Фиксирование рекордных скоростей — задача очень сложная, необходимы точная разметка дистанции и хронометраж, однако и при этом полученный результат не будет точно характеризовать максимальную скорость, которую буер действительно развивал в данных условиях. Ведь мы получаем усредненное, а не максимальное значение скорости: поддержать скорость постоянной на протяжении всего километрового отрезка, т. е. в течение почти 20 секунд, практически невозможно, направление движения буера никогда не будет строго прямолинейным и равномерным.
Международная ассоциация буеров класса «DN» (IDNIYRA) при организации заездов на установление рекорда скорости подошла к этому по-другому. На совещании совместно с представителем ассоциации зимних виндсерферов было решено установить мерную дистанцию длиной всего 10 м и производить отсчет электронными хронометрами, точность которых составляет 1/1000 с.
Предварительные заезды проводились 2 февраля 1982 г., рекордные — были намечены через неделю. В день предварительных заездов стояла хорошая погода. Чистый гладкий лед и ветер со скоростью 20 км/ч (5,6 м/с) создавали все условия для достижения высоких результатов. Дистанция была установлена в галфвинд и на пробных заездах виндсерфер показал скорость около 50 км/ч, «DN» — немногим более 70. Участники пробных заездов высказали несколько замечаний по поводу установленной дистанции. По их мнению, прохождение мерного отрезка в галфвинд не позволяет добиться максимальной скорости — вымпельный ветер заходит в нос настолько, что нет возможности установить парус под оптимальным углом атаки. Кроме того, чтобы развить максимальную скорость при разгоне, спортсмены шли на входной знак мерного участка бакштагом, при приведении к ветру до галфвинда ход резко терялся: наветренный конек отрывался ото льда и создавалась опасность опрокидывания или «штопора».
Во второй половине дня дистанция была переставлена таким образом, что ветер дул с кормы приблизительно под 45° справа по ходу парусников. Но к этому времени ветер усилился и достиг скорости более 30 км/ч. Во время 20-минутного ослабления ветра до 26 км/ч Ганс Блазовский прошел дистанцию за 0,228 сек (157,9 км/ч), а виндсерфист Альберт Дюрр, стартовавший следом, за 0,305 сек (118 км/ч). Ветер усилился, и последующие заезды провести не удалось.
К сожалению организаторов и участников, выпавший впоследствии снег не позволил провести официальные заезды на установление рекорда, которые намечались на 9 февраля. Достигнутая скорость так и осталась неофициальным рекордом.
После заездов обсуждался вопрос: заявлять ли установленную скорость в качестве рекорда или нет? Большинство присутствовавших проголосовали против — они считали, что для регистрации рекорда необходимо провести не менее трех заездов для каждого участника, как это принято при фиксировании подобных достижений на автомобилях.
Примечания
1. Для желающих подробнее ознакомиться с возможностью достижения высоких скоростей под парусами рекомендуем статью М. С. Тюфтина «200 км/ч на буере», опубликованную в «КЯ» выпуск 15. Автор подробно описывает физические явления при движении ледовой яхты с жестким крылом и считает реально достижимой скорость 260 км/ч.