Результаты трех главных соревнований сезона показательны: во всех трех первые 10 мест неизменно занимали тримараны и катамараны.
Ла-Рошель — Новый Орлеан
В 1682 г. француз Де ла Салле открыл в Мексиканском заливе устье Миссисипи, где вскоре был основан город Новый Орлеан. В честь 300-летия этого события французы организовали трансатлантическую гонку из Ла-Рошели в Новый Орлеан, протяженностью по генеральному курсу 5800 миль. 15.V 1982 г. в присутствии 200 тысяч зрителей, заполнивших высокий берег и провожающие суда, в океан вышли 32 парусника, среди которых было 22 катамарана и тримарана. Стоящая перед яхтсменами задача была сформулирована очень просто: пересечь Атлантику, войти в Карибское море между о-вами Пуэрто-Рико и Гаити и финишировать в Галфпорте близ Нового Орлеана.
Информация об изображении
Схема маршрутов трансатлантических гонок Ла-Рошель—Новый Орлеан и «Ромовый рейс»
Слабый, с частыми заходами ветер, то и дело стихающий до штиля, стал прелюдией ко всей гонке: за 7 первых часов яхты прошли всего 15 миль и двое последующих суток штилевали в Бискайском заливе. Только после этого, получив ветер, флот разделился на две группы: одни капитаны стали обходить зону устойчивых штилей в районе Азорских о-вов с севера, другие — с юга. Те, кто пошел южнее, получили более сильные благоприятные ветра и попутное течение скоростью около 12 миль в сутки. Это и дало возможность новому, только что спущенному на воду катамарану «Шарентье-Маритим», управляемому опытными Пьером Фолленфаном и Жаном Фонтеном, финишировать первым, затратив на переход 24 сут и 3 ч. Немалую роль сыграло и то, что этот катамаран был сконструирован с расчетом на слабые ветра. При длине 20 м и ширине 10,4 м судно весило всего 6 т и несло 170 м2 основных парусов.
Схема маршрутов трансатлантических гонок Ла-Рошель—Новый Орлеан и «Ромовый рейс»
Его основной соперник — обладатель «Голубой ленты Атлантики» катамаран «Эльф Акитэн» (см. «КЯ» №95) — при одинаковых размерениях весил на 1,5 т больше. К тому же Марк Пажо — шкипер «Эльф Акитэна» избрал оказавшийся маловетренным северный путь. В Галфпорте «Эльф Акитэн» появился только спустя 4 дня после финиша «Шарентье-Маритим». Экипаж «Эльфа» (как и на большинстве других судов, он состоял из четырех человек) мог утешать себя тем, что установил новый абсолютный рекорд среднесуточной скорости под парусами: 2—2. VI за 23 ч 54 мин катамаран прошел по ортодромии 421,1 мили, что соответствует средней скорости 17,62 уз. Точность измерений гарантирована: определение места судна производилось при помощи спутниковой навигационной системы. Судно шло "В бакштаг, неся при ветре скоростью 18—20 уз (9—10 м/с) грот, геную и большой спинакер.
Через два часа после «Эльф Акитэна» финишировало редкое на океанских гонках судно — проа «Лестра Спорт», управляемое автором проекта Гаем Делажье. В главном корпусе длиной 17 м оборудована каюта; на нем установлены две мачты, несущие 126 м2 парусов. Предстартовый вес проа составил всего 3 т. Это проа «атлантического» типа — его водоизмещающий поплавок всегда располагается с подветренного борта. Общая ширина судна — 8,2 м.
Каждый из трех членов экипажа весил не более 70 кг: отправляясь в гонку, они сделали все, чтобы максимально облегчить проа. Взяли лишь несколько парусов, зато они были усилены тканью на основе высокопрочных волокон кевлара. Яхтсмены даже отказались от покрытия днища тяжелой необрастающей краской: в штиль они надевали маски и, ныряя в воду, очищали днище от ракушек. Запасы воды и провизии сократили до того, что даже в знойном Мексиканском заливе могли позволить себе расходовать не более 3 л пресной воды в сутки; в момент финиша на яхте оставалось лишь около килограмма лапши и 200 г ветчины...
