Автор предлагаемой читателям заметки показывает, что установка подводных крыльев относительно простой конструкции значительно повышает скорость моторной лодки «Казанка-5».
В своей работе В. Г. Акишев во многом использовал проект «КиЯ», опубликованный в сборнике №62, приспособив конструкцию, разработанную для «Прогресса», для установки на «Казанку-5» и внеся изменения, обусловленные технологическими возможностями. Следует отметить, что большинство предлагаемых изменений конструкции собственно крыльев может быть оправдано только его ограниченными возможностями; их нельзя рекомендовать в качестве типовых, так как они или ухудшают гидродинамику комплекса, или снижают прочность и жесткость конструкции. Например, вряд ли является оправданным произведенное автором упрощение сегментного профиля подводного крыла. Не все рекомендации по доводке крыльев на лодке, приводимые им, правильны.
Однако само обращение автора к идее установки убирающихся мало-погруженных крыльев на «Казанке-5» заслуживает внимания. Для крепления кормового крыла он воспользовался имеющейся на серийной мотолодке конструкцией выносного транца. Это является основным отличием от ранее предлагаемых в сборнике вариантов.
Серийная мотолодка «Казанка-5» под мотором «Нептун-23», по моему мнению, наиболее полно подходит для установки крыльев.
Выбирая крыльевую систему, я остановился на малопогруженных крыльях. Разрабатывать их пришлось применительно к трудным условиям Амура — с учетом того, что он редко бывает спокоен, а уровень воды в нем постоянно меняется. Подъемно-откидная конструкция крыльевого устройства доводилась уже во время эксплуатации — весной, во время паводка, когда по Амуру несло много мусора. Не обошлось без поломок: ломались крылья, эксцентрики, стойки. Пришлось усиливать подвеску носового крыла, делать более удобную в эксплуатации подвеску кормового крыла.
К разработке крыльевого устройства я приступил после анализа конструкций, чертежи которых публиковались в сборнике. Особенно помогли мне статьи Г. Д. Гонченко (сборник №57) и В. В. Вейнберга (сборник №62). Я применил наиболее надежные узлы из обоих этих вариантов. Например, у В. В. Вейнберга мне понравились узлы подвески крыльев, конструкция упоров (правда, ее я в конце концов несколько изменил), ключи для изменения углов атаки крыльев н т. д.
В качестве материала для изготовления крыльев использовались обрезки пластин из сплава АМг-5 толщиной 3, 5, 7 и 10 мм. Механическая обработка плоскостей сегментного профиля не отличалась от описанной в сборнике №62.
Если есть возможность применить аргоно-дуговую сварку, то проще всего изготовлять крыло сборным, т. е. профильную верхнюю часть крыла согнуть на гибочных вальцах (из АМг-5М или дюраля Д16М толщиной 3 мм), а нижнюю плоскую — вырезать из пластины толщиной 5 мм. Каждая половина крыла сваривается, рихтуется и обрабатывается до полной готовности по отдельности, после чего они укладываются в жесткий кондуктор для сварки между собой и зачистки. Небольшую деформацию крыла, возникающую в процессе сварки в кондукторе, легко устранить рихтовкой, а зачищать придется не больше 5%; поверхности.
Изготовленный вариант носового съемного крыла с разборной подвесной системой имеет, на мой взгляд, следующие преимущества:
- 1. Изготовление и сварка такого крыла требуют простейшей оснастки и по плечу любому слесарю или даже кружку юных техников (даже если делать крыло из стали).
- 2. Каждая деталь крыла и подвески изготавливается отдельно; такой путь изготовления намного легче, но необходима тщательная разметка (размеры, разумеется, должны быть в пределах допуска 0,3—0,5 мм).
- 3. В случае наезда на препятствие, например топляк или мель, крыло, как правило, повреждается незначительно, так как деформируется в основном правая или левая стойка (материал Д16Т), которую легко снять и отрихтовать или заменить.
Длина носовых крыльев 1440 мм, ширина — 140 мм, максимальная толщина профиля — 9 мм. В рабочем положении крыло отстоит от основной плоскости днища на 200 мм. Вес их вместе с системой подвески 13 кг.
Эксцентричные втулки (конструкции В. В. Вейнберга) верхних кронштейнов для крепления носового крыла устанавливаются на дюралевых прокладках-кольцах толщиной 1 мм. Эксцентрики желательно кадмировать или оцинковать. Операции по установке кронштейнов не отличаются от описанных в сборнике №62.
Нижние упоры устанавливаются после навешивания крыльев так, чтобы нижняя плоскость крыла была параллельна ОП; в этом положении крыло закрепляется. Упоры навешиваются на стойки в рабочем положении втугую; при этом эксцентрики должны быть выведены в нулевое положение. Затем через отверстия в основании упоров, просверленные заранее, делаются отметки на корпусе лодки и сверлятся отверстия под крепеж. С внутренней стороны обшивки устанавливаются подкладные планки (150X80X5). После этого окончательно выверяется положение упоров и они крепятся.
Упоры не выходят за габаритные размеры лодки. При правильной установке упоров стойки крыла плотно входят в них без перекосов.
Стойки подвески крыльев устанавливаются прямо на привальном брусе при помощи болтов, для жесткости усиливаются упорными кницами. Для фиксации крыла на лодке применены защелки (по типу дверного замка), которые перед подъемом крыла открываются водителем.
После того как все узлы крепления крыла установлены, следует смонтировать рычаг подъема крыла. Поворотом эксцентрика устанавливается минимальный угол атаки крыла, причем поперечина рычага подъема крыла прижимается к палубе. Размечаются и сверлятся отверстия под винты М5 с потайной головкой.
В поднятом положении крыло удерживается тросом (∅2 мм) с двумя скобами, благодаря чему исключается возможность поломки или деформации поперечины. Трос через два блока, через отверстие в центральной стойке стекла подводится к ручной лебедке, которая установлена с внутренней стороны приборной панели лодки, справа от штурвала. Длина рукоятки лебедки должна быть не менее 150 мм.
На крылатой мотолодке всегда приходится заглублять гребной винт подвесного мотора. На «Казанке-5» эту задачу решить проще, чем на других моделях, так как на ней уже имеется жесткий выносной кронштейн, который можно использовать без особых переделок.
Первоначально я оборудовал свою «Казанку-5» глубокопогруженным кормовым крылом, изготовленным по чертежам В. Вейнберга, однако добиться устойчивого движения лодки на крыльях не удалось: она валилась с борта на борт, плохо выходила на крылья. Поэтому пришлось сделать новое кормовое крыло — малопогруженное и почти плоское, имеющее такой же профиль, что и носовое.
На верхних концах стоек кормового крыла также устанавливаются эксцентриковые регулировочные втулки. Скобы подвески изготовлены из стали; их можно сделать цельными (фрезерованными) или сборными (сварными). К скобам крепятся кницы из легкого сплава, в которых просверлены отверстия для крепления крыльев. Система подвески собирается на болтах М6, что позволяет быстро ставить и снимать кормовое крыло, не меняя угла его установки и не снимая подвесной мотор.
Длина кормовых крыльев 1250 мм, ширина — 140 мм.
Конструкция кормовой подвески не требует переделки штатного выносного транца. Крылья, как и по схеме Г. Д. Гонченко, крепятся между мотором и кормой лодки на выносном транце при помощи струбцин, аналогичных системе подвески моторов «Вихрь» или «Нептун». Благодаря этому поставить или снять кормовое крыло можно в течение одной минуты.
Регулировку угла атаки кормового крыла я производил уже после того, как добился устойчивого выхода и а носовое крыло. Нижняя плоскость кормового крыла устанавливается параллельно ОП. Предварительно соответствующее положение накернивается на шайбе эксцентрика. Резкое увеличение скорости и подъем кормы лодки на 20—30 мм выше уровни воды является признаком выхода на кормовое крыло; корма при этом замывается. Затем с помощью второго человека производится регулировка кормового и носового крыльев на наиболее характерную для каждодневных поездок нагрузку, проводятся 5—8 пробных коротких поездок по 15—20 мин для приобретения навыков управления лодкой. Для регулировки крыла лучше выбирать защищенную от ветра акваторию.
Со штатным (шаг 280) или скоростным сменным винтом (300 мм) мотор после выхода на крыло работает на недопустимо высоких оборотах даже при среднем положении ручки газа, а иногда и в положении ручки на малый ход. Поэтому при эксплуатации лодки с нагрузкой 200—250 кг надо применять на «Нептуне-23» и «Вихре-25» винт с шагом 340 мм при диаметре 240 мм. При эксплуатации лодки с одним водителем необходимо ставить винт шагом 360 мм при диаметре 230 мм. Скорость в этом случае на спокойной воде достигает 50 км/ч, с двумя человеками на борту падает до 39—40 км/ч.
При высоте волны более 0,5 м лодка заметно теряет скорость (до 30— 32 км/ч), так что целесообразно переходить на традиционный режим глиссирования. При этом следует поднять носовые крылья и закрепить их контрольным тросом; кормовые крылья можно не поднимать, они ощутимо скорость не снижают.
Прогулки на крылатой лодке оставляют незабываемое впечатление: это ход без тряски, плавные развороты, высокая скорость и солидная экономия горючего (около 20%).
По опыту эксплуатации «Казанки-5» на крыльях хочу к обычным советам соблюдать особую осторожность добавить еще одно предостережение. При поворотах во время движения по узким местам надо учитывать возможность сильного проскальзывания (заноса) кормы; невнимательный водитель может при этом на скорости 45—48 км/ч вылететь на берег. Естественно, во всех случаях, когда акватория незнакома, лучше крылья поднять и пройти это место в режиме глиссировании.