Например, многочисленным владельцам мотолодок типа «Прогресс», снабжаемых только брезентовыми тентами, которые скоро начинают протекать, приходится проявлять немало изобретательности, чтобы как-то скрасить условия отдыха на воде, особенно в дальних походах всей семьей. Многие из них, не останавливаясь перед трудностями и затратами, ставят на лодку всевозможные рубки, зачастую уродливые и ухудшающие безопасность плавания.
Со своими товарищами — киевскими инженерами А. С. Бульбой, Г. В. Ивлиевым и Н. В. Ясинским, имеющими многолетний опыт эксплуатации моторных лодок «Прогресс-2», мы проанализировали все «за» и «против» варианта с установкой рубки и пришли к выводу:
- рубка должна иметь максимальную площадь открывающихся элементов как в кормовой части, так и по бортам и в крыше, при сохранении достаточной общей жесткости всей конструкции;
- рубка должна занимать Только имеющийся кокпит, но перекрывать его полностью.
При выполнении первого условия не только возможно плавание в жаркую погоду с открытой каютой, но и использование «Прогресса» для рыбной ловли (спиннингом или удочкой) и т. п.; другими словами, на прогулке водитель и пассажиры могут в полной мере использовать преимущества открытой лодки.
Выполнение второго условия избавляет от довольно сложных и трудоемких дополнительных работ, связанных с изменением размеров кокпита, а также от поиска различных способов для того, чтобы в непогоду как-то закрыть открытую часть кокпита за пределами рубки («Прогресс-4Л», «Москва-2» и др.).
В соответствии с упомянутыми условиями были изготовлены четыре рубки по одному чертежу и установлены на «Прогрессах-2». По нашему мнению, получилось удачное решение проблемы оборудования каютой открытой мотолодки промышленного производства.
Рубка представляет собой объемную конструкцию, состоящую из девяти конструктивно законченных секций-панелей (с вырезами для стекол или без них) и ветрового стекла. Силовые короба на стыкующихся панелях расположены таким образом, что, скрепленные между собой и планширем, они образуют жесткий каркас надстройки: это позволило сделать открывающейся почти половину (45%) всей площади конструкции при сохранении необходимой жесткости.
Конструктивно открывающиеся элементы, имеющиеся в кормовой части, по бортам и в крыше, выполнены в виде шести панелей (1, 4, 7, 11, 13, 14), шарнирно соединенных между собой, с неподвижной верхней поперечной панелью 8 и силовой балкой 9.
Шарнирные соединения 3, 6, 10 представляют собой оригинальной конструкции коробчатые петли, позволяющие складывать попарно все шесть открывающихся панелей на крыше каюты. При площади крыши 1,9 м2 площадь открывающихся проемов составляет 1,3 м2 (одновременно открывающихся — до 1,0 м2).
Подволок оклеен поролоном толщиной 20 мм и толстой хлопчатобумажной тканью, поглощающей влагу в холодное время при закрытой каюте. В летний солнечный день в каюте с такой крышей никогда не бывает жарко.
Для предотвращения попадания воды через неплотности между панелями по краям их сделана отбортовка на 10 мм, а по краям открывающихся панелей приклеены полоски микропористой резины толщиной 3—5 мм.
Боковые панели и ветровое стекло соединены между собой и с. планширем винтами М4 с шагом 150 мм.
Остекление каюты в сочетании с установкой зеркала заднего вида позволяет водителю вести наблюдение за обстановкой во время плавания. Верхняя и нижняя границы остекления находятся за пределами угла зрения водителя.
Применено оргстекло толщиной 4—5 мм. Стекла вставлены в вырезы панелей с помощью резиновых стеклоуплотнителей с распорными шнурами. Каждое стекло зафиксировано в вырезе четырьмя парами шайб, стянутыми попарно винтами М4.
К усовершенствованиям, повышающим комфортабельность плавания, надо отнести установку стеклоочистителя на ветровом стекле и применение электронной световой отмашки. Закрытые бортовые полочки не только улучшают интерьер каюты, но и избавляют от постоянных поисков всевозможных мелочей. Блоки пенопласта из-под сидений убраны и размещены по бортам; на их местах оборудованы рундуки.
Каюта изнутри закрывается на карабиновые замки, а один из боковых люков — накладным замком снаружи.
Рубка спроектирована для мотолодки «Прогресс-2» и полностью вписывается в габаритные размеры ее штатного тента. Это обстоятельство, а также и то, что вес конструкции невелик (около 31 кг), позволяет сделать вывод, что появление рубки практически не отразилось на мореходных и эксплуатационных параметрах лодки.
Наши «Прогрессы-2» с каютами прошли технический осмотр в Технической комиссии по малотоннажному флоту при Киевском горисполкоме; никаких замечаний по конструкции и исполнению надстройки не было.
Двухлетняя эксплуатация каютных «Прогрессов-2» показала, что они стали гораздо более комфортабельными и универсальными: удовлетворяют интересы и рыболова, и туриста, и любителя однодневных прогулок.