Я проанализировал все известные мне типы обводов и после долгих раздумий остановился на триклине (см. «КЯ» №49). Привлекало удачное сочетание хороших мореходных и скоростных качеств, первые из которых обеспечиваются передними несущими элементами-гидролыжами, а вторые — зареданной частью с высокоэффективным профилем «крыло чайки». Благодаря поперечному редану каждый несущий элемент работает под наивыгоднейшим углом атаки, что обеспечивает высокое гидродинамическое качество корпуса в целом.
Основные данные триклина
Длина, м | 4,7 |
Ширина, м . . 1,92 | |
Вес корпуса, кг | 250 |
Полное водоизмещение, кг | 750 |
При анализе обводов три клина я пришел к выводу, что их можно несколько усовершенствовать, изменив взаимное расположение гидролыж и зареданной части в плоскости, перпендикулярной ДП.
В авторском варианте А. Чукавина (катер «Циклон») ширина зареданного участка по скулам значительно больше ширины по внутренним кромкам гидролыж. Это значит, что скуловые отгибы профиля «крыло чайки», создающие дополнительную подъемную силу, находятся в гидродинамической тени лыж. Поэтому при достаточно высокой скорости поток воды не попадает на них или попадает недостаточно. При проектировании я сделал ширину зареданного участка равной ширине по внутренним кромкам лыж. Полагаю, что в этом случае профиль «крыло чайки» должен работать более эффективно, чем обычно. При глиссировании за лыжей образуется ложбина, и поперечные струи сходят со скуловых отгибов в воздух, а не в воду, как при отсутствии редана. Следовательно, при более высокой скорости хода создается повышенная подъемная сила.
Скуловые отгибы приданы и лыжам. Лыжи имеют килеватость 8,5° в наружную сторону. Для повышения мореходных качеств клиренс увеличен по килю. Профиль зареданной части аналогичен профилю глиссера «Экспресс» (см. «КЯ» №51).
Перечисленные отличия спроектированного триклина от прототипа должны были, по моему мнению, обеспечить достижение скорости не менее 35 км/ч под одним ПМ мощностью 30 л. с. при расчетном водоизмещении 750 кг. Катер был вчерне готов к испытаниям и спущен на воду в октябре 1980 г. Вес его составлял около 200 кг.
Замеренная скорость с одним водителем равнялась 35—36 км/ч с голубым винтом (D = = 230 мм, Н = 2В0 мм). При экипаже из двух человек этот винт был уже тяжеловат, поэтому испытания продолжались с белым винтом (D = 232 мм, Н = 250 мм). С четырьмя пассажирами на борту скорость понизилась до 30 км/ч, т. е. оказалась существенно ниже ожидаемой. Я это объяснил шероховатостью днища.
На следующий год при увеличении водоизмещения на 50 кг за счет установки ветрового стекла, пайолов, сиденья и т. д. при различных вариантах загрузки скорость практически не изменилась. Очевидно, весь выигрыш, полученный благодаря полировке днища, израсходовался на компенсацию добавки водоизмещения.
В главном триклин оправдал мои ожидания. Он имеет хорошую остойчивость; чуть меньшую, чем у саней Фокса, но ведь и длина лыж у него в два раза меньше, чем у саней. Мореходные качества, учитывая сравнительно небольшую длину мотолодки, достаточно высоки. Мы ходили против метровой волны, не снижая скорости, и не ощущали чересчур жестких ударов. Правда, иногда на таком курсе при сходе с волны встречным ветром заносило в кокпит брызги.
На малой скорости устойчивость на курсе недостаточна. При выходе на глиссирование она быстро возрастает, а на полной скорости становится такой же, как у саней Фокса.
Правильная центровка заметно влияет на скорость. На лыжи должно приходиться примерно 35% общей нагрузки, на заре данную часть — 65%. Горб сопротивления при выходе на глиссирование заметно больше, чем у саней Фокса, поэтому весьма желателен запас мощности.
Для триклина характерно мягкое шипение вырывающихся из-под лыж струй и легкие шлепки лыж по волнам.
Компоновка корпуса выполнена по оправдавшей себя схеме саней: в передней части каюта с носовым люком, за ней — багажный отсек, далее — кокпит. Корпус обшит стеклотекстолитом толщи ной 1 мм, который затем оклеен стеклотканью до толщины 4—5 мм на днище и 2,5—3 мм на бортах. Лекальные обводы днища обеспечивают большую жесткость. Число продольных связей минимально: киль, два днищевых стрингера и два скуловых. В целом, по отзывам других судоводителей-любителей, катер можно считать удачным.
Несмотря на то, что достигнутая скорость примерно на 5 км меньше ожидаемой, я убежден, что данный тип обводов перспективен и его возможности полностью не реализованы.
Мною разработан и каютный вариант триклина длиной 4,1 м с мотором на транцевом кронштейне, но на нем не предусмотрен багажный отсек.