, так как возрастут усилия при запуске. Словом, при переходе на АИ-93 только подрезкой головки блока не обойтись — необходимо практически рассчитывать новый двигатель, изготавливать его опытные образцы и проводить обширные экспериментальные работы.
Чертежи золотниковых шайб
Прошу опубликовать чертежи золотниковых шайб для двигателя «Вихрь-30». Можно ли их сделать из фторопласта?
Для изготовления золотниковых шайб для «Вихря» могут быть рекомендованы только текстолиты высокого качества марок ПТ-1, ПТК, ПТ (текстолит с хлопчатобумажной основой). Другие марки текстолита, имеющие основу из синтетических тканей, а также неармированные синтетические материалы, для этой цели не пригодны. Испытания показали, что золотники из этих материалов при работе быстро теряют плоскостность рабочего (трущегося) торца, коробление шайб приводит к перепуску рабочей смеси и потере мощности двигателя.
Стопорный штифт для гребного винта
Прочитал в «КиЯ» №142 заметку «Штифт вместо шплинта». По моему мнению, предлагаемая конструкция усложняет замену гребного винта, особенно на воде.
Я изготовил из нержавеющей стали штифт-втулку, снабдив ее пружинкой из проволоки диаметром 0,8 мм. С таким штифтом я проходил весь сезон. Для смены винта необходима только тонкая отвертка. Штифт не выскакивал ни при каких обстоятельствах (удар о подводное препятствие, на заднем ходу, при прорыве воздуха к винту и т. п.).