Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Проекты
  • Моторные лодки
  • 1980 год
  • Гибрид тримарана и морского ножа «Блегг-480»
Подкатегории раздела
Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Обводы «Морского ножа» для катеров общего назначения
Быстроходный амфибийный вездеход на базе «Морского ножа»
Парусный гибрид швертбота с буером
Необычная лодка с необычными качествами «Блегг-480»
1400-мильный рекламный переход лодки «Блегг-480»
Мотолодка «Блегг-480» с надувными бортами
Гибрид водных лыж и гидроцикла на подводных крыльях «Водомерка»
Парусное вооружение тримарана «Стриж»
Проект яхты-тримарана «Фермопилы»
Опыт постройки и эксплуатации мотолодки тримарана «Радуга-46»
Выбор проекта парусного тримарана для самостоятельной постройки
К дню военно-морского флота СССР: морской щит нашей родины
Иностранные катера для морского рыболовного спорта
К дню ВМФ СССР и дню работников морского и речного флота


Гибрид тримарана и морского ножа «Блегг-480»

Год: 1980. Номер журнала «Катера и Яхты»: 86
          0


Согласитесь, не часто экспонаты, предназначенные для показа на выставке, прибывают «из-за моря» собственным ходом. Руководители недавно организованной английской компании «Блегг Бот Ко. Лимитед» справедливо рассудили, что если их основная продукция — новая мотолодка «Блегг-480» — прибудет на очередную выставку прогулочных судов в Брайтоне, преодолев 1400 миль морем, это будет для нее лучшей рекламой. Действительно, не каждая мотолодка длиной менее 5 м способна на такое отчаянное путешествие бурным Северным морем! Об этом переходе рассказывается ниже — в отдельной публикации. Здесь же мы по просьбе читателей еще раз остановимся на основных чертах мотолодки «Блегг-480».

Информация об изображении«Блегг-480» на ходу
«Блегг-480» на ходу
 
Редакция обратилась к ее создателям — основателям фирмы братьям Рексу и Вуди Блеггам с просьбой предоставить возможно более полную дополнительную информацию. Конечно, на исчерпывающие данные, включая эскиз обводов, рассчитывать было нельзя. Ведь братья Блегг, с гордостью заявляя, что «это — революционная модификация прогулочного судна за последнее десятилетие», резонно считают эти данные секретом фирмы! Однако любезно присланные ими рекламные проспекты кое-что проясняют.

Прежде всего, теперь стали известны основные характеристики судна: при длине 4,8 м оно имеет ширину 1,85 м и общую высоту борта на миделе 0,95 м. Высота транца в районе выреза составляет 0,51 м. Вес мотолодки — 320 кг. Рекомендуемая мощность мотора — от 50 до 150 л. с.

Уже приведенные цифры привлекают внимание: отношение = 2,7 характерно для большинства традиционных мотолодок, не отличающихся мореходностью. Эта же лодка, по единодушному отзыву многих обозревателей ведущих зарубежных «яхтенных» журналов, как раз имеет необычно высокие для 5-метрового суденышка мореходные качества.


«Когда мы выходили в пролив Со-лент, где ветер силой 5—6 баллов развел короткую крупную волну, я весь напрягся, упираясь в подножку, и приготовился к ударам, — пишет, например, Джонатан Грей из «Water-skier and Powercraft», но их не последовало. Судно шло почти как на подушке».

Гейвен Хоув из журнала «Yacht and Boat Owner» так обобщил свои впечатления: «Это суденышко способно легко управляться под мотором большой мощности и ходить по взволнованному морю так быстро, как это только возможно для лодки подобных размерений. Не было никаких признаков слеминга, даже когда «Блегг-480» после взлета с одной волны приводнялся на склоне следующей».

Вызывает удивление очень высокая верхняя граница допустимой мощности. По действующим американским стандартам BIA судно таких размерений можно эксплуатировать лишь при мощности мотора не более 100 л. с.

Информация об изображенииУстройство мотолодки «Блегг-480»
Устройство мотолодки «Блегг-480»
 
Безопасность плавания с мощным мотором была предметом отдельных испытаний, о которых рассказывает Дик Джонсон из «Motor Boat and Yachting»: «Мы испытывали два «Блегга», один — со 140-сильным «Джонсоном», а другой — с 80-сильным «Маринером». Оба неоднократно вводились в поворот на полном газу с полной перекладкой «руля». Диаметр циркуляции в обоих случаях составлял около трех длин корпуса. Лодки молниеносно разворачивались без заметного крена и устремлялись вперед без потери скорости. Главное ощущение — это центробежная сила, прижимающая к борту».

По первым же появившимся в печати снимкам лодки можно было сказать, что мягкостью хода по волне «Блегг-480» обязан очень большой килеватости центрального корпуса, которая не встречается ни у одной модели прогулочных судов с обводами глубокое V. Конструкторы сообщили точное значение угла килеватости днища: он равен 45°.


Так что же такое «Блегг-480»? Действительно, «революционный» шаг вперед в развитии обводов быстроходных прогулочных судов или очередная «рекламная утка»?

Последние полтора десятилетия подарили катерному миру целый ряд замечательных идей и дерзких проектов. Тримараны и корпуса с обводами глубокое V, «Морской нож» и трехкилевые сани У. Фокса, многорежимные обводы и «Морской дротик» — это далеко не все! И если внимательно присмотреться к снимкам «Блегг-480», можно обнаружить в его обводах любопытное сочетание всех этих вариантов.

«Блегг-480» — трехкилевое судно, но назвать его тримараном нельзя. Кили боковых спонсонов на «классических» тримаранах для уменьшения смоченной поверхности на ходу всегда несколько приподнимают над основной, а сами спонсоны располагают лишь на носовых 2/3 длины корпуса. Здесь же картина обратная: боковые спонсоны расположены наоборот — только на кормовой трети длины, а их кили расположены на одном уровне с килем основного корпуса. Нет и другой особенности тримаранов — сбалансированности полноты обводов благодаря широкой носовой оконечности.

Если мысленно отбросить у «Блегг-480» боковые спонсоны, получатся обводы, очень напоминающие «Морской нож»: та же узкая дельта-видная лыжа в ДП, те же круто поднимающиеся борта, переходящие в плавный отгиб при сопряжении с палубой, те же развитые брызгоот-бойники с отогнутой, как у «реверсоров», рабочей гранью.

Плоскую глиссирующую площадку — лыжу имеет не только центральный корпус, но и боковые широко разнесенные в стороны от ДП спонсоны, сопрягающиеся с ним высокими арочными тоннелями. Линия верха («свода») тоннелей имеет угол атаки по отношению к горизонтальной плоскости лыж. Это — уже «вариация на тему» трехкилевых морских саней У. Фокса.

Информация об изображенииПримерный эскиз обводов «Блегг-480»
Примерный эскиз обводов «Блегг-480»
 
Нет необходимости перечислять положительные качества каждого из трех основных типов обводов, удачную комбинацию которых и представляют обводы рассматриваемой мотолодки.

Как и все тримараны, «Блегг-480» обладает остойчивостью на ходу и на стоянке. Испытатели упоминают, что когда они по очереди садились в лодку, вставая на комингс кокпита, крен не превышал 5°. Три человека, сидящие вплотную к одному борту, также не создают сколько-нибудь тревожного крена. Конструкторам удалось добиться этого не только благодаря широко разнесенным спон-сонам, но и благодаря трем парам сломов — уступов — на их внутренних и внешних поверхностях: восстанавливающий момент резко увеличивается при погружении в воду каждого следующего уступа. При резком повороте на входящих в воду глиссирующих поверхностях этих уступов возникают значительные гидродинамические силы, препятствующие возрастанию крена. При повороте относительные скорости кормы выше, чем носа; величины восстанавливающего момента на коротких спонсонах, расположенных в корме, становится достаточно для стабилизации всего корпуса.


Информация об изображенииВид на транец мотолодки
Вид на транец мотолодки
 
Благодаря тому, что спонсоны сдвинуты в корму, «Блегг-480» избавился от одного из недостатков «классического» тримарана — резкого торможения при встрече развитой носовой оконечности с волной.

