Поршни и кольца для «Вихря-20»
Мотор «Вихрь-20» хорошо зарекомендовал себя среди наших водномоторников. Хотя он снят с производства около 20 лет назад, десятки тысяч «Вихрей» все еще эксплуатируются любителями. Новый мотор купить практически невозможно, полки магазинов пусты, на базах Посылторга никаких запасных частей нет.
Думаю, что не только мне хотелось бы прочитать рекомендации по использованию для «двадцатки» поршневых колец, поршней и прочих деталей от других двигателей либо по их самостоятельному изготовлению и восстановлению.
Изношенные поршни, к сожалению, восстановить уже нельзя. Используя старые поршни в качестве формы, можно отлить новые. Материалом могут служить старые поршни от любых моделей лодочных мотор< мотоциклов или дизельных двигателей.
На поршни мотора «Вихрь» можно устанавливать кольца от мотора «Вихрь-М», предварит но уменьшив путем шлифования их толщину с 2,5—0,01—0,03 до 2,0—0,01—0,03 мм.
Шлифовать нужно очень аккуратно с небольшой подачей. Металл желательно снимать одновременно с двух сторон; если это технически невозможно, то рекомендуется шлифовать сторону кольца, на которой нет полуотверстия под стопор.
Если шлифовального станка нет, можно уменьшить толщину кольца путем притирки его на наждачной шкурке, закрепленной на гладкой плите или толстом стекле. Для избежания поломки кольца во время притирки прилагаемое к нему усилие не должно разжимать кольцо. Лучше всего для этого сделать несложное приспособление из куска толстой фанеры или дощечки, на которой очертить окружность диаметром 67,5—68,0 мм. По четырем противоположным точкам окружности нужно вбить четыре маленьких гвоздика (без шляпок), которые не должны выступать выше толщин кольца — должно притираться кольцо, а не эти фиксаторы. Вставив сжатое кольцо между этими гвоздиками, можно приступить к работе.
Можно использовать кольца от двигателя «Москвич-401», также доработав их по толщине и сделав паз под стопор, который нужно выпи лить круглым надфилем.
Эскиз замка кольца приводится.
Стопора поршневых колец можно делать только из нержавеющей проволоки марки 2X13.
На эскизе приведен и второй вариант изготовления замка — сразу в двух поршневых кольцах, сложенных вместе и сжатых до замыкания стыков. Затем в стыке сверлится отверстие сверлом диаметром 2,7 мм.
Поршневые пальцы можно установить от двигателя «Вихрь-М» или от «Вихря-30», если их укоротить шлифовкой с 63,5 до 59,0—0,04 мм.
В отверстия поршня пальцы должны входить свободно, от легкого усилия пальца руки. Дело в том, что у мотора «Вихрь» было шесть групп пальцев по диаметру, а у «Вихря-М» и «Вихря-30» — только три группы, поэтому рекомендовать подбор по цветным меткам нельзя. Пальцы должны «плавать» в бобышке поршня.
Коленчатый вал с шатунами, его сальники и подшипники (кроме нижнего у квадрата) и золотниковые шайбы у всех моторов семейства «Вихрь» взаимозаменяемы.
Глушитель мотора «Вихрь-М» можно устанавливать на «Вихры первых выпусков, закрепив его тремя болтами по совпадающим резьбовым отверстием.
Система запуска и ее детали для всех моторов «Вихрь» с ручным запуском одинаковы, хотя одно отверстие, корпусе стартера следует доработать.
Редуктор с водопомпой и ее деталями от моторов «Вихрь-М» и «Вихрь-30» также можно устанавливать на 20-сильный «Вихрь», предварительно развернув на 180° водяную помпу и пластину под ней, так как штуцер выхода воды из водопомпы у старого «Вихря» расположен в передней (см. эскиз) части редуктора, ближе к носу, а у моторов «Вихрь-М» и «Вихрь-30» — рядом с торсионным валом (т. е. с разворотом на 180°). Вал гребного винта 2.202—007 у всех моделей моторов «Вихрь» одинаковый, приводим его чертеж.
Все три шестерни редуктора комплектно взаимозаменяемы для всех моделей. При установке в редуктор на моторе «Вихрь» следует вместо подшипника 7204 применять подшипник 60304, без крепления его гайкой, со стаканом 2.202—023, но необходима шлифовка и последующее хромирование стебля вала-шестерни 4.202.020 с ∅15 до ∅14—0,02—0,07 мм под медно-графитовую втулку. Поскольку при шлифовке будет снят твердый цементированный слой для повышения износоустойчивости, стебель нужно нахромировать.
Чтобы редуктор не пострадал от мороза
Некоторые владельцы «Вихрей» оставляли моторы на зиму в неотапливаемых помещениях, на морозе. В результате корпуса редукторов оказались разорванными.
