Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Истории
  • Туристические походы
  • 1970 год
  • По Камчатке на катамаране с надувными поплавками
Подкатегории раздела
Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Катамаран с надувными поплавками «И-2»
Велосипед-амфибия с надувными поплавками
Через Дуврский пролив на надувной лодке-катамаране
Ловля хищной рыбы кунджа на Камчатке
Ловля рыбы на реке Камчатке
Поплавки для надувных катамаранов
По Каспию на катамаране и «Казанке»
Первые официальные соревнования по парусу на Камчатке
Дальние походы на катамаране «Спрей»
Мурманск — Москва: по Белому морю на катамаране
Путешествия на катамаране «Аита Пеапеа»
На парусном катамаране «Север» по Волге
На катамаране «Аита Пеа-пеа» по Аральскому морю
Плавание по Байкалу на улучшенном катамаране «Снарк»


По Камчатке на катамаране с надувными поплавками

Год: 1970. Номер журнала «Катера и Яхты»: 27
          0


В обзоре редакционной почты, помещенном в прошлом номере, мы упомянули о походе вдоль берегов Камчатки, совершенном в 1968 г. аспирантом Казанского университета геоморфологом-береговиком Э. А. Кудусовым — нашим старым автором (см. №7 сборника, 1966 г.). Печатаем его записки об этом необычном океанском плавании, во время которого он еще раз доказал, что «примитивные плавсредства» нередко оказываются единственно приемлемыми в довольно сложных конкретных условиях.



Информация об изображенииКатамаран на воде
Катамаран на воде
 
Существует совершенно справедливое утверждение, что плавать в открытом океане куда менее опасно, чем у его берегов. И самому сухопутному человеку ясно, что главную опасность представляет прибой. Откуда бы ни дул ветер, волны к берегам устремляются со всех сторон необъятного океана; прибой вечен, как тот самый несуществующий вечный двигатель. На море зыбь после шторма утихает сравнительно быстро. А вот на берегу океана покоя не дождешься! Уже поэтому плавание вдоль берегов океана намного сложнее и опаснее.

Однажды мне довелось прочитать в «Комсомолке», что один отважный турист, обошедший на байдарке Байкал, выразил желание проплыть на той же байдарке вдоль Курильских островов. Отдавая должное его мужеству, хочу заметить, что байкальского опыта все-таки недостаточно. Намечая такой маршрут, надо учесть, например, что Курилы летом почти постоянно окутаны туманом. Между островами возникают сильные течения, стоит невообразимая толчея — сулои. Эту толчею не выдерживают даже крепко сбитые корпуса шлюпок! Отметим еще, что возникают сулои неожиданно. Думаю, что даже страстным любителям приключений не обязательно выбирать крайности и «замахиваться» на Курилы не советую.


Камчатка — вот идеальное место как для утверждения личности в собственных глазах (одновременно есть шансы и на сохранение самой личности), так и для получения широкого комплекса ощущений. Здесь немало медвежьих углов в самом прямом смысле слова, а экзотики, прямо скажем, больше, чем нужно.

Берега южной Камчатки по красоте и величию являются редчайшим произведением природы. Здесь около Двух десятков бухт фиордового типа. Океан вторгается в горную страну, проникая далеко (на 5—6 км) в глубь ее по узким, крутостенным долинам. Внешние берега неприступны и отвесными стенами возвышаются над водой на сотни метров, а внизу грохочет неумолимый прибой. Выход в океан из бухт сопряжен с большим риском, но расстояния между соседними бухтами редко где превышают десяток километров. Вот это-то и делает камчатские берега менее опасными! Вход в бухту, однако, еще совсем не означает избавления от прибоя. Зыбь, правда, сильно ослабевает, проходя по фиорду, но до вершины его, как правило, все-таки доходит и здесь, на мелководье, вновь обретает угрожающие размеры. Но если не избавление от прибоя, то место, где можно выброситься на берег, найти легко.

Судно, соответствующее специфике плавания в описываемом районе, должно одновременно удовлетворять многим противоречивым требованиям. Например, принимать от 300 до 500 кг груза и в то же время быть предельно легким и транспортабельным (никаких автобусов и такси здесь нет!). Ваш корабль должен быть прочным, ибо проходить полосу прибоя — это значит выбрасываться на берег под ударами волн. Он должен быть непотопляемым и мореходным, приспособленным для плавания под мотором, под парусом (для экономии бензина и на случай выхода из строя мотора), на веслах.

Одним словом, это — КАТАМАРАН С НАДУВНЫМИ ПОПЛАВКАМИ. Он и легок — надо привезти с собой только две гондолы, ибо каркас строится на месте из досок, которых в избытке можно найти, по-видимому, на всех океанских берегах. Он и мореходен; полосу прибоя проходит шутя, так как при этом не переворачивается и не ломается даже при ударах о скалистый берег (отскакивает, как мячик). Главное же — он непотопляем (очень важный моральный фактор). Не нужно ни вычерпывать воду, ни вечно опасаться заливания крутой волной.