В этой гонке, проходившей при в основном слабых ветрах, первые 13 мест завоевали многокорпусники. Только 14-й пересекла линию финиша килевая яхта «Крите-VIII», управляемая Мишелем Малиновским. Выступая в том же классе, что и «Шарентье-Маритим», это в два раза более тяжелое судно (длина 22,9 м; ширина 3,8 м; водоизмещение 13,5 т; площадь парусности 200 м2) затратило на переход на неделю больше.
Не закончили гонку всего четыре яхты, сошедшие с дистанции из-за различных поломок.
Вокруг Британии и рландии
Многокорпусники доминировали и во всех шести классах судов, принимавших участие в V гонке вокруг Британии и Ирландии. Экипаж каждой яхты состоял из двух человек. Дистанция протяженностью около 2000 миль со стартом и финишем в Плимуте делилась на 5 этапов с заходами в Кроссхейвен (Ирландия), Каслбей (Гебридские о-ва), Леруик (Шетландские о-ва) и Лоустофт (на восточном побережье Англии). В этих промежуточных гаванях каждая яхта должна была простоять ровно 48 ч с момента прибытия; конечный результат определялся по общей сумме истинного времени, затраченного с момента общего старта.
Старт 11.VII взяли 85 яхт; на большинство из них шли английские экипажи, но были и представители 12 других стран. Как и ожидалось, борьба за абсолютную победу разгорелась между тремя крупными тримаранами: только что спущенным на воду «Кольт Карс», построенным специально для Роберта и Найоми Джеймс; победителем ТУ-СТАР 1981 г. «Бриттани Ферриз ГБ» (Чей Блит и Питер Бейтман) и «Эксмут Челленжд» (Марк Гэйтхауз и Питер Роуселл). Стартовал и еще один очень серьезный претендент — 21-метровый катамаран «Си Фэлкон» со знаменитым Робином Нокс-Джонстоном на рупе. Джонстон только что в качестве капитана-наставника участвовал в гонке Ла-Рошель — Новый Орлеан с французской командой и появился в Плимуте лишь 10.VII, тогда как по правилам гонки участники должны были прибыть за двое суток до старта. За опоздание «Си Фэлкон» получил сутки штрафного времени, компенсировать которые в течение гонки Джонстон так и не смог.
Яхтсменам пришлось встретиться со всем разнообразием погодных условий, включая плотный туман, полный штиль, сильные встречные ветра к северу от 60-й широты и крутую волну. Успешно завершили соревнования 69 экипажей. Самыми серьезными авариями были «оверкили» английского катамарана «Ян-II» и 10,2-метрового тримарана «Твигги» из Австралии, на котором его самодеятельные строители Ян Джонстон и подруга Яна — Кэйт Хоукинс совершили перед этим дальнее плавание к британским берегам. Опытные австралийские яхтсмены шли в числе лидеров, но настолько увлеклись погоней за возглавляющим гонку судном, от которого их отделял всего один час, что прозевали вечерний шквал, налетевший в районе Оркнейских о-вов. Шквал сделал свое «черное дело»: 18 часов просидели потерпевшие на днище опрокинутого «Твигги», прежде чем с проходившей мимо яхты заметили ярко-оранжевый спальный мешок Кэйт.
Были спасены и яхтсмены с опрокинувшегося «Яна-II».
В абсолютном зачете первые 11 мест заняли многокорпусники, причем 10 из них улучшили рекордное время прохождения дистанции, показанное в 1974 г. Нокс-Джонстоном на супер-катамаране «Бритиш Оксиген» (см. «КЯ» №56). Победители гонки — чета Джеймсов на «Кольт Карс» — завершили виток вокруг островов за 8 сут и 15 ч ходового времени; это лучше результата «Бритиш Оксигена» почти на полтора дня. Джеймсы выиграли первый и завершающий этапы; Блит — 3-й и 4-й; Гейтхауз финишировал первым в Каслбей.
«Кольт Карс» — первый многокорпусник, разработанный известным конструктором килевых яхт Роном Холландом. Это одна из самых интересных гоночных машин, вышедших в море в последние годы. Тримаран имеет длину 18,29 м, общую ширину 12,2 м, осадку корпусом 0,61 м, швертом — 2,74 м. При обмерном водоизмещении (без запасов воды и провизии) 4,45 т судно несет 232 м2 парусов; это самая «энерговооруженная» яхта среди гоночных многокорпусников. Необходимая остойчивость обеспечивается не только большой общей шириной судна, но и солидным объемом поплавков (при полном погружении — по 140% водоизмещения яхты каждый). Основной объем поплавков смещен ближе к носовой оконечности, чтобы ликвидировать опасность опрокидывания судна через нос и уменьшить килевую качку. Узкий основной корпус имеет большой развал бортов к палубе. Поплавки крепятся к нему двумя коробчатыми балками, высоко поднятыми над поверхностью воды.
