Регата VIII Спартакиады, проходившая, как и две предыдущие, в Таллине, отличалась, прежде всего, широкой представительностью: 14 республик, Москва и Ленинград прислали свыше 170 своих лучших яхтсменов. Впервые на старт вышли команды Молдавии, Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Литвы и Грузии; не был представлен только Туркменистан.
Второй ее особенностью было то, что в классах «470» и «Финн» к участию в гонках допускались только корпуса отечественного производства (точнее — изготовленные на ТЭВСС). Эти корпуса были доукомплектованы импортными рангоутом и парусами, а затем разыгрывались по жребию.
Была и третья отличительная черта. Хотя во всех классах в борьбе за призовые места соперничали все те же именитые спортсмены, многие экипажи имели совершенно необычный состав — были переукомплектованы с учетом интересов территориальных команд (каждая республика могла выставить только одну команду из семи экипажей — по одному в классе). Так, на яхте москвича Б. Будникова, защищавшего честь столичной команды, пошли шкотовыми москвичи А. Зыбин и А. Будников, обычно гоняющиеся в экипажах эстонца А. Кеэпа и А. Максимова. А его «штатные» матросы белорусы О. Мирон и Г. Страх гонялись на этот раз в составе экипажа О. Сполана, выступая за БССР. Шкотовый А. Балашова А. Музыченко возглавил экипаж «Звездника», выставленного Латвией. С С. Бородиновым пошел его одноклубник В. Зубанов, так как В. Акименко защищал честь УССР вместе с киевлянином И. Карпаком. Таким образом многие друзья и соратники на этот раз встречались как соперники.
О том, чем завершилась упорнейшая борьба в личном зачете и кто стал чемпионом страны 1983 г., дают представление приводимые результаты. Кульминацией состязаний явилась четвертая гонка: ветер менял
направление, то усиливался, то затихал, огорчая одних и радуя других. «Эта гонка оказалась очень сложной, — считает главный тренер сборной страны Леонид Ремнев, — так как закономерностей, обычных при стабильном ветре, на этот раз не было». Именно в этой гонке определились победители почти во всех классах.
Б. Будников после удачного старта, казалось бы безнадежно заштилел, однако чутье не подвело опытного рулевого: он все-таки сумел «найти» ветер, затем умело использовал незначительную ошибку своего главного соперника О. Сполана и обогнал литовца Л. Баублиса.
Четвертая гонка катамаранов оказалась неудачной для В. Потапова. Он «упустил» Г. Кравцова и финишировал на 44 с позже, что практически свело к нулю весь накопленный запас очков.
Сложная ситуация сложилась и в классе «470». Д. Березкин, внимательно контролируя действия С. Гришина, сумел обойти его и стал лидером (правда, с преимуществом всего в I очко).
В следующей гонке слабый ветер, периодически затихающий до полного штиля, вконец измотал спортсменов: оба основных претендента на победу выступили плохо (5-е место у .Д. Березкина и дисквалификация у его соперника); их опередил Г. Минце, который гораздо более спокойно реагировал на капризы погоды.
Не менее напряженное положение создалось у финнистов. Три спортсмена шли, как привязанные один к другому: Н. Сухоруков, О. Хоперский и С. Хорецкий. После четвертой гонки стал лидером Н. Сухоруков; он сумел сохранить небольшой отрыв в очках до самого конца соревнований.
В гонках на «Голландцах» «возглавлял» таблицу результатов призер чемпионата мира С. Бородинов, но в последний день встречи удача сопутствовала уже не ему, а С. Занудько.
В классе «Виндгляйдер» открытием сезона стал 18-летний Л. Ткаченко из Грузии. Ему не удалось переиграть только Н. Кравченко, который в последнее время выступает очень стабильно и уверенно.
Стоит отметить большое число протестов и дисквалификаций (27). Особенно — в классах «Финн» и «Виндгляйдер». Дисквалифицировали гонщиков в основном из-за нарушения правила 60. Жюри собрало провинившихся; выяснилось, что не только спортсмены, но и их тренеры неправильно трактуют это правило.
Несколько слов о результатах командной борьбы. Настораживают слабые выступления команд нашей ведущей «парусной республики» — Эстонии и «родоначальника» парусного спорта Ленинграда. Показательно, что ленинградскую команду во всех классах, кроме «Виндгляйдера», укомплектовал один и тот же яхт-клуб. Чем же объяснить то, что остальные яхт-клубы города не выставили своих кандидатов?
Спортсмены Молдавской, Узбекской и Таджикской республик не набрали зачетных очков вообще; места этим командам, естественно, не определялись.
Командные результаты
Таллин, 21 июля — 30 июля 1983 г.
1 — Москва — 296 очков: 2 — РСФСР — 271; 3—УССР — 243; 4—БССР —241; 5—ЭССР — 200: 6 —Арм. ССР — 197; 7 — Ленинград — 178; 8 — Лит. ССР — 134; 9—Груз. ССР —88: 10 — Каз. ССР —61; И —Аз. ССР —48; 12 — Латв. ССР — 17.
Личные результаты
«Торнадо» (13 экипажей): 1 — Г. Кравцов (БССР; «Водник»); 2 — В. Потапов (РСФСР; СА); 3 — С. Приймак (УССР; «Зенит»); 4 — В. Костров (М-ва; СА); 5 — Я. Кливер (Арм. ССР; СА); 6 — А. Пеэк (ЭССР; «Труд»).
«Солинг» (12): 1 — Б. Будников (М-ва; СА); 2 — 0. Сполан (БССР; СА); 3 — Б. Захаров (Л-д: СА); 4 — К. Музычко (УССР; «Водник»); 5 — В. Бойко (Арм. ССР; СА); 6 — Э. Коек (ЭССР; «Труд»).
«Звездный» (11): 1 — А. Балашов (РСФСР, СА); 2 — В. Соловьев (Л-д; СА); 3 — А. Волмер (ЭССР); «Труд»); 4 — Г. Биганишвили (Груз. ССР; СА); 5 — Е. Авксентьев (УССР; СА); 6 — А. Мудриченко (М-ва; СА).
«Летучий Голландец» (12): 1 — С. Занудько (Арм. ССР; СА); 2 — С. Бородинов (М-ва; СА): 3 — А. Шпилько (БССР; «Урожай»); 4 — И. Карпак (УССР; «Водник»); 5 — М. Журба (ЭССР; СА); 6 — С. Дроботковский (РСФСР; «Водник»).
«470» (16): 1 — Г. Минце (Лит. ССР; «Труд»); 2 — Д. Березкин (М-ва; СА); 3 — М. Кудрявцев (РСФСР; СА); 4 — С. Гришин (ЭССР; СА); 5 — В. Арефий (УССР: «Зенит»); 6 — И. Кочетков (Аз. ССР; СА).
«Финн» (16): 1 — Н. Сухоруков (УССР; СА): 2 — С. Хорецкий (БССР; СА); З — О. Хоперский (РСФСР»; СА); 4 — В. Новаков (Аз. ССР; СА); 5—С. Попов (Арм. ССР; СА); 6 — В. Гуров (Л-д, СА).
«Виндгляйдер» (15): 1 — Н. Кравченко (РСФСР; «Зенит»); 2 — Л. Ткаченко (Груз. ССР; «Водник»); 3 — С. Самокиш (М-ва, «Водник»); 4 — М. Мик (ЭССР; «Труд»); 5 — Э. Терехин (Латв. ССР; СА).