А если для движения по воде использовать сухопутный велосипед!? Такая своеобразная велоамфибия удобна для загородных прогулок, отдыха на воде, для небольших туристских походов и рыбалки. Эта идея увлекла меня и закончилась постройкой и испытанием опытного образца.
Основные данные велоамфибии
Масса приставки в сборе, кг | 8,5—9,0 |
Габариты в сложенном положении, м | 2,0X0,25X0,15 |
Габариты велоамфибии на плаву, м | 2,8X1,45X0,9 |
Осадка в полном грузу, м | 0,35 |
Масса амфнбии порожнем, кг | 26 |
Грузоподъемность на плаву, кг | 100—120 |
Объем двух поплавков, л | 256 |
Число оборотов винта при скорости вращения педалей 1 об/с, об/м | 1260 |
Скорость на воде (с винтом 0 270 мм), км/ч | 8—10 |
Нет слов, — катер и лодка хороши, но городскому жителю они подчас доставляют немало хлопот, связанных с хранением, перевозкой и ремонтом, да и стоят дороже. А велосипеды есть у многих, и водная приставка к ним, не требуя больших затрат и не занимая много места (ее габариты равны габаритам пары лыж с палками!), может стать хорошим средством активного отдыха, особенно для молодежи. В конце концов появилась конструкция, которая выносится на суд читателей. Она представляет собой приставку к дорожному или туристскому велосипеду. При движении по суше приставка в сложенном виде, в чехле пристегнута к раме велосипеда сбоку.
У воды приставку раскладывают, ставят на нее раму велосипеда (без колес), накачивают поплавки и... можно пускаться в плавание, не забыв прихватить с собой колеса
Любителям мастерить, желающим изготовить велоамфибию, потребуется несколько метров дюралевых труб и стального тросика для каркаса и шесть-семь метров водонепроницаемой ткани для изготовления поплавков. Кстати, можно сделать и чисто водный велосипед — «водопед», взяв за основу старую велосипедную раму без колес.
Велоприставка состоит из силового каркаса, надувных поплавков и винтового движителя с приводом. Каркас выполнен из труб и расчалок и включает центральную балку 3, с которой через перекладины 14 шарнирно соединены продольные балки 12, а снизу на ней установлены передняя 11 и задняя 7 откидные стойки, являющиеся распорками для расчалок 16, соединяющих концы перекладин 14. Внешние концы задних перекладин 14 соединяются тросовыми расчалками 15 с рамой велосипеда, удерживая ее от падения на бок.
Для передачи нагрузки с силового каркаса на надувные поплавки, к продольным балкам 12 снизу приклепаны ложементы 13 со съемными элементами 2. Надувные поплавки к этим деталям пришнуровывают за язычки.
Движительный комплекс приставки состоит из редуктора 10, гребного вала 9, гребного винта 6 и установленного за ним руля 5, соединенного с передней вилкой велосипеда штуртросовой проводкой 8. На концах центральной балки 3 установлены узлы крепления приставки к раме велосипеда.
Перечисленные основные элементы образуют конструктивно-силовую схему приставки.
Конкретное конструктивное исполнение указанных элементов и их соединений может быть различно в зависимости от технологических возможностей, степени конструкторской подготовки, вкусов и изобретательности строителя. Автор разрабатывал свою конструкцию с расчетом на серийное производство, поэтому были использованы токарные работы и сварка
Конструкция, изображенная на чертежах, несколько отличается от испытанного образца, показанного на фотографиях. Готовя чертежи к публикации, автор ввел ряд изменений. Для удобства и ускорения сборки-разборки без инструмента болтовые соединения откидных стоек 7 н 11 заменены на быстросъемные штыри; в узлах крепления к раме велосипеда гайки заменены на гайки-барашки. Для упрощения конструкции и уменьшения габаритов в сложенном положении исключена кольцевая насадка гребного винта, а широкие части ложементов выполнены съемными. Для повышения скорости диаметр поплавков уменьшен с 300 до 250 мм с увеличением их длины до 2800 мм; трехлопастной винт диаметром 200 мм заменен на двухлопастной D=270 мм, имеющий более высокий КПД; гребной вал вместе с редуктором и винтом опущены на 100 мм глубже, чтобы исключить просасывание воздуха к винту и его кавитацию. Кронштейн 32 выполняет роль антикавитацнонной плиты, защищая винт от прососа воздуха с поверхности.
Читатели, решившие изготовить велоприставку, могут воспользоваться приведенными чертежами основных узлов.
К ним необходимо дать следующие пояснения.
В переднем поворотном узле использованы подшипники 18, применяемые в вилках дорожных велосипедов. В опорном подшипнике гребного вала установлены фторопластовые втулки 33, способные работать в воде без смазки. При отсутствии фторопласта втулки можно изготовить из капролона.
В качестве редуктора использована ручная двухскоростная дрель с передаточным отношением 7:1. Вместе с цепной передачей она обеспечивает передаточное отношение между валом гребного винта и валом педалей 21:1. Вместо боковой ручки на шестигранный хвостовик дрели установлена малая звездочка 29 цепной передачи: вместо верхней опорной ручки установлена вилка, которой дрель шарнирно соединена с кронштейном рамы. Вместо патрона на валу дрели закреплен гребной вал 9.