В связи с этим заманчиво использовать для редуктора трансмиссионное масло ТАД-17И, температура загустевания которого очень низкая. Ваше мнение по этому вопросу?
Инструкцией по эксплуатации мотора рекомендуется перед зимним хранением заменить масло в редукторе. Это не напрасно: при замене масла можно убедиться в отсутствии а редукторе воды, а если она есть, то удалить ее. В этом случае опасности размораживания редуктора не будет. Пренебрежение этой простой рекомендацией чревато большими неприятностями. Объем редуктора замкнутый и оставшаяся вода при замерзании разрывает сравнительно тонкие стенки корпуса. Поэтому еще раз обратим внимание владельцев «Вихрей» на обязательность вывертывания двух пробок в корпусе редуктора для замены масла перед уборкой моторов на зиму.
Еще о масле для лодочного мотора
В г. Барнауле исчез обычный автол, который использовался для приготовления смеси для двухтактных двигателей. Вместо него предлагают масло М8В1. При использовании этого масла наблюдается такая картина:
- 1. Смесь 1:20 — повышенное нагарообразование на электродах свечей после 3—4 часов хода.
- 2. Затрудненный запуск двигателя.
- 3. Масло в канистре выпадает осадок: перед запуском приходится взбалтывать емкость.
- 4. При меньшем количестве масла (700—800 г на бак) наблюдается перегрев двигателя.
Просим сообщить о возможности использования масла М8В1 для приготовления смеси для двухтактных двигателей.
Заводы-изготовители двухтактных двигателей лодочных моторов, мотоциклов, мотопил и мотокультиваторов рекомендуют следующие основные масла для поплавковой смеси. Это, во-первых, «автолы» АС-10, АСП-10, АКП-10, АСЗп-10, АКЗп-10 и заменившие их масла по ГОСТ 10541-78 для карбюраторных двигателей М8Б1, М8В1, М-63/10Г1, М10Б1, М10В1. Рекомендуются также авиационные масла типа МС-14 и МС-20 по ГОСТ 21743—76. Что касается масла М8В1, многолетние испытания его на моторах «Ветерок» не показали наличия повышенного нагарообразования, затрудненного запуска и неудовлетворительного перемешивания с бензином.
Для моторов «Вихрь» наиболее подходящим можно считать масло типа М10Б1 в пропорции 1:20. Для моторов «Ветерок-8М» после замены бронзовой втулки верхней головки шатуна на игольчатый подшипник рекомендуется масло M8B1 в соотношении 1:33, для «Ветерка-8Э» и «Ветерка-12Э» — 1:25.
Нужна ли насадка на винт
Для своего «Прогресса» с мотором «Вихрь-30» хочу изготовить кольцевую насадку на гребной винт. Прошу сообщить, на сколько примерно повысится скорость лодки.
Насадки целесообразно применять на гребных винтах подвесных моторов, устанавливаемых лишь на тихоходных судах водоизмещающего типа. В таком случае использование профилированной направляющей насадки может дать прирост скорости до 20%. Устанавливать насадку на 20—30-сильном моторе можно, например, на катере, переделанном из морского яла, водоизмещение которого составляет 700—800 кг и более; на моторах мощностью 8—12 л. с. — при водоизмещении лодки более 400 кг. Речь при этом идет о скоростях 10—12 км/ч. При большей скорости насадка становится бесполезной и даже увеличивает сопротивление воды движению лодки.
Для оценки эффективности насадки существуют специальные расчетные формулы (см., например, «КиЯ» №86). Однако приводить их не имеет смысла, так как очевидно, что «Прогресс» с «Вихрем-30» при максимальной загрузке будет иметь скорость более 25 км/ч, а при такой скорости насадка даст уже отрицательный эффект.
Создать оптимальный тандем «Прогресс» — «Вихрь-30» можно путем подбора гребного винта соответственно нагрузке лодки. Этому вопросу посвящена статья М. Бунькова, В. Гринпресса, Ю. Садовникова «Мотолодка «Прогресс» плюс мотор «Вихрь-30», опубликованная в «КиЯ» №57.
Моточные данные трансформатора ТЛМ-1
По многочисленным просьбам владельцев подвесных моторов типа «Нептун-23» и «Вихрь-30» сообщаем моточные данные трансформаторов ТЛМ-1:
- первичная обмотка: 250—5 витков провода ПЭВ-2 сечением 0,35 мм2 (диаметр 0,65);
- вторичная обмотка: 15 700 ±200 витков провода ПЭВ-2 сечением 0,065—0,070 мм2 (диаметр 0,3 мм).
Обращение к читателям
На своей «Сарепте» с двумя «Вихрями-30 электрон» я испытываю большие неудобства с ДУ. Если кто-нибудь может похвалиться конструкцией ДУ, более удобной, чем те, которые описывались в «КиЯ», расскажите о них на страницах журнала.