Первые в СССР матчевые гонки состоялись в конце прошлого года в Сочи. И почти одновременно советские яхтсмены приняли участие в весьма представительных дуэлях за рубежом. Сегодня об одной из них рассказывают ее участники. Интересна она и тем, что впервые советские яхтсмены попробовали свои силы на палубе одной из наиболее сложных современных «гоночных машин» — яхты двенадцатиметрового класса.
В начале декабря команда советских яхтсменов из 14 человек прибыла в Копенгаген для участия в совместных тренировочных гонках с датскими спортсменами, готовящимися впервые принять участие в знаменитом «Кубке Америки».
Гонщиков из СССР пригласила в Данию фирма «Кимбрия» — один из главных спонсоров датской программы «Кубка» наряду с известным производителем пива фирмой «Туборг».
Инициатором участия Дании в этих престижнейших соревнованиях стал один из сильнейших гонщиков мира в классе «Солинг» Вальдемар Бандоловски. Создана и активно действует ассоциация, призванная решать все проблемы, связанные с предстоящим участием в «Кубке». Около 30 спортсменов проводят круглогодичную подготовку (они были отобраны из 240 претендентов).
Строятся две яхты 73-футо-вого класса, одна из которых должна быть построена и летом испытана, чтобы при необходимости оперативно внести изменения в конструкцию второй.
Большая часть средств, как водится, получена от фирм-спонсоров, причем это не только денежные средства, но и материалы, оборудование, проведение экспертиз и разработок и многое другое. В программе задействованы 85 спонсоров. Тренировочный центр оборудован в гавани, принадлежащей фирме «Туборг».
Программе присвоен статус национальной, поэтому она имеет очень широкую поддержку не только в Дании, но и среди соотечественников за рубежом. Ведь если датчанам удастся выиграть, следующий этап «Кубка» должен пройти на их территории. И, как подсчитали специалисты, это может принести стране около 10 миллиардов датских крон дохода — почти треть прибыли от экспорта сельхозпродукции Дании.
«Кимбрия» приняла советскую команду по высшему классу — разместила в одном из лучших отелей Копенгагена, предоставила четыре автомобиля для разъездов, организовала брифинги и пресс-конференции.
На следующий день состоялась совместная тренировка. Вышли в море на двух двенадцатиметровиках, в свое время приобретенных в Англии и Италии (обе яхты участвовали в розыгрыше «Кубка Америки» 1987 г.). Для того чтобы яхтсмены из СССР смогли побыстрее освоиться на палубе незнакомой «гоночной машины», во время первого выхода экипажи сформировали смешанные.
Потренировали старты и провели пять прикидочных гонок. Практически постоянно велась видеосъемка, так что потом на происходившее на дистанции можно было посмотреть со стороны, проанализировать наиболее интересные моменты. Датские яхтсмены и, прежде всего, Вальдемар Банделовски, знакомили советских коллег с особенностями техники управления и тактикой гонок.
Первые тренировки показали, что от членов экипажа требуется жесткая специализация и доскональнейшее знание своего рабочего места. Так, например, лебедка стаксель-шкота и спинакер-браса — «кофейная мельница» — имеет шестискоростную коробку передач! Так что даже от «гориллы», как обычно называют шкотовых на двенадцатиметровиках, требуется еще кое-что, помимо физической силы и выносливости.
Поэтому было решено закрепить за каждым спортсменом определенные функции. Получилось так (см. рис.):
- № 1 — А. Никандров: работа на баке, перекидка браса при поворотах, постановка и уборка стакселя, в свободное время — помощь на «мельницах»;
- № 2 — В. Буданцев: постановка и уборка спинакера, отстегивание браса на спинакер-гике, работа на стаксель- и спинакер-фалах;
- № 3 — Ю. Токовой: работа со спинакер-гиком, топенантом и стопорами фалов;
- № 4 и 5 — А. Зыбин и В. Зуев: работа на «мельницах»;
- № 6 и 7 — Г. Страх н Н. Поляков: работа со стакселем и спинакером каждый по своему борту;
- № 8 — С. Хорецкий: гика-шкот, гидравлика кареток стаксель-шкотов и бакштагов, завал мачты;
- № 9 — С. Пичугин: рулевой;
- № 10 — Г. Шайдуко: тактик;
- № 11 и 12 — В. Соловьев и О. Хоперский: работа на бакштагах.
Каждый из спортсменов за время тренировок более-менее разобрался в принципах работы оборудования яхты и освоил свои действия. Но, как показали официальные гонки, добиться полной согласованности действий экипажа не удалось. В трех гонках из семи наши спортсмены даже не добрались до финиша.
«Дуэли» проводились с пересадкой экипажей. Одна из яхт явно лучше шла в слабый ветер, и на ней советской команде удалось выиграть две гонки.
Хочется отметить, что наш экипаж довольно грамотно вел предстартовую борьбу — один из основных элементов матчевых гонок. Два старта удалось выиграть, ни разу не заработали штрафа.
Самым сложным маневром оказался поворот на нижнем знаке. При одновременных уборке спинакера и подъеме стакселя ребята действовали несогласованно, из-за чего в трех гонках не удалось осуществить поворот, а в одной даже был порван спинакер.
Кстати, датчане считают, что нельзя формировать экипаж подобной яхты из «индивидуалистов», а ими они считают всех «олимпийцев»: наш небольшой опыт, похоже, подтверждает это правило.
Несмотря на то, что «первый блин оказался комом», участие в гонках на двенадцатиметровиках обогатило наших спортсменов многими новыми знаниями и навыками, пользу принесло несомненную.
Б. Будников, тренер сборной СССР, мастер спорта международного класса. Фото автора.
Впечатлениями от дуэльных гонок на супер-яхтах поделились и члены советской команды:
Сергей Пичугин: Полное отсутствие опыта и дефицит тренировочного времени привели к суете и нервозности. Кроме того, на нашей яхте было слишком много рулевых. Я же в качестве рулевого не пользовался очень уж высоким авторитетом — каждый оставался при своем мнении, стремился не только делать свое дело, но и помочь другим. Намерение, конечно, благое, но только не на двенадцатиметровике. Не совсем правильно определили сами для себя задачу: вместо того, чтобы спокойно учиться, стремились выиграть во что бы то ни стало.
Георгий Шайдуко: Подавать голос в лодке вообще-то разрешается лишь троим — тактику, рулевому и, в ряде случаев, мачтовому. Нам до этого идеала было далеко. Кроме того, не совсем четко делились обязанности рулевого и тактика. В мировой практике рулевой обязан принимать решение только на старте, а в ходе гонки должен лишь следить за поддержанием максимальной скорости, выполняя команды тактика.
Сергей Хорецкий: Очень впечатляет профессиональный подход датчан к подготовке к «Кубку Америки» — жесткое, неукоснительно выполняемое расписание рабочего дня, использование самой современной техники (видео, компьютеры, моментальная связь с любой точкой планеты), великолепно укомплектованные мастерские — слесарная и парусная, расположенные прямо на причале в 20-футовых контейнерах. Любые проблемы с такелажем, парусами, дельными вещами решались вспомогательной командой буквально к следующему утру.
Андрей Никандров: Четкое взаимодействие экипажа является важнейшим фактором успеха в коротких гонках на таких больших яхтах. Датчане уже на второй день сказали, что на нашей яхте слишком много рулевых и нехватка исполнительных шкотовых. Никто не мог подавить свою индивидуальность, что привело к разноголосице — бесконечным обменам мнениями и комментариям действий других членов экипажа. Мы вполне могли бы получить приз «Самой шумной яхте».