Маршруты наших плаваний проходят по рекам Каратал и Ленсы с выходом в озера Балхаш, Алаколь, Сосыккюль, У ялы. Водоемы очень интересные для путешествий, но спокойная вода на озерах бывает редко. Шквальные ветры налетают внезапно, поэтому плавания на плоскодонных лодках опасны.
Мне давно хотелось построить моторную лодку, которая наиболее полно отвечала бы условиям плавания на водоемах Казахстана — обладала хорошими ходовыми качествами и повышенной мореходностью. Внимание привлекло описание «Морского дротика» Б. Стимсона («КЯ» №72). Понравилось, что лодка имела палубу вместо обычного кокпита, занимающего весь объем корпуса. Лето у нас жаркое, маршруты недлинные, поэтому нет необходимости укрываться за ветровым стеклом или под тентом.
Поскольку лодку приходится перевозить на трейлере за легковым автомобилем на расстояния 350—400 км, грузить ее на трейлер и спускать на воду силами двух человек, я уменьшил длину «Дротика» до 3,2 м, а ширину на транце — до 1,7 м. По сравнению с опубликованными данными Б. Стимсона все полушироты таблицы плазовых ординат, естественно, изменились. Высоты я старался не изменять.
Шесть шпангоутов сделаны из сосновых реек сечением 20Х40. По кромкам гидролыжи от транца до шп. 3 пущены килевые рейки сечением 20Х20; форштевень, склеенный из двух реек 10X50, подкрепляет днище до шп. 4. Изнутри корпуса поставлены стрингера по линиям продольных реданов. Реданы были выклеены из реек сечением 10X30, затем обработаны до получения нужной формы и сняты в готовом виде: ближние к лыже имеют ширину рабочей грани 60 мм, короткие — 50 мм.
Информация об изображении
Широкая сплошная палуба в районе миделя мотолодки имеет кокпит для водителя
После обшивки фанерой толщиной 4 мм корпус был оклеен слоем стеклоткани на эпоксидном связующем. Далее на шурупах и клею были установлены реданы и оклеены двумя слоями стеклоткани. На гидролыже уложены тоже два слоя стеклоткани, по кромкам пущен дюралевый угольник сечением 10x10. Ширина лыжи по всей длине составляет 220 мм, а при переходе в форштевень, как и у Стимсона, имеет полукруглую форму. При зашивке носовой части днища, имеющей двойную погибь, фанеру пришлось распустить на полосы.
Широкая сплошная палуба в районе миделя мотолодки имеет кокпит для водителя
Отгиб днища в тоннеле у транца оставлен таким же, как у Стимсона. Его роль велика. Несмотря на малые размеры лодки, при нахождении водителя и груза в самой корме «Дротик» глиссирует устойчиво, не проявляет склонности к дельфинированию.
Палуба зашита фанерой толщиной 8 мм (тоньше достать не удалось). В диаметральной плоскости впереди и позади места водителя сделаны два люка, в которые пассажиры могут опускать ноги. При опасности заливания лодки волнами люки можно задраить герметичными крышками. Основная масса воды будет переливаться через фальшборт. Для удаления оставшейся на палубе воды служат два сливных отверстия — шпигата в корме.
Штатное место водителя оборудовано в средней части лодки. Все снаряжение и бензобак укладываются под палубу. Подмоторная ниша выполнена самоотливной конструкции.
Лодка получилась с излишним запасом прочности и избыточным весом — около 90 кг. Сама форма «Дротика» обеспечивает большую жесткость всей конструкции. Ее усиливают достаточно мощные реданы, поэтому при уменьшении сечений реек набора и толщины обшивки можно добиться снижения веса корпуса на треть, а это позволит перевозить судно на верхнем багажнике автомобиля.
За навигации 1980—1981 гг. я всесторонне испытал лодку. При управлении мотором за румпель на режим глиссирования «Дротик» выходил с большим дифферентом на корму. Для его ликвидации было установлено дистанционное управление в районе миделя. При плавании в ветреную погоду брызги совершенно не беспокоят экипаж. Волнообразование незначительно.
Наивысшей скорости «Дротик» достигает при кормовой центровке и максимальном угле откидки мотора от транца, когда лодка глиссирует на кормовой оконечности гидролыжи и из воды выходит практически весь корпус.
Повороты (вплоть до 180°) можно выполнять на полном ходу, без существенной потери скорости и опасности опрокинуться. На волнении «Дротик» ведет себя превосходно, насколько это возможно для лодок подобных размеров. Сильных ударов в днище не ощущается даже при полном вылетании из воды. При движении против волны высотой более 0,6 м скорость приходится уменьшать из-за аэрации гребного винта. На попутном волнении приполненный нос и широкие реданы не позволяют лодке «зарываться» носом в воду. На боковой волне скорость можно практически не снижать — поперечная остойчивость очень высока.
К недостаткам следует отнести большую чувствительность судна к нагрузке. Вследствие повышенной килеватости днища «Дротик» требует значительной энерговооруженности. При нагрузке более 10 кг/л.с., когда гидродинамической подъемной силы на лыже не хватает, в «работу» вступают продольные реданы. При увеличении нагрузки днище начинает замываться на всей ширине. Предельная нагрузка не должна превышать 25 кг/л.с.
Я испытывал лодку с моторами различной мощности, начиная с «Ветерка-12» и кончая «Москвой-30». При установке 30-сильного двигателя опасных ситуаций не возникает при любых условиях эксплуатации. Оптимальным вариантом стал «Привет-22» со штатным гребным винтом — легкий и экономичный мотор отвечает всем моим требованиям.
На лодке очень удобно рыбачить и отдыхать.