Основные данные каютной мотолодки на базе «Прогресса-2»
Длина наибольшая, м | 5,15 |
Ширина наибольшая, м | 1,7 |
Высота борта, м | 0,75 |
Осадка, м | 0,25 |
Размеры каюты, м | 1,3X1,95 |
Размеры кокпита, м | 1,3X1,8 |
Грузоподъемность, кг | 500 |
Осенью 1975 г. я засел за эскизы. Делал их на миллиметровке в масштабе 1:10, отрабатывая внешний вид лодки и удобство планировки. Все работы велись в Икшинском водно-моторном клубе «Рассвет», членом которого я состою с момента его образования. Жена пошила тент и поролоновые подушки, выполняла малярные работы. Помогали и сыновья, включая младшего (7 лет). Таким образом, катер наш получился в полном смысле семейным. Работали по выходным дням; ушло на это около восьми месяцев. Зато во время первого же — пробного 20-дневного плавания мы убедились в том, что потратили время не напрасно.
Особенно порадовала нас комфортабельность судна. В хорошую погоду все располагаемся в открытом кокпите, имеющем размеры 1,3X1,8 м. Здесь размещен трехместный кормовой диван и перед ним по правому борту — раскладной столик, а по левому — рундук. Пост управления — слева на кормовой стенке рубки; по правому борту — место штурмана, под которым расположены газовая плита, полка для посуды, рундук для баллонов, 5-литровый анкерок питьевой воды, аккумулятор. В непогоду и на ночь на стоянке над кокпитом ставится тент.
В каюте при устройстве ночлега столик укладывается в проходе между диванами; образуется спальное место на двух взрослых и одного ребенка. Еще один ребенок может спать в кокпите на кормовом диване. При входе в каюту по обоим бортам оборудованы шкафы. Горизонтальная часть крыши рубки, защищенная ветровым стеклом, служит штурманским столиком. В кокпите и в каюте по бортам остались штатные полки для хранения различных вещей. Продукты, запасные части, инструмент, крупные и тяжелые вещи размещаются под диванами и в рундуке кокпита.
Для обеспечения непотопляемости сохранен штатный носовой гермоотсек, по бортам в каюте уложены листы пенопласта и сделай еще один гермоотсек под рецессом в дополнительной кормовой секции. В рецессе размещаются два штатных бака с топливом. Дополнительно, при дальних переходах, можно разместить три-четыре канистры и емкость с маслом в рундуке под кормовым диваном.
Чтобы иметь возможность увеличить длину каюты до 1,95 м, а кокпита — до 1,8 м, я вырезал палубу до гермоотсека, а штатный моторный отсек превратил в кормовой диван-рундук. За счет удлинения катера на 0,5 м получился кормовой гермоотсек с самоотливиым рецессом. Таким образом, каюта получилась от шп. 1 до шп. 4, а кокпит от шп. 4 до бывшего транца (по теор. чертежу «Прогресса», приведенному в книге Л. J1. Романенко и Л. С. Щербакова «Моторная лодка», изд. «Судостроение», 1971). Высота каюты до подволока от пайола — 1200 мм, а от сидений диванов — 900 мм.
Вырез в палубе окантовал остатками углобульбового профиля. По периметру оставшейся части вырезанной переборки на шп. 2, превращенной в шпангоут, поставил угольник 25x25x2,5, а в углах — кницы δ=1,5. Каркас диванов в каюте сделал из угольника 20x15x2. Переборка на шп. 6 вырезана на ширине 1300 мм, а по высоте — до уровня подбортных полок и окантована аналогично шп. 2. Средняя часть кормового дивана имеет двустворчатую крышку, подобно кормовому сиденью «Прогресса-4»; сверху на нее укладывается поролоновая подушка.
Пайолы вырезаны из 10-миллиметровой фанеры и оклеены линолеумом. Шкафы при входе в каюту имеют ширину 200 мм и глубину — 400 мм.
Дюралевые стенки рубки (δ=1,0 мм) крепятся к углобульбу на палубе винтами М5 с шагом 200 мм. Набор изготовлен из сосновых реек: продольный — сечением 50X12, поперечный — 50X20. Обшивка прикреплена к набору шурупами 2,5Х12.
Секция кормы собрана из дюралевых листов δ=1,5 мм на обвязке из угольника, применены заклепки диаметром 4 мм. При стыковке с оставшейся частью кормы свободные края листов дополнительного отсека уложены на штатную обшивку и проклепаны трехрядным шахматным швом. Мощная дубовая подмоторная доска δ=40 мм прикреплена к транцу угольниками 50X50X2.
Угольники длиной до 1 м, листы дюраля и трубки для лееров были приобретены в магазине «Детский мир», все остальное — в хозяйственных магазинах Москвы. Максимально использованы штатные детали (дуги тента, рулевое управление, ДУ, бортовые огни, люк носового багажника и др.) и материал от демонтированных частей лодки. Отделка выполнена светлым пластиком и пластиком с имитацией под дерево. На остекление использован плексиглас толщиной 4 и 6 мм, прикрепленный к каркасу через резиновую прокладку винтами М4.
Во время эксплуатации я убедился, что при использовании двух моторов «Москва-30» наилучшей является высота транца 390—400 мм: отсутствует брызгообразование, винты не «хватают» воздух на поворотах.
Последовательно были опробованы три варианта переделки кормы.
1. Корпус не удлинялся, мотор на штатном транце, моторный отсек без изменений.
На стоянке катер имел дифферент на корму, но при движении выходил на ровный киль. Под «Москвой-30Э» со штатным белым винтом (шаг 250 мм) катер выходил на глиссирование с двумя взрослыми и одним ребенком на борту. С полезной нагрузкой 500—550 кг шел в переходном режиме со скоростью 20 км/ч (замеры делались в канале по километровым столбам). Осенью я поставил винт с шагом 220 мм (от «Нептуна-23»), и катер заметно прибавил скорость.
Этот вариант, на мой взгляд, обеспечивает удовлетворительный комфорт для похода с таким «экипажем». К недостаткам следует отнести движение в водоизмещающем режиме при полной паспортной загрузке, отсутствие самоотливного рецесса и кормового гермоотсека.
2. Мотор на выносном кронштейне длиной 500 мм, штатный моторный отсек переделан под кормовой диван-рундук, с размещением под ним штатных бензобаков.
Длина кокпита увеличилась, комфортабельность была выше, однако возрос дифферент: для его ликвидации на ходу необходимо было применять носовую загрузку катера. Усложнилось обслуживание мотора. 3. Окончательный, с удлинением корпуса до 5,15 м.
Появилась возможность установки как одного, так и двух моторов (ширина «выреза» в палубе — 1000 мм) при хорошей центровке, имеются гермоотсек и рецесс.
В прогулочном варианте на катере свободно размещаются пять человек, в длительных туристских походах — трое взрослых с необходимым снаряжением и 100 л бензина.
В июне—июле 1978 г. на катере было совершено плавание до Углича и обратно. С двумя моторами «Москва-30» с голубыми винтами катер поддерживал скорость 35—40 км/ч, которая практически не менялась от нагрузки; легко буксировал воднолыжника. При возвращении в Москву нам пришлось взять на буксир «Прогресс-2»; скорость буксировки была не менее 20 км/ч (без замены винтов).
В дальнейшем планируем сделать в кормовом диване два стационарных сообщающихся бензобака общей емкостью 100 л.