Еще несколько лет назад участники первых гонок и не предполагали, что гонки яхт одного класса превратятся в открытую встречу яхтсменов Балтики. Дело в том, что сначала это были просто соревнования яхт класса «Опал». Однако из-за вполне объяснимого малого числа участников двух первых гонок было решено приглашать на следующие соревнования все двухмачтовые яхты.
Официальное название последней регаты звучало так: «VII регата яхт класса «Опал» и V регата двухмачтовых яхт».
На предпоследних гонках финишировало 19 яхт (13 сошли с дистанции из-за трудных штормовых условий). Среди закончивших гонку были две советские и одна западно-германская яхты. В последней VII регате финишировало уже 29 судов, из них два из СССР и три из ФРГ (типа кеч). Интересным сюрпризом для зарубежных экипажей явилась предварительная мини-регата по маршруту Таллинн — Гданьск, в которой приняли участие таллиннская шхуна «Минна», «Виктория» (типа «Опал») и несколько яхт из ФРГ. Не исключено, что открытая формула соревнований позволит в будущем проводить подобные мини-регаты со стартом в одном из портов Западной Европы.
Из опыта предыдущих лет время проведения регаты перенесено на сентябрь. Объясняется это тем, что октябрь 1988 года встретил участников ветрами в 8—9 баллов и даже 12-балльным штормом, в результате чего произошли серьезные аварии. Последняя регата (1989 года) проходила при ветрах в 3—5 баллов. Такие погодные условия уравняли шансы участников, так как при более сильном ветре преимущество имели бы тяжелые яхты. Старт и финиш регаты были выставлены в Гданьском заливе, неподалеку от входа в порт.
Первый день соревнований — борьба «борт о борт» — позволил капитанам сравнить качества яхт и оценить в первом приближении собственные шансы. Общий интерес вызвала тактика таллиннской яхты, которая после удачного старта дошла до поворотного буя, после чего, пренебрегая наикратчайшей трассой, повернула в неожиданном направлении. Цель этого маневра выяснилась после смены курса, когда за полуостровом Хель трасса регаты повернула на запад. «Минна» снова вышла на второе место. Тактика капитана Роопа основывалась на возможностях, какие дает на острых курсах редко встречающийся на яхтах так называемый «рыбацкий» парус.
Яхтам, которые ночью шли вблизи от берега, встретилась «приятная неожиданность» в виде рыбачьих сетей. «Портовец Гданьский» запутывался в них дважды. Ночью яхты миновали еще один поворотный буй, и тут начался самый длинный и решающий отрезок маршрута: яхты должны были дойти до противоположного берега Балтики и у шведского берега повернуть назад.
Второй день принес много волнений. Яхты потеряли друг друга из вида. Около полудня ветер ослаб до одного балла. Радио «утешало», что, дескать, подобные погодные условия распространились почти по всему морю. Вначале казалось, что дойти до поворотного буя у шведского берега будет несложно. Однако наличие на сравнительно небольшом водном пространстве множества яхт, неожиданное появление пассажирского лайнера, рыбачьи сети вблизи от буя, равно как и ночная темнота, усугубленная туманом, — все это доставило участникам множество сильных эмоций. «Портовец Гданьский» вновь запутался в сетях, да так, что без вмешательства аквалангистов не обошлось.
На третий день особенно остро встала проблема навигации. На рассвете погодные условия позволяли пересечь Балтику двумя галсами, однако прогноз погоды сводил этот план на нет, так как ветер должен был вскоре изменить направление. Некоторые участники решили рискнуть — и не зря. Те, кто доверились собственному опыту, выиграли, поскольку прогноз не подтвердился. И вот через двадцать часов показалась земля. Последний этап гонки проходил у польского берега. Экипажи не спали уже почти двое суток, но курс фордевинд под спинакером при ветре в 4—5 баллов, а также опасность посадки на мель требовали неослабного внимания.
Утренней зарей на водах Гданьского залива окончательно решилась судьба первых мест. Вот первые четыре яхты, пересекшие финишную черту: 1 — «Водник» («Опал»), капитан Ярослав Маршалл; 2 — «Командор» («Опал»); Мариан Маньковски; 3 — «Кога III» (шхуна), Ян Тывоньский; 4 — «Портовец Гданьский» («Опал»), Эугениуш Плоценник.
На этот раз не повезло победителю регаты 1987 года — таллиннской «Минне»: несмотря на эффектный старт и удачное прохождение большей части трассы, навигационная ошибка не позволила занять подобающее место.
В памяти участников регаты останутся не только перипетии спортивной борьбы. Торжества при открытии регаты, запуск воздушного шара, дружеские встречи, сдобренные пивом «Хевелиуш», которым угощали участников спонсоры, — все это надолго осталось в памяти.
Удачу мероприятий такого масштаба может гарантировать лишь их безукоризненная организация. В этом отношении и на этот раз все было сделано на высоком уровне. А престиж яхтенного спорта в Польше и его популярность помогли найти многочисленных спонсоров среди которых можно отметить такие фирмы, как «Рэнк Ксерокс», «Дигитал», «Балтона», голландская авиакомпания «КЛМ».
К наиболее ценным призам, врученным участникам, можно отнести навигационную систему «Декка», путевой компас фирмы «Плат», а также кубок мини-регаты Таллинн — Гданьск, врученный экипажем «Минны» гамбургской яхте «Васко».
Осенью 1990 года Гданьский залив вновь будет встречать яхты из разных стран. Надеемся, что в этой регате примут участие множество новых экипажей и яхт.
Войцех Давидовский, Гданьск. Фото автора.