Могу согласиться, что всякое другое плавсредство способно в чем-то превосходить надувной катамаран, но быть столь же приспособленным для плаваний вдоль океанского берега ничто не может. Это мы проверили.

Наш катамаран был многосекционным. В каждом четырехметровом поплавке, свернутом из куска брезента шириной 90 см, размещалось по 13 надувных камер для боксерских груш. Общая грузоподъемность — 350 кг нас устраивала, поскольку первоначально мы намеревались плыть вдвоем. Но в самый последний момент добавился третий член экспедиции. Заменять поплавки уже не было времени (денег — тоже). Поэтому мы захватили еще одно судно — надувную лодку грузоподъемностью 500 кг.

Информация об изображенииНаша флотилия перед первым выходом в океан
Наша флотилия перед первым выходом в океан
 
При максимальной загрузке катамаран буквально нырял в волну, полностью уходя под воду поплавками, но закон Архимеда выручал нас. И мотор, и мы крепко держались за свои доски, именуемые транцем и палубой. Издали все это, очевидно, производило жуткое впечатление. Один просвещенный капитан повстречавшейся нам шхуны определил, что мы плывем на катамаране, но пришел к твердому выводу, что катамаран этот специально «подводной конструкции». Так он и доложил пограничникам.

На катамаране мы втроем спокойно расхаживали по палубе (ширина ее 2,6 м), а в лодке даже не помещались. Скорость лодки была гораздо меньше; ее легко заливала крутая ветровая волна, без особых усилий она делала «поворот оверкиль». В конце концов лодку мы использовали лишь для «малого каботажа» (при плаваниях внутри бухт) и то только в слабый ветер, а также в качестве буксируемого транспорта во время переходов. При этом приходилось заворачивать все в полиэтилен, так как в лодке скапливалось полно воды, а ценные вещи складывались в бочку, надежно закрепленную посреди палубы катамарана.


Мотор при любом рискованном плавании прежде всего должен быть надежным. Хочется думать, что этому требованию отвечают все выпускаемые в настоящее время моторы, но нашу «Стрелу» я бы надежной не назвал. На своем долгом веку мотор повидал немало хозяев, носил следы многих ремонтов и состоял почти полностью из запчастей. Правда, у него было одно неоценимое преимущество перед новым мотором любой марки — он достался нам почти даром! Бедняга, сколько оскорблений и проклятий он вынес! Но долг свой выполнил, как верный старый пес, совершающий последний подвиг, хотя барахлил страшно и останавливался в самые неподходящие моменты.

Нет, «Стрела» не годится для выходов в океан. Мало того, что это ненадежный мотор, еще хуже необходимость постоянной — каждый час — дозаправки встроенного бачка, когда на болтанке того и гляди тебя вышвырнет за борт (слава богу, у нас никаких бортов и не было!). Хорошо, что «Стрела» горючего берет немного, ведь на Камчатке заправочных колонок пока нет! У нас было всего четыре канистры и этого хватило, так как внутри бухты мы ходили в основном под парусом.

Парус у нас был гафельный площадью 6,5 м2. Этого вполне достаточно, спешить некуда! Когда ставили парус, сбоку отпускали шверц, а на транцевую доску (ее надо ставить, отступя на 1—1,5 м от кормы) навешивали руль. Естественно, всегда под руками были весла; их советую сделать попрочнее.

Выйти через зону бурунов в открытое море или наоборот, пройти ее при подходе к берегу, — основная проблема. Длина прибойной зыби колеблется от нескольких десятков до сотен метров. При подходе к берегу волна деформируется — разрушается, резко увеличивая высоту, и «забурунивается», т. е. опрокидывается. Если берег сравнительно отмелый, то забурунивание происходит на некотором расстоянии от уреза, мористее. Если берег приглуб, то волна забурунивается и разрушается почти на одном месте, — прямо на урезе. Не знаю, что страшнее, но на Камчатке берега в основном приглубые, зона бурунов неширокая.

Информация об изображенииПолосу прибоя проходит надувная лодка
Полосу прибоя проходит надувная лодка
 
Необходимо учитывать еще и то, что зыбь распространяется группами, что крайние волны в группе являются и самыми низкими, а центральная — самой высокой. Пресловутый девятый вал — это и есть центральная волна каждой группы. Группы волн двигаются одна за другой, а вместе с ними движется и относительно спокойная зона между соседними группами. Уловив ритм волнения, мы дожидались подхода последней волны очередной группы.

Мгновенно выбрасывалась в воду лодка, и сидящий в ней, энергично действуя веслами, выгребал в море. Главное, проскочить район забурунивания в интервале между двумя группами волн. Обычно нам это удавалось.


Катамаран не боится заливания, поэтому к его выходу мы всегда относились более халатно, за что, впрочем, не раз были наказаны.

Выбрасывание на берег не менее интересное занятие. Выбрав место высадки, мы отцепляли буксир и останавливались, готовясь к броску. Затем, наблюдая за пеной прибоя, определяли момент прохождения центральных волн. Если прибой сильный, я включал мотор и шел в понижении между двумя такими валами, стараясь не обгонять волну. При низком прибое надо оседлать максимальную волну и на ней выскакивать на берег. Удержаться на волне нелегко, так как скорость ее все время меняется из-за трения о дно. Поэтому проще идти чуть впереди, когда опрокидывающаяся волна догоняет катамаран и подталкивает его, несет. В такие моменты оглядываться не рекомендуется, ибо при виде висящей над головой водяной стены можно растеряться.

Если в вершину бухты впадает река, глубина которой Позволяет войти в нее на моторе, то лучше всего так и сделать, чем выбрасываться на открытый берег бухты. Стрежень течения заметен довольно хорошо, поскольку эта узкая полоса наиболее глубокая и над ней почти не образуются буруны, особенно в прилив. К сожалению, таких полноводных рек здесь мало. Вообще же устья рек с моря видны плохо. Я изучал эти берега много лет и только поэтому хорошо знал, в какие реки можно входить.

При высадке на берег следует знать, что самый сильный прибой в кутовой, т. е. вершинной части бухты. Поэтому-то мы и старались приставать к берегу где-нибудь сбоку.

Информация об изображенииИ рыбы и дичи здесь много
И рыбы и дичи здесь много
 
На море становишься чувствительным к погоде, как барометр. Любое дуновение ветра тотчас воздействует на психику. Мы остро чувствовали приближение ненастья, и постоянно смотрели на небо, пытаясь предсказать будущее. Приемник поломался, поэтому официальные прогнозы для нас не существовали, а следовало быть осторожными — помощи ждать неоткуда!

Собираясь в новый переход, естественно, мы старались выбрать штилевую погоду (зыбь не в счет). Штили бывают разные. Одни связаны с переменой бризов — это кратковременные штили; другие наступают перед прохождением синоптического фронта, т. е. перед сильным ветром (затишье перед бурей), третьи — характеризуют барический центр циклона. При господстве антициклона, т. е. ясной безоблачной погоды, мы никогда надолго в море не выходили, так как обстановка при этом всегда была неустойчивой: то дует бриз, то проходит вторичный холодный фронт. Обычно мы выжидали прохождения центра циклона, хотя при этом, как правило, стояла облачная и туманная погода. Да, понятие «хорошая погода» в нашем понимании было связано с облаками, почти опускающимися на головы, полным безветрием и даже слегка моросящим дождем. А ведь на суше мы именно такую погоду безответственно называем плохой! Приспосабливаясь к погоде, мы вынуждены были отказаться от всех традиционных морских предрассудков. Например, выходили в море и в пятницу, и в понедельник, мало того — 13 числа и с женщиной на борту (ведь мужчины составляли только две трети личного состава!).


Понравилась ли вам эта статья?
+3

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
По следам героев Роберта Стивенсона
«Крым» в испытательном пробеге Астрахань — Москва
Река Кантегир — можно ли пройти ее на байдарке?
Поход по Западной Двине на «Казанках»
Дубна — Череповец — Дубна на яхте класса «Дракон»
Робин Грэхем продолжает путь от Африки до Южной Америки
Большое северное «кругосветное» путешествие
По сказочному Белому Морю на вельботах
Вторая половина плавания Москва — Соловки — Москва
Парус — дань традиции или необходимость?
Из Ленинграда в Одессу на шестивесельных ялах
Из книги «Нелегкое искусство плавания под парусами»
Шарон Эдамс — первая женщина, покорившая океан
Знаменитые писатели и море — Ги де Мопассан и Леонид Андреев
От Черного моря до Ледовитого океана на швертботе «Пингвин»

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
По Камчатке на катамаране с надувными поплавками

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Путешествие по реке Двина с моторами «Москва-М»
У Петергофского мола — искусство управления яхтой
Парусные переходы из Севастополя в Волгоград
Неудача изготовления яхты из стеклоцемента
Из истории речного транспорта Ленинграда
История корабля русского флота фрегата «Паллада»
История «Маркизовой лужи»
Бернар Муатисье пошел на второй виток вокруг земного шара
История селения Русское Устье
Трансевероазиатское плавание на лодках «Гейзер» и «Вулкан»
Кто открыл «остров сокровищ»?
На парусном катамаране «Север» по Волге
Первый переход через океан на моторном судне
На спортивной яхте «Фрейя» в Гренландию
Гонки на яхтах — рассказ из сочинений Марка Твена


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 45 + 31 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории