Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Истории
  • Литературная страничка
  • 1971 год
  • Гонки на яхтах — рассказ из сочинений Марка Твена
Подкатегории раздела
Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории


Поделитесь информацией


Похожие статьи
«Призрак на реке Миссисипи» — рассказ Марка Твена
Два рассказа Марка Твена: «Судно Колумба» и «Ноев ковчег»
Гонки юношей на крейсерских яхтах на «Кубок Волги» 1987 года
X Всесоюзные гонки на крейсерских яхтах на кубок Балтийского моря
За рубежом: Арктика, гонки на Уиндермире, яхта из стали...
Рассказ «Роберт» — из воспоминаний яхтсмена
Поход и гонки на яхте «Сириус»
Крейсерские яхты «Полутонники» и гонки на них
Зарубежные гонки советских яхтсменов сезона 1973 года
Гонка «24 часа под парусом» на яхтах класса «Ассоль»
Тренировочные гонки датских советских яхтсменов 1989 года
Результаты гонки яхтсменов-одиночников «Around Alone 98/99»
Гонки яхтсменов-одиночек на Киевском море
Проектирование 50-футовой яхты для гонки «Around Alone»


Гонки на яхтах — рассказ из сочинений Марка Твена

Год: 1971. Номер журнала «Катера и Яхты»: 29
          0


Настоящий рассказ взят из изданного в 1961 году в Нью-Йорке сборника сочинений Марка Твена «Жизнь, как я ее нашел». В этот сборник были включены произведения писателя, которые по разным причинам не вошли в полное собрание сочинений. Рассказ переведен на русский язык впервые.



— Сэр, сколько вы возьмете с нас за это интервью!

— Да не дороже, чем всегда, когда я на них присутствую.

— А что, бывает, что вы иногда отсутствуете!

— Сколько угодно. В таких случаях я не знаю, что давал интервью, пока не прочту об этом в газетах.

— Вы, конечно, шутите!

— Ничуть. Разумеется, так делать на очень-то честно со стороны газет. Ведь это моя работа — говорить и писать, мой кусок хлеба с маслом, так сказать, и никому не дозволено отнимать его у моей семьи. Ну/ так что вас интересует!

— Парусные гонки. «Геральд Трибюн» хотела бы слышать ваше мнение о результатах последних гонок.

— Что ж, хорошо. Только меня берет сомнение, смогу пи я что-нибудь подзаработать на этом деле.

— Почему!

— Да хотя бы потому, что я могу только констатировать факты. Я не умею, понимаете пи, расписывать их по-ученому: скажем, анализировать, делать логические выводы и другие подобные штучки. Вас интересуют факты — голые, ничем не прикрытые факты!

— Дорогой мой, мы только о них и печемся!

— Правда! Жму вашу мужественную руку! Мы сошлись в самом главном. Теперь я спокоен и на душе как-то легче стало. Факты — мое призвание. Факты...

— Вас называют рабом истины.

— Вы слышали об этом!! Вы меня заставляете гордиться. Я просто счастлив. Вы утешили меня. Ну, продолжим.

— Вы все видели на гонках!

— Да. Все.

— С борта «Канаяхи»!

— Да.

— По моему мнению, это самая лучшая паровая яхта на плаву.

— Да, она побила все рекорды. Когда я хорошо себя чувствую, мне ничего ие стоит сделать на ней тридцать узлов в час... Что вы так на меня уставились!

— Прошу прощения, я ничего, уверяю вас. так сколько...

— A-а... Все же не надо так на меня смотреть. Я очень чувствителен.

— Я смотрел так, в никуда, клянусь вам. Я совершенно не хотел вас обидеть. У меня плохой слух, и я не совсем расслышал насчет узлов. Сколько вы сказали!


— Сорок пять! Это же чайка, форменная чайка... Она...

— Вы сами ею командуете!

— Нет, зачем же, для этого у меня есть человек — Патрик Кленси. Вон стоит на полубаке. Когда-то она делала и сорок девять. Кленси сам так говорил.

— Правда!! И ему можно верить!

— Кому, Кленси!! Надо полагать... Я скорее не поверю собственным словам...

— Я также.

— О-о, жму вашу руку, сэр. Можно ли Кленси верить!... Да любой на корабле рассмеется, услышав ваш вопрос. Патрик Кленси...

— А что, он опытный моряк! С выдержкой! Хорошо ли он знает яхту!

— Как свои пять пальцев. Знает в ней каждый дюйм из ее ста двадцати семи футов; знает каждую тонну в ее девяноста пяти тоннах. Он может рассказать, как она трясется под винтом, когда стоит у причала и делает свои двести девяносто оборотов, и как дрожит от напряжения, выйдя на тропу войны, когда винт рвет воду со скоростью четырех тысяч оборотов в минуту. Знает ли Патрик Кленси «Канаяху»!! Здрасьте, да он на ней плавал, когда в ней не было и тридцати футов и она едва делала десять миль в час — он сам говорил мне.

— Вы владелец «Канаяхи»!

— Ну нет, я вовсе не владелец, я только помогаю владеть. Мистер Роджерс, вот кто ее настоящий хозяин.

— A-а, так вы ка ней командуете!

— Это не совсем так, я только слежу за порядком.

— По просьбе владельца!

— Вроде бы так, не могу утверждать наверняка, хотя, понимаете ли, я выполняю массу работы, фактически всю основную часть ее. Квартирмейстерство на судне — занятие более важное, чем командование, и более утомительное, выматывающее нервы, понимаете ли, потому что вы должны делать все и вся. Квартирмейстерство требует самых разнообразных талантов, особенно бдительности, терпения и выдержки во время вспышек возмущения и бунта среди команды, причем гораздо больше, чем любая другая должность. Настоящих квартирмейстеров раз-два и обчелся.

— У вас, наверное, большое жалованье!

— Да что вы, совсем никакого; все, чем мне оплачивают, так это черной неблагодарностью и полным пренебрежением. Если квартирмейстер начинает добросовестно выполнять свои обязанности, то ничего, кроме бунта и мятежа, не происходит. Чтоб кто-нибудь выполнил мои приказания, не посоветовав мне не соваться не в свое дело — этого я не помню. Собачья служба — все, что можно о ней сказать.


— Так почему же вы тогда не откажетесь от своей должности и не уйдете в отставку!

— Отказаться от должности!! Да как же я откажусь, когда меня никто на нее не назначал! Вот если бы меня назначили, я бы и минуты не медлил, ушел бы в отставку.

— Так неужели нет никакого выхода из...

— Из чего! Конечно, нет. Если вы стали квартирмейстером, то вам уже ничего не поможет. Иногда мне просто хочется умереть.

— Видимо, это будет печальным избавлением от служебных тягот!

— Что и говорить, похороны и те веселее. Денно и нощно терзает обида — неповиновение почти всегда сопровождается репликами, которые... да взять хотя бы такой пример. Вы помните первый день, когда мы участвовали в соревнованиях с паровыми яхтами «Корсар», «Революшн», «Хаволи» и обставили их всех! Так вот, увидев, что второй помощник капитана ушел со своего поста, я приказал заковать его в кандалы для острастки, а он послал меня... вот никак не припомню, куда это он меня послал... Ну, да это не важно, но как вам нравится такое вот отношение!

— Э-э, у меня мелькнула мысль. Интересно было бы заставить такого человека, как он, обрезать нос «Монмаусу» так, как это сделала «Канаяха» на обратном пути в субботу. Скандал да и только. На руле стоял он!

— Уже поздно, давайте поговорим о чем-нибудь другом. Это я тогда стоял на руле. Вы пьете! Что именно! Я выпью то же самое. Нажмите-ка вон ту кнопку. Так что вы сказали насчет... насчет...

— Я абсолютно ничего не говорил, я только подумал сейчас, в чем дело, почему «Шэмрок» так скверно выступил в первой гонке. Уж не произошла ли там какая-нибудь авария!

— Что ж, я знаю причину, мне о ней тогда рассказал Кленси. Типичный пример британской беспечности и безалаберности — моряков у них, понимаете ли, хоть отбавляй, но небрежность, ну просто невообразимая. Кленси прекрасно объяснил мне всю эту Штуку. Во-первых, когда они снимались с якоря (это было в Уотербери), то потеряли две минуты, чтобы поднять его, так что на это у них ушло все допустимое время плюс еще три секунды. Затем все шло хорошо, и вдруг, когда пришло время снова стать на якорь, они обнаружили, что у них вообще такового нет: они его оставили по чьей-то оплошности еще в Уолдорфе, так что пришлось бросать вместо него балласт. Кроме того, они вынуждены были перемерить судно заново, и это сократило его на целый дюйм. Я не знаю, почему так произошло, но Кленси знает. Дюйм, конечно, ерунда, но если вы этот дюйм убрали с переднего конца яхты, то яхта достигнет финишной черты на какую-то долю времени позже, чем если бы она была на дюйм длиннее, и, конечно, как вы сами понимаете, даже такая мелочь может привести в гонках к поражению. Правда, в нашем случае дело обстояло не совсем так, ибо было много дюймов, которых не хватало до финишной черты, но в принципе так оно и есть, сами можете убедиться.


— Хм, похоже, что вы правы. Но они проиграли и вторую гонку. Каково мнение Кленси на этот счет!

— Разница в уменьи управлять яхтой, говорит он. Это и еще кое-что. Аварии и тому подобное.

— Разве на «Шэмроке» были аварии!

— Да, одна, из-за чего они и проиграли. Когда они огибали буй, то сломали спинакер. Они с таким же успехом могли бы сломать и киль, говорит Кленси. Спинакер — это парус. Я не знаю, какой именно, но полагаю, что это тот, который развевается подобно рубашке впереди яхты и придает ей такой живописный вид. Другой парус — балун. Он соединяет шпунтовый пояс обшивки с путенс-вантами и дает возможность идти круто по ветру, когда этого нельзя сделать иным путем. Обо всех этих штуках рассказал мне Кленси.

— И сколько же он берет с вас за раскрытие подобных секретов!

— Фактически он ничего не берет, хотя я и стараюсь расплачиваться с ним, по мере возможности. Я позволяю ему получать с меня пять долларов, если он научит меня, как поставить деньги так, чтобы не проиграть. В прошлый раз он велел мне поставить по сотне на каждую яхту. Если я выиграю хотя бы одну ставку, я плачу ему еще пять долларов, а если выиграю сразу обе ставки, то он получает десять. В итоге он получает всего десять долларов, потому что я выигрываю одну ставку, а другую проигрываю, так что с первой он ничего не получает.

— Вы всегда были так умны, как сейчас!

— Думаю, что да, хотя мистер Роджерс и считает, что иногда со мной случаются промашки. По его мнению, тут сказываются года, старческий склероз, по мнению других я, как это, того..., а третьи полагают, что многое зависит от компании, с которой я вожусь. Но это неверно, потому что я никогда не был разборчив в своих знакомствах и тем не менее всегда был так же умен, как сейчас, а может быть даже и больше.

— Вы иногда в длинных предложениях теряете нить рассуждений. Вы не замечаете! Вы помните...

— Да-да, я понимаю, на что вы намекаете. Это когда я пытался разрешить тот трудный вопрос. Кленси сам заявил, что тут я был не на высоте. Впрочем, какое это имеет значение! Пока зубы цепы, мне нечего беспокоиться о своем уме — чтобы жевать, ума не надо. Но продолжайте... Я прервал вас.


— Предположим, что теперь мы с вами знаем, почему «Рильянс» победил в первой гонке, но скажите, как случилось, что эта яхта победила и во второй!

— О, так это бейдевинд.

— Бейдевинд!

— Он самый и есть. У «Рильянса» прямо крылья вырастают, когда он идет в бейдевинд. Кленси сам так говорил. Я помню его слова наизусть. Он сказал: «Когда «Рильянс» идет в бейдевинд, соревноваться невозможно. Он рвется вперед, словно толпа белых расистов при виде негра».

— Премного вам благодарен за ваши четкие разъяснения результатов гонок и за то, что вы объяснили причины поражения «Шэмрока». А то, знаете пи, чересчур много слухов ходило. Могли бы вы рассказать...

— О, нет, только не сейчас. Это займет много времени, а вы, как и я, человек занятой. Для начала мы и так много успели. Я доскажу обо всем в ближайшем будущем в каком-нибудь журнале. Как вам нравится стиль моих статей!

— По-моему, он превосходен. Исключительно простой и четкий, ясный и понятный. В нем есть одна характерная черта, прямо золотая — это слова.

— Конкретно, что вы имеете в виду!

— Вы почти никогда не употребляете длинных слов.

— О, вы заметили это! Догадываетесь, почему!

— Нет, не догадываюсь, расскажите...

— Мне платят за слово — уловили!

— Хм, не совсем.

— Сейчас объясню. В газетах вам всегда платят «построчно» — такое выражение употребляют в редакциях. Чем длиннее слова, которые вы используете в вашей статье, тем больше строчек она займет, и тем больше монет вы получите. Вполне понятно, что вы роетесь в словарях в поисках более длинных слов — ведь это ваш кусок хлеба. И, естественно, у вас вырабатывается привычка употреблять громоздкие, доходные слова — неудобоваримая привычка, так сказать. Но если вам платят за слово, то вы уже, понимаете пи, не можете позволить себе такую роскошь, как длинные слова, гак недолго дойти и до сумы. Жена и дети помрут с голода. Разве вы видели где-нибудь, чтобы я написал, скажем: «автомотовелогонки»! При двадцати центах за слово — никогда в жизни, можете не сомневаться! За счет выработанной привычки применять только самые короткие и понятные слова я могу разбить это четырехэтажное чудище на самые обыкновенные, скромные составные и получить за них почти доллар. Теперь вы поняли!


— Дв, конечно. Это прямо великолепно, право!

— Я так и думал, что вы поймете. Вы знаете, что в немецком языке слово в среднем имеет двадцать два слога! И вы догадываетесь, почему!

— Видимо, немцам тоже платят построчно.

— Правильно. Построчная оплата погубила этот язык. Здесь у вас, в Англии недавно открыли факультет Журналистики. Следовало бы указать им на эту проблему. Надо привить в сердцах будущих журналистов принцип оплаты за слово. Это значительно упростит стиль. В этом спасение нашего звучного языка. Так произошло бы даже при двадцати центах за слово. Я бы обожествил того, кто дал бы мне возможность доказать на деле, до какой степени усушки можно довести наши длинные слова при долларовом прессинге. Вам пора идти! Не уходите. Садитесь и давайте поболтаем еще. Я доведу вашу газету до финансового краха прежде, чем сломаю свой спинакер.

— Благодарю вас, вы очень добры, но, боюсь, мне нужно идти. Вы намерены быть на банкете!

— Очень хотел бы, но увы, не могу, мне пора уезжать. Я бы очень желал повидаться с сэром Томасом. Он — единственный, если не считать лорда Робертса, кого я никогда не встречал. Учтивые люди оба.

— Зачем вы отправляетесь в Италию!

— По совету врачей. Путешествие должно вернуть моей жене здоровье.

— Когда вы отплываете!

— 24 октября, на «Принцессе Ирэн» компании «Норт Джеман Лпойд».

— Корабль хороший!

— Построен по моему проекту.

— Вопрос исчерпан. До свидания.

— До свидания.


Понравилась ли вам эта статья?
+3

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
По Камчатке на катамаране с надувными поплавками
Путешествие по реке Двина с моторами «Москва-М»
У Петергофского мола — искусство управления яхтой
Парусные переходы из Севастополя в Волгоград
Неудача изготовления яхты из стеклоцемента
Из истории речного транспорта Ленинграда
История корабля русского флота фрегата «Паллада»
История «Маркизовой лужи»
Бернар Муатисье пошел на второй виток вокруг земного шара
История селения Русское Устье
Трансевероазиатское плавание на лодках «Гейзер» и «Вулкан»
Кто открыл «остров сокровищ»?
На парусном катамаране «Север» по Волге
Первый переход через океан на моторном судне
На спортивной яхте «Фрейя» в Гренландию

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Гонки на яхтах — рассказ из сочинений Марка Твена

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Переход на лодке «Металлист» из Ленинграда в Баку
Плавание в Болгарию на цементных яхтах
На швертботе «Мева» по Рыбинскому водохранилищу
Новое длительное плавание Фрэнсиса Чичестера
Путешествие на яхте «Юность» по Баренцеву и Белому морю
Катера и яхты Жоржа Сименона
Неведомая Франция или приключения меж двух берегов
Мистика на винтовом клипере «Всадник»
Дальнее плавание на шлюпках великолукских яхтсменов
Ленинградские яхтсмены в сорок первом году
Был такой парусник — баркентина «Вега»
На катамаране «Аита Пеа-пеа» по Аральскому морю
7300 километров на моторной лодке «Казанка» из Воркуты
Как я плавал в Норвегию — из книги «Трое за границей»
Яхта яхт-клуба ВМФ «Сатурн» совершила рейс вокруг Скандинавии


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 30 + 16 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории