По заказу Херсонской областной водноспортивной станции и Таллинской экспериментальной верфи спорт-судостроения нашей группой «Вираж» проводились испытания моделей яхт в опытовом бассейне, а также испытания самоходных моделей под парусами и продувки моделей в аэродинамической трубе. Закономерным итогом этих работ было проектирование крейсерско-гоночной яхты с учетом полученных при их проведении результатов.
В 1978 г. спущена на воду яхта полутонного класса «Вираж», построенная в Херсоне по проекту СКВ КНИГА. Постройка этой яхты, заложенной еще в 1974 г., шла очень медленно по вине верфи. Изменения в правилах обмера, принятые IYRU за эти годы, лишили судно первоначально запланированных обмерных преимуществ; после спуска на воду яхта была вооружена максимально возможным количеством парусов при сохранении требований обмера V группы 10R. На наш взгляд, эта яхта интересна рядом нетрадиционных решений и по сути дела является экспериментальным судном. Ее проектирование и постройка явились настоящей школой исследований, а эксплуатация привлекает постоянное внимание с точки зрения практической проверки заложенных в проект идей и решений. Яхта в дальнейшем будет оборудована как плавучая лаборатория, но она уже прошла испытания стихией и готовится к крейсерским гонкам олимпийского сезона.
Основные данные яхты
Длина наибольшая, м | 8,70 |
Длина по КВЛ, м | 7,20 |
Ширина наибольшая, м | 2,96 |
Осадка, м | 1,52 |
Полное водоизмещение, т | 3,00 |
Масса фальшкиля, т | Около 1,0 |
Площадь парусности (обмерная), м2 | 34,5 |
Первоначальные обводы корпуса были разработаны с носовым бульбом. Испытания модели такого корпуса в бассейне прошли успешно, о чем уже сообщалось в сборнике (см. №61), однако реализован этот вариант так и не был. В окончательном виде яхта снабжена сигарообразным бульбкилем, закрепленным на двух профилированных легких килях-плавниках, причем кормовой киль-плавник сделан поворотным.
При водоизмещении яхты 3,0 т смоченная поверхность составляет 18 м2; эффективная площадь киля равна 1,2 м2. Особенности теоретического чертежа показаны на эскизе. Приведенная таблица плазовых ординат построена по натурному плазу.
Устойчивость движения и центровка новой яхты заслуживают особого внимания. Они обеспечиваются при помощи кормового поворотного киля-плавника. Приводим график зависимости коэффициентов подъемной силы киля в целом от угла атаки и его поляру при различных углах поворота кормового киля-плавника. Для сравнения штриховой линией показаны кривые для обычного киля, использованного на полутоннике постройки Таллинской экспериментальной верфи спортсудостроения.
При исследовании моментных характеристик корпуса яхты на момент-ном приборе в аэродинамической трубе было установлено, что поворот кормового киля-плавника при неот-клоненнсл руле направления увеличивает возникающий центрующий момент вплоть до углов отклонения 6—8°.
Одним из преимуществ примененного на «Вираже» варианта киля является некоторое уменьшение требующегося веса балласта при сохранении остойчивости либо увеличение остойчивости Восстанавливающий момент нашей яхты при крене 40—60° находится в пределах обычных значений, но вес киля уменьшен до 900—1000 кг.
По просьбе верфи был проработай вариант той же яхты с обычным плавниковым килем. Испытания в бассейне показали, что это не дает практически заметного изменения в величине буксировочного сопротивления, хотя гидродинамическое качество корпуса оказывается существенно выше у варианта «Вираж» благодаря улучшенной гидродинамике киля с большей развиваемой боковой силой.
Парусное вооружение реализует положительный эффект обратной стреловидности, для чего мачта наклонена вперед и в процессе доводки этот угол доведен до 6°. Для расширения возможностей весовой центровки и увеличения момента инерции все расходные цистерны и аккумуляторы расположены в форпике и кубрике. В качестве вспомогательного двигателя в корме установлен «СМ-500».
Набор корпуса и элементы общего расположения соответствуют требоваииям «Правил классификации, постройки и обмера спортивных парусных яхт», принятых в СССР.
Статические и ходовые испытания показали, что достигнута расчетная весовая и динамическая центровка яхты под парусами.
Можно сказать, что работа группы по исследованию и практическому внедрению килей необычной формы завершилась успешно. Яхта «Вираж» обладает хорошими ходовыми качествами и центруется во всем диапазоне скоростей на всех курсах относительно ветра. Рулевое управление с поворотным кормовым килем-плавником при сбалансированном повороте руля и плавника полностью оправдывает себя. Поворот только одного руля не обеспечивает центровку яхты в слабый ветер. Доработка механизма совместной работы руля и плавника с учетом скорости хода и крена продолжается, причем принципиальных трудностей нет.
Участие нашей яхты в гонках прошлого сезона было ограничено из-за поломки мачты. Однако в целом удалось провести всесторонние испытания «Виража» при различных условиях плавания, в том числе и в свежий ветер.
Накоплен известный опыт расчетного проектирования парусных яхт. Обнаружена огромная область не рассмотренных наукой задач. То, что наш «Вираж» — результат не «интуитивно-статистического», а научного проектирования, доставляет удовлетворение коллективу создателей яхты. Строители «Виража» считают своим приятным долгом поблагодарить тех, кто сочувственно отнесся к их идее и содействовал успешной постройке необычной яхты; в первую очередь это относится к А. Г. Романову, В. А. Филанчуку, Н. В. Обориеву.