Глиссирует «Блегг-480», как и сани Фокса, на трех расположенных на одном уровне лыжах. Напомним, что такие поверхности с очень большим удлинением глиссируют под оптимальными (4—6°) углами атаки (увеличенный, по сравнению с традиционными катерами, ходовой дифферент хорошо виден на фотографиях); это позволяет повысить гидродинамическое качество. Порог потери продольной устойчивости движения лежит в диапазоне более высоких скоростей; отсюда и возможность без опасения использовать значительную мощность двигателя. Малая же поперечная устойчивость таких глиссирующих поверхностей компенсируется в данном случае динамической стабилизацией опять же широко разнесенных спонсонов.

Дополнительная подъемная сила образуется и за счет использования энергии растекающихся струй на уступах — продольных реданах. Их сравнительно широкие рабочие участки помогают и в момент выхода на глиссирование: благодаря небольшому, сглаженному «горбу» сопротивления «Блегг-480» мягко берет старт, что важно для воднолыжников.

Информация об изображении«Блегг-480» глиссирует
«Блегг-480» глиссирует
 
Нельзя пренебрегать на таких скоростях хода и эффектом аэродинамической разгрузки. Встречный поток воздуха, смешиваясь с водяной пылью, подтормаживается в тоннелях и несколько разгружает корпус; воздух, способный, в отличие от воды, сжиматься, помогает демпфировать удары. Кстати, об ударах. В отличие от саней У. Фокса, ширина корпуса «Блегг-480» не одинакова по всей ширине, он «дельтавиден», как и «Морской нож». Благодаря этому при встрече с крупной волной величина подъемной силы возрастает постепенно; катер не задирает нос резко, подставляя для мощного удара свои глиссирующие плоскости, а мягко пронзает гребень волны. Узкие сечения центрального корпуса и спонсонов, обладающие малой величиной продольного момента инерции, не препятствуют этому.

Как видим, никаких выдающихся — «революционных» — идей в конструкцию новой лодки не заложено. Неоспоримая же заслуга братьев Блегг состоит в умелом сочетании достоинств каждого из комбинируемых ими известных типов обводов. Им, действительно, удалось спроектировать очень интересное судно.


Понравилась ли вам эта статья?
+23

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Крейсерский швертбот «Шквал»
Устройство для перевозки лодки на багажнике
Проект идентичного катера типа «Экспресс-крейсер»
Разборная гребно-моторная лодка «ЛР-01»
Трехместное каноэ из стеклопластика
Современная модификация гребной лодки дори «Глостерская чайка»
Крейсерская яхта «Вираж» класса «полутонник»
Гоночная мотолодка «Викинг» из стеклопластика
Самостоятельная постройка мотолодки типа «Морской дротик»
Мореходный катамаран катер дэйкрейсер «Кэт-900»
Морская рыболовная мотолодка «Си кэт»
Стеклопластиковая мотолодка для Олимпиады «Гамма»
Парусная лодка тренера «Робинзон»
Экспериментальная яхта «Марина» класса «однотонник»
Комфортабельный мореходный катер «Максим»

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Гибрид тримарана и морского ножа «Блегг-480»

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Малая быстроходная мотолодка «Сарган»
Самодельная каюта на мотолодке «Прогресс»
Металлическая гребная лодка «Ерш»
Разборный виндсерфинг «Мустанг»
Стеклопластиковая мотолодка «Марс-М»
Облегченные прыжковые водные лыжи с сотовым заполнителем
Яхта «СТ-28» класса «полутонник»
Байдарка с педальным приводом
Секционная мотолодка для автолюбителей «Автобот»
Каютный швертбот «Сень» для длительных туристских походов
Надувная лодка из автокамеры
Чертежи выкроек тента для мотолодки «Днепр»
Катер «Олимп» для обслуживания соревнований
Обзор мини-яхт самостоятельной постройки
Мини-яхта из стеклопластика «БЕЗ-2»


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 35 + 45 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории