Мы выбрали тримаран. Во-первых, по сравнению с катамараном, его конструкция проще для самостоятельного изготовления; во-вторых, при малых размерах можно получить более комфортабельное и мореходное судно. За основу был принят проект 7-метрового тримарана «Тритон», опубликованный в «КЯ» №16 и в первом издании книги «15 проектов судов для любительской постройки» (Л., Судостроение, 1974).
Основные данные тримарана «Фермопилы»
Длина наибольшая, м | 10,8 |
Ширина общая, м | 6,0 |
Ширина центрального корпуса, м | 2,7 |
Длина поплавка, м | 8,3 |
Осадка корпусом, м | 0,35 |
Масса судна порожнем, т | 2,3 |
Плащадь парусности, м2 | 35 |
Основные данные тримарана «Тритон»
Длина наибольшая/по КВЛ, м | 7,15/0 |
Ширина общая, м | 4,2 |
Ширина корпуса по КВЛ, м | 0,88 |
Осадка, м | 0,5 |
Площадь парусности, м2 | 24,33 м |
Размеры судна мы подгоняли под имевшийся в нашем распоряжении сарай 12X4X2,8 м. Теоретический чертеж трансформировали до выбранных нами размерений, приняв коэффициент увеличения для размеров по длине равным 1,5, а по ширине — 1,3. Водоизмещение каждого поплавка получилось где-то около половины водоизмещения главного корпуса, причем на стоянке килевая линия поплавка погружается в воду на 5—10 см.
Постройка корпуса велась на стапеле вверх килем. Набор корпусов мы изготовили из сосны, киль склеили из дубовых реек. Для обшивки использовали бакелизированную фанеру толщиной 5—6 мм. Когда центральный корпус был полностью готов, мы выкатили его из «эллинга» и приступили к сборке боковых поплавков. На эту работу потребовалось не более 20% всего времени, затраченного на строительство тримарана.
Все три корпуса мы собрали весной 1980 г. Поперечные сосновые балки, пропущенные через корпуса, закрепили за переборки болтами М10. С правого борта на мостике навесили мотор «Ветерок-12», пространство между корпусами затянули капроновой сеткой.
В центральном корпусе яхты удалось оборудовать камбуз с газовой плитой, шкафчиком и полками для посуды, здесь также установлен камелек, работающий на дровах. В салоне высотой 1,55 м и длиной 3 м размещены два дивана, шкаф для одежды, стол с ящиком для продуктов, одно небольшое кресло у входа, полки для книг, радиоприемника и других мелких вещей. Под диванами оборудованы рундуки. Проход между диваном и шкафом можно заложить специальным щитом и матрацем и получить два спальных места. В форпике имеется двуспальная койка, предусмотрены полки для личных вещей экипажа.
Салон и форпик разделены двумя переборками с вырезами для прохода, на которые навешены шторки. Между переборками (поперек корпуса) можно разместить на ночлег одного человека.
Таким образом, в корпусе тримарана насчитывается шесть спальных мест. При стоянке на палубе можно поставить обычную туристскую палатку.
Газовые баллоны хранятся в кокпите. В поплавках размещены аккумуляторы емкостью по 135 А-ч и канистры с бензином. На главной переборке закреплена мачта, у которой высота от палубы 11,6 м. Управление осуществляется при помощи румпеля и навесного на транец руля с подъемным пером.
Яхта «Фермопилы» — так мы ее назвали в честь одного из самых прославленных чайных клиперов — была спущена на воду в мае того же года. Она строилась в течение 15 месяцев силами двух человек в свободное от работы время и по выходным дням; работы не прекращались и зимой.
В процессе эксплуатации тримарана выявились как достоинства, так и недостатки конструкции в целом. Судно легко управляется при полностью опущенном пере руля, под мотором разворачивается почти на месте. При слабом волнении может подолгу идти с закрепленным румпелем, не отклоняясь от курса. Например, при переходе из Полесска в Клайпеду и высоте волны около метра румпель пришлось поправлять один — два раза.
«Фермопилы» оказался довольно быстроходным. При курсах от фордевинда до галфвинда он не отстает от килевых яхт равной длины. На курсе бейдевинд, как правило, килевые яхты обгоняют — сказывается отсутствие швертов и малая площадь парусности тримарана. Если волна небольшая, наше судно идет под углом 40° к истинному ветру; при встречной волне угол увеличивается до 50°. Думается, что тримаран все-таки нуждается в шверте.
При волнении появляется неприятная качка, происходит как бы резкий срыв подветренного аутригера с проходящей под ним волны, сказывается недостаточный объем боковых поплавков. Яхта быстро набирает скорость, но иногда кормовые балки цепляют гребень волны, в результате чего скорость падает. Наибольшая скорость, которую «Фермопилы» смог развить на курсе бакштаг, составила 14 уз.
На нашей яхте можно близко подходить к незнакомым берегам: подъемное перо руля всегда сигнализирует о приближении к мели. Однако в сильный ветер с поднятым пером управлять тримараном тяжело. Под мотором «Ветерок-12» он идет со скоростью 12 км/ч, но при ветре 15 м/с и более двигатель не «тянет». Наиболее оптимальным вариантом был бы «Ветерок» в грузовом исполнении и с более длинной «ногой», но такие моторы сейчас не выпускают.
На своем паруснике мы совершили четыре плавания в Куршский залив. Реки проходили под мотором, заваливая мачту у входа в Калининградский порт и ставя ее в Полесске. За пять навигаций мы преодолели несколько тысяч миль, и это не просто пройденные мили, а встречи с друзьями, с людьми разных профессий и возрастов, но одинаково крепко влюбленными в паруса, солнце и ветер.