Гребной винт 6 — левого вращения, диаметром 270 мм, шагом 230 мм, двухлопастной, стеклопластиковый. Лопасти винта можно изготовить и из листового металла, соединив их со ступицей клепкой (алюминиевые сплавы Д-16 и К-48) или аргоно-дуговой сваркой (алюминиевый сплав АМг-61). Такой винт проще доводить в процессе испытаний, обрезая лопасти или меняя их толщину и жесткость.
Можно использовать и готовые винты левого вращения, например, от подвесных моторов «Ветерок-8» или «Ветерок-12».
Пружины, установленные в штуртросовой проводке рулевого управления, выполняют несколько функций: постоянно натягивают троса, предотвращая их от провисания, позволяют снимать качалку 36 с руля, чтобы сложить стойку 7, и главное — позволяют уменьшать нагрузки на руль, вытягиваясь при резкой перекладке руля велосипеда на большой угол.
Расчалки 15 крепятся к раме велосипеда с помощью рычажного натяжного замка 4, который надевается на концы винтовой шпильки, установленной под седлом вместо штатного болта М8.
При складывании приставки снимают ложементы 2, качалку 36, вынимают за кольца штыри стоек 7 и 11, отклоняют перекладины 14 назад, а стойки 7 и 11 вверх. При этом руль пропускают между ложементами 13 и складывают на бок. Ложементы 2 укладывают стопкой над балками 12 и 3.
При движении по воде колеса можно уложить сверху в задней части приставки и пристегнуть к перекладинам 14 ремешками или хомутиками.
Надувные поплавки изготовлены из прорезиненной ткани «500» («серебрянка»). Для увеличения воздухонепроницаемости и предохранения хлопчатобумажной основы ткани от намокания и гниения, ее обратную сторону нужно покрыть двумя слоями герметика 51-Г-10, разведенного бензином Б-70 в отношении 1:1 по объему.
Для изготовления поплавков можно использовать также капроновую или лавсановую ткань, пропитав ее герметиком 51-Г-10 или герметиком У-30МЭС-5, полиуретаном или клеем «Момент-1», разведенным на скипидаре в отношении 1:1 по объему.
Желательно, чтобы пропитанная ткань была эластичной и обладала водоотталкивающим свойством. Все клеевые соединения ткани можно выполнить клеем «Момент-1».
Носовая и кормовая оконечности поплавка имеют одинаковую форму.
Для крепления к ложементам на поплавках приклеиваются язычки 22 из полосы той же ткани шириной 80—100 мм. Язычки лучше клеить к надутым поплавкам по готовым ложементам 13 и 2.
Для крепления поплавков шнуровкой в язычках делаются отверстия диаметром 10 мм с шагом 90—100 мм, а в петли язычков продеваются спицы 25 из дюралевых электродов диаметром 3 мм.
Для повышения живучести велоамфибии при проколе одного или даже обоих поплавков, каждый из них поперечными перегородками разделен на три отсека; перегородки сделаны в виде конических диафрагм. Такая форма диафрагм хорошо сохраняется под давлением и позволяет сворачивать поплавки без складок. Вклеивать перегородки нужно в последнюю очередь, оставив для этого в средней части поплавка незаклеенный участок шва длиной в полметра. Шов лучше располагать снизу.
Накачивать поплавки удобнее при помощи резиновой помпы (лягушки). Для этого в каждый отсек поплавка надо вклеить вентили со съемными ниппелями от резиновой лодки.
Оконечности поплавков лучше выклеивать не «на руках», а на болване, который можно изготовить из пенопласта, дерева, папье-маше, глины. После склейки все швы надо промазать герметиком, а наружные швы после этого заклеить полосками ткани шириной 20 мм.
Для повышения герметичности, улучшения внешнего вида и придания водоотталкивающих свойств поплавки можно окрасить эластичной краской, изготовленной по следующему рецепту: клей «Момент-1» — 1 тюбик; скипидар — 0,5 л; алюминиевая пудра — 100 г.
В заключение несколько слов о дальнейшем улучшении конструкции.
Дрель и наклонный вал можно заменить на вертикальную поворотную колонку, исключив руль. Это позволит снизить вес, габариты и сопротивление амфибии и избавит от необходимости разъединять цепь.
Интересно попытаться вместо винтового движителя применить движитель типа «рыбий хвост» на концах поплавков или типа «каракатицы» между поплавками.
И наконец,— создать приставку, не требующую снятия колес. При дальних туристских походах можно использовать парус.
В настоящее время два предприятия города Горького готовы освоить серийный выпуск приставки в качестве товара народного потребления, при условии гарантированного спроса на нее Областной Спорткультторг пока не может ответить на этот вопрос ни положительно, ни отрицательно.
Надеемся, что ваши отзывы на эту публикацию помогут несколько прояснить вопрос о возможном спросе.