Увидев в книге «Безопасность судовождения» статью об установке подводных крыльев на мотолодке «Казанка», засомневался — а стоит ли «овчинка выделки»? Иными словами — на сколько увеличится скорость, как будет вести себя лодка на волне, какие отрицательные качества могут появиться у столь неприхотливой и простой лодки, как «Казанка», или подводные крылья — это панацея от всех бед?
Ответ не поставленные вопросы можно найти в «КиЯ» №3, №9 и №26 (по сквозной нумерации). Заметим, что если решение применить подводные крылья будет принято, то лучше воспользоваться проверенными чертежами ПК, опубликованными в этих номерах. Иначе самодеятельное творчество, особенно при недостатке теоретической информации, не увенчается успехом.
Главными проблемами при изготовлении крыльев являются: необходимость обеспечить высокую точность изготовления профиля крыла и сложность его обработки — поверхности крыла должны быть зеркально отполированы (в противном случае крылья будут только мешать), необходимость изготовления нового гребного винта с увеличенным шагом. Без заводского оборудования и специального инструмента при этом не обойтись.
Если технологические трудности вас не смущают, то, как будущему капитану СПК, вам придется смириться с увеличением осадки лодки в режиме водоизмещающего плавания, что сделает невозможным подход лодки к необорудованному берегу. Но эту проблему можно решить, выполнив ПК откидными или поднимающимися до уровня днища.
К недостаткам малых СПК следует отнести и малую мореходность, хотя она все же выше, чем у глиссеров. «Казанка» преодолевает в крыльевом режиме волну высотой до 0,35 м. Справедливости ради надо заметить, что на этой лодке без крыльев ходить на волне выше 0,35 м в глиссирующем режиме тоже малоприятное удовольствие.
Уменьшится у крылатого судна и грузоподъемность. Особенно это скажется при небольшой мощности двигателя (8—12 л. с.). Например, «Казанка» с «Ветерком-12» в крыльевом режиме может «везти» только трех-четырех пассажиров вместо пяти.
Увеличивается, правда ненамного, и вес лодки (крылья весят около 30 кг), однако в большинстве случаев крылья делают съемными, и если лодку нужно перевозить, то за 10 мин их можно снять вообще.
Теперь обратимся к плюсам, которые дают лодке ПК.
Первое — сама лодка, какой была, такой и остается. На ней с успехом можно ходить в походы и на прогулки, рыбачить, охотиться по-старому, так как поднятые крылья ничуть не мешают При прочих равных условиях скорость мотолодки на ПК на 30—50% (а иногда и больше) выше, чем глиссирующей. С увеличением скорости уменьшается и путевой расход топлива на 30—45%.
При грамотно спроектированной конструкции крыльев и стоек мотолодке не страшны наезды на небольшие плавающие бревна (диаметром до 100 мм), посадка на мель и т. п.
Так что право последнего выбора остается все же за самими любителями. Навязывать свое мнение редакция не вправе, однако тот, кто прошелся по водной глади на быстроходном крылатом катере, навсегда остается его приверженцем.