Корпуса имеют трехслойную «сэндвичевую» конструкцию; для армирования обшивки (общая толщина ее около 20 мм) применены углеродные волокна и кевлар. Шверт изготовлен профилированным с обшивкой из авиационной фанеры.
В парусной оснастке типа шлюп 7/8 главная роль отведена гроту, снабженному сквозными латами (трехслойной конструкции с легким сотовым заполнителем из алюминиевой фольги). Мачта высотой 24 м из легкого сплава снабжена тремя краспицами и кроме вант подкреплена тремя форштагами, ахтерштагом и двумя парами бакштагов. В свежий ветер ставятся два носовых паруса сравнительно небольшой площади, что упрощает работу с ними одному человеку. В слабый ветер может быть поставлен большой топовый стаксель.
«Ромовый рейс»
7 ноября в Сен-Мало стартовали 54 парусные яхты, управляемые одним человеком: началась уже вторая по счету (о первой — см. «КЯ» №80) Трансатлантическая гонка одиночек «Ромовый рейс» с финишем в порту Пуэнт-а-Питр на Антильских о-вах.
Эту гонку с полным основанием можно было назвать соревнованием многокорпусников — в ней участвовали 29 тримаранов, 8 катамаранов и 1 проа. Впрочем, это единственное проа «Розирес» с конструктором судна Гаем Делажье за рулем закончило соревнования ровно через 20 мин после стартового выстрела. Проа (общая ширина судна — 14 м, длина основного корпуса — 18 м) было сконструировано по «тихоокеанскому» типу, т. е. имело тяжелый, заполняемый 800 л забортной воды поплавок, располагающийся всегда с наветренной стороны. Поплавок был снабжен сложной механической системой для его разворота на 180° при перемене галса; прочность его крепления к основному корпусу обеспечивалась не только ферменной балкой, но и системой вант и тросовых растяжек. Эти тросы и не выдержали напора 6-балльного ветра и ударов волн: один за другим они лопнули, поплавок оказался у борта главного корпуса, мачта рухнула за борт...
Среди участников (в основном французов) было немало знаменитых яхтсменов и судов: Эрик Табарли шел на «Поле Рикаре», Марк Пажо — на «Эльф Акитэне», Пьер фолленфан — на «Шарентье-Маритим», Чей Блит — на «Бриттани Ферриз ГБ», Роберт Джеймс — на «Кольт Карс», Робин Нокс-Джонстон — на «Олимпусе-III» (новое название «Си Фэлкона»).
Предстояло пройти более 4000 миль, однако острая борьба между основными претендентами завязалась буквально с первых же секунд гонки. Дело в том, что устроители учредили специальный приз в 10 тыс., франков тому, кто первым достигнет поворотного буя, расположенного в 5 милях от стартовой линии. Марк Пажо, выбрав курс под берегом, где волна была чуть меньше, сумел оставить за кормой прекрасно стартовавшего Роберта Джеймса и, к удовольствию многочисленных зрите лей-соотечественников, одержал победу.
Прогноз, суливший усиление ветра до 8—9 баллов, вскоре начал оправдываться. В центр управления гонкой в Париже стали поступать сообщения об авариях и сходах с трассы. Благодаря автоматической спутниковой системе слежения «Аргос» в Париже каждые 3 часа получали координаты всех участников (в случае необходимости передатчик «Аргоса», установленный на яхте, можно было переключить на автоматическую подачу сигнала бедствия).
Одним из первых в 600 милях от старта сошел с дистанции управляемый Жаном-Ивом Терленом новый тримаран «Гаутье-III», снабженный подводными крыльями: на нем сломалась мачта. 11.XI на «Кольт Карс» порвался ахтерштаг и перетерлись на блоках все три грота-фала; Джеймс вынужден был под стакселем зайти в Ла-Корунью для исправления повреждений. Здесь же вскоре оказался и Чей Блит с вышедшим из строя подруливающим устройством. «Крюк» в 450 миль вынужден был сделать и Нокс-Джонстон: ему пришлось зайти на Фуншал (о. Мадейра) за новыми батареями для авторулевого.
Шторма следовали один за другим. Через неделю флот участников заметно поредел: 18 судов прекратили гонку совсем либо направились для ремонта на Азорские о-ва или на Мадейру. Ночь на 17.XI заставила организаторов гонки немало поволноваться. Около 11.50 в Париже был получен сигнал бедствия от Яна Джонстона с тримарана «Ренни». Это — бывший «Твигги», который опрокинулся во время гонки вокруг Британии. Тогда тримаран был найден и отбуксирован в Леруик траулером. Участники гонки собрали необходимые средства и помогли Яну Джонстону восстановить судно. А впоследствии он нашел фирму-спонсора, которая взяла на себя расходы по экипировке для участия в «Ромовом рейсе». И вот тому же яхтсмену на том же тримаране, но под новым названием, снова не повезло.
Центр немедленно передал координаты тримарана на все суда, находившиеся в районе аварии. Ближайшим — в 38 милях — оказался тримаран «Шарп Видео» с французом Оливье Мюсси. Уже за полночь, в полной темноте, Мюсси удалось обнаружить свет фонарика Джонстона. Большая волна—океанская зыбь при 3-балльном ветре — осложняла спасательные работы. Первая попытка Джонстона отплыть от опрокинутого тримарана и ухватиться за плавучие концы, выпущенные за кормой «Шарпа», оказалась неудачной. Фонарь утонул, Мюсси быстро потерял во тьме ночи и яхтсмена и его яхту... Только через час по крикам и звуку свистка Мюсси вновь вышел на спасаемого и на этот раз смог принять его на борт.
Вот что рассказал Ян Джонстон. Он шел с попутным 4-балльным ветром под гротом и спинакером, когда внезапно ветер усилился до 12 м/с. Вместо того чтобы переключить управление на авторулевой и немедленно убирать спинакер, Джонстон решил продолжать гонку под всеми парусами. Сходя с крутой волны, «Ренни» внезапно воткнулся носом в воду так, что всплыть уже не смог, и опрокинулся через нос...
Около тысячи миль до Мартиники яхтсмены прошли вдвоем, что впоследствии вызвало серьезные споры членов жюри: ведь по правилам во время гонки на борту должен находиться только один человек!
Тем временем лидером стал Марк Пажо. Ему удалось преодолеть полосу штормов без всяких поломок, но на 11-й день гонки, меняя геную, он случайно обнаружил большую трещину в главной балке катамарана. При очередном шквале появилась вторая трещина. Пажо пришлось уменьшить парусность и снизить скорость. Однако это не решало проблемы: предстояло пройти сложный финальный участок с лавировкой при сильном встречном ветре, когда конструкции многокорпусников испытывают максимальные нагрузки. Оставлять трещину было нельзя. Пажо решительно повернул на Мартинику и радиограммой вызвал туда одного из своих друзей. К берегу «Эльф Акитэн» не подходил: за 30 минут стоянки на внешнем рейде порта Форде-Франс друзья успели поставить алюминиевые накладки на оба поврежденных участка балки. И хотя через 5 часов заклепки начали трещать одна за другой, «Эльф Акитэн» под всеми парусами успел дойти до цели и финишировал первым, затратив на всю дистанцию 18 сут 1 ч 28 мин.
Через 10 часов в Пуэнт-а-Питр пришел соотечественник Пажо — Бруно Пейрон на 17,6-метровом катамаране «Джаз» с необычным парусным вооружением: на каждом корпусе по мачте. Пейрону пришлось управляться сразу с восемью ходовыми концами (по два гика-шкота. стаксель-шкота, кливер-шкота и бакштага). Неоспоримым достоинством такого варианта является сравнительно небольшая площадь каждого отдельного паруса, а, как показал результат гонки, аэродинамика пострадала не слишком много (следует еще учесть,, что и Пейрону пришлось сделать небольшую остановку на Азорских о-вах для замены генератора).
Третьим финишировал победитель первого «Ромового рейса» канадец Майкл Бирч.
Всего же успешно финишировало 31 судно, причем первые 10 мест заняли многокорпусники. Одиннадцатым финишировал М. Малиновский на «Крите-VIII». Среди сошедших с дистанции 23 судов оказались 8 килевых яхт традиционной конструкции, 2 катамарана, 12 тримаранов и 1 проа.