Особенно острый недостаток ощущается в судах, пригодных для плавания на внутренних акваториях нашей страны. На многих из них эксплуатация килевых яхт затруднена. Осадка «Невы», например, составляет 1,50 м. Мелкосидящие швертботы класса Т-2 выпускаются Ленинградской экспериментальной судоверфью в ограниченном количестве и только по заказам организаций. Поэтому наш небольшой коллектив конструкторов Ленинградского экспериментального завода спортивного судостроения поставил перед собой задачу создать многоцелевой класс яхты, который позволил бы решить проблемы развития массового парусного спорта и, кроме того, был бы сравнительно доступным по цене широкому потребителю.
Основные данные яхты
Длина наибольшая, м | 5,50 |
Ширина, м | 2,45 |
Осадка корпусом/швертом, м | 0,25/1,15 |
Водоизмещение порожнем, кг | 580 |
Масса внутреннего балласта, кг | 250 |
Площадь, м2: | |
грота | 10,0 |
генуэзского стакселя | 8,5 |
спинакера | 18,5 |
По нашему мнению, это должна была быть яхта с площадью парусности около 20 м2, с габаритами, позволяющими транспортировать ее в кузове грузовика или на трейлере за легковым автомобилем, оборудованная швертом и балластом, обеспечивающим положительную остойчивость при крене до 90°, гибким рангоутом и достаточными средствами для настройки парусного вооружения. Важной характеристикой яхты должна быть также сравнительно малая материалоемкость и технологичность в серийной постройке.
Все эти требования в точности соответствуют характеристикам современных спортивных яхт, построенных по правилам класса «Микро». О популярности этого класса, введенного по инициативе французского журнала «Bateaux» в 1977 г., говорит тот факт, что календарь соревнований «Микро» предусматривает ежегодно четыре-пять международных встреч, включая чемпионат мира.
Благодаря поддержке администрации завода наша инициативная группа конструкторов и рабочих в сравнительно короткий срок (менее 9 месяцев) спроектировала и построила опытный образец яхты «Микро» из стеклопластика, которая, как нам кажется, может послужить прототипом для создания нового национального класса. Значительная часть работ по изготовлению оснастки и самой яхты была выполнена во внерабочее время и из сэкономленных материалов. Эскизный проект яхты рассматривался технической комиссией Федерации парусного спорта Ленинграда и получил положительную оценку. Высказанные в процессе обсуждения замечания и предложения были учтены при разработке рабочих чертежей. Для того чтобы получить приемлемую осадку яхты, был выбран тип яхты-компромисса с «легким» швертом (весом около 20 кг), а весь балласт — 250 кг — уложен внутрь корпуса и приформован к днищу. Такое размещение обеспечило достаточную остойчивость в соответствии с требованиями правил класса и возможность нести полную парусность при ветре до четырех баллов. Швертовое устройство имеет оригинальную конструкцию, которая позволяет шверту при ударе о препятствие откинуться под днище яхты. Осадка при этом составляет всего 0,7 м, но яхта сохраняет способность лавировать. При подходе к отмелому берегу или на стоянке шверт может быть вынут из колодца и уложен внутри яхты или в кокпите. Без шверта осадка корпуса составляет всего 0,25 м. Рулевое устройство выполнено с поднимающимся пером.
Корпус яхты представляет собой стеклопластиковую оболочку толщиной 4,5—5 мм, отформованную в матрице. Приформованные к ней элементы внутренней обстройки одновременно выполняют роль продольного и поперечного набора. Швертовый колодец изготовлен из ясеня и водостойкой фанеры, оклеенной тремя слоями стеклоткани на эпоксидном связующем. Палуба — без-наборная стеклопластиковая оболочка, склеенная с корпусом по фланцу. Надежность соединения обеспечивается внутренней приформовкой «мокрым угольником» и установкой болтов по фланцу через 300 мм.
Такая конструкция позволила сократить сроки изготовления опытного образца яхты. При организации серийного производства яхт предполагается изготовить оснастку для формования секции внутренней обстройки, набора, швертового колодца, пера руля и шверта полностью из стеклопластика.
Непотопляемость яхты обеспечивается блоками плавучести из пенопласта, размещенными равномерно внутри корпуса. Согласно требованиям правил класса «Микро» яхта при заполнении ее водой должна оставаться на плаву и поддерживать экипаж из трех человек.
Благодаря большой ширине (отношение наибольшей длины корпуса к ширине всего 2,24) и высокому борту (0,75 м) корпус судна имеет достаточный объем для размещения в каюте четырех спальных мест, камбуза и складного стола на швертовом колодце. В каюте предусмотрены мягкие диваны, переборки и стол отделаны шпоном ценных пород древесины, подволок и борта зашиты декоративным синтетическим покрытием.
Мы снабдили яхту просторным и широким кокпитом, огражденным невысокими комингсами. В нем свободно размещаются четыре человека, не мешая друг другу управлять парусами. При необходимости экипаж может эффективно откренивать судно, используя ножные ремни и вывесившись за борт. Проводка бегучего такелажа — фалов и шкотов выполнена таким образом, что рулевой может управлять яхтой в одиночку. В этом помогает и удлинитель румпеля.
Для повышения безопасности пребывания на яхте неквалифицированного экипажа (например членов семьи) предусмотрено леерное ограждение палубы с жестким носовым релингом.
Яхта оснащена бермудским шлюпом типа 7/8, что дает возможность варьировать площадь парусности в широком диапазоне от минимальной, когда судно несет грот с двумя рифами и штормовой стаксель, до максимальной с большим генуэзским стакселем или спинакером. Приспособления для изгиба мачты, оттяжка гика, регулируемые кипы стаксель-шкотов и т. п. позволят на ходу настраивать паруса на максимальную скорость в зависимости от силы ветра и курса яхты и могут удовлетворить требованиям самого серьезного гонщика.
Мачта и гик изготовлены из прессованного алюминиевого профиля каплевидного сечения, такелаж — из стальных нержавеющих тросов и капроновых концов. Шкоты выбираются при помощи двух ручных лебедок шпилевого типа. Фалы проведены внутри мачты.
Резервным средством движения может служить подвесной мотор «Ветерок-В», для установки которого предусмотрен специальный кронштейн. Скорость под мотором составляет около 12 км/ч.
При условии массового выпуска яхты как монотипа соревнования можно будет проводить без гандикапа, что существенно повысит спортивность гонок. В соревнованиях с другими классами яхт «Микро» можно обмерить по упрощенным правилам обмера — УПО. Гоночный балл яхты по УПО — 4,25 м (для сравнения балл «Ассоли» — 3,8 м; «Невы» — 4,8 м).
Благодаря небольшой массе порожнем (около 580 кг) яхту можно перевозить на прицепе-трейлере за легковым автомобилем.
Опытный образец яхты был спущен на воду в сентябре прошлого года и в течение месяца проходил испытания при различных погодных условиях в Невской губе. Такие параметры яхты, как центровка, управляемость, ходкость, маневренность, а также многочисленные возможности настройки яхты путем регулировки изгиба мачты, формы парусов или положения шверта, получили высокую оценку яхтсменов, проводивших испытания. Яхта хорошо лавирует в свежий ветер, на короткой и крутой волне Финского залива идет мягко, без ударов, забрызгивается незначительно. На попутных курсах при ветре силой 5—6 баллов под спинакером экипажу удавалось поддерживать довольно длительные, устойчивые режимы «серфинга» на волне. Благодаря правильно выбранному коэффициенту компенсации балансирного пера руля усилие на румпеле небольшое. Но даже малые нагрузки хорошо ощущаются рукой и опытные рулевые отмечали возможность управлять лодкой «вслепую».
По результатам испытаний намечен ряд изменений в проводке такелажа и палубном оборудовании для повышения эффективности парусного вооружения.
В настоящее время на заводе завершается изготовление оснастки для выпуска в 1987 г. опытной партии яхт. Для формирования будущего производственного плана при освоении серийного выпуска необходима информация о потребности в этих яхтах.
Заявки спортивных организаций можно направлять по адресу: 195272, Ленинград, Уткин пр., 15, Ленинградский экспериментальный завод спортивного судостроения.
Испытание яхты «Микро»
И вот она перед нами — оранжевая яхта с белой палубой. Непривычно смотрится широкий и короткий кокпит, игрушечными кажутся леерное ограждение и носовой релинг, хрупким выглядит рангоут, позаимствованный для испытаний у яхты «Звездного» класса. Сразу же оцениваем продуманную планировку палубы и кокпита, удобное расположение лебедок, погона гика-шкота, стопоров и блоков для фалов. Все рассчитано на возможность управления судном двумя членами экипажа. При смене носовых парусов шкотовый может работать, стоя в люке.
Тщательно готовимся к выходу. Так как сопровождать новинку должен полутонник «Северное сияние», мы разделились на две группы. Одна пойдет на «Микро», а другая на «полутоннике», чтобы понаблюдать за поведением яхты со стороны.
«Северное сияние» вышло из гавани под двигателем и взяло нас на буксир. Когда мы были уже в губе, стало ясно, что придется взять рифы на гроте и поставить штормовой стаксель площадью всего 5 м2. Рядом, обходя нас под глухо зарифленными парусами, прошла по фарватеру двухмачтовая яхта. Шла ходко в бейдевинд с креном градусов 30, так что у нас закралось даже сомнение — не много ли зарифленных парусов для нашей «Микро»!
Для начала подняли одни грот — крен яхты не превышал допустимого. Ветер в это время был около 6 баллов, волна не превышала 1 метра. Поставили стаксель и пошли курсом бейдевинд. «Микро» немного отставала от «полутонника» и шла менее круто к ветру — около 4S°, дрейф достигал 8—10°. На курсе галфвинд скорость возросла, временами «Микро» зарывалась в волну, крен достигал 30° и, чтобы не брать воду на палубу, приходилось уваливаться.
На следующий день при ветре 6—8 м/с и волне до 0,5 м подняли генуэзский стаксель, полный грот и с экипажем 5 человек вышли в море. Яхта весьма чутко отреагировала на перегрузку, ведь по проекту предусмотрен экипаж не более четырех человек. Сначала мы все расположились в кокпите, осадка кормой увеличилась, транец «потянул» за собой волну. Яхта хуже стала слушаться руля, увеличился дрейф, заметно снизилась и скорость. Когда экипаж рассредоточился равномерно — два человека спустились в каюту и разместились у швертового колодца ближе к носу, яхта пошла быстрее, скорость достигла 5 узлов, дрейф значительно уменьшился, управляемость улучшилась. Думается, это обстоятельство необходимо учитывать при укладке припасов и снаряжения при выходе в длительное плавание.
На просторах залива, при свежем (10—12 м/с) южном ветре практически проверили остойчивость и незаливаемость судна. На попутном курсе поставили спинакер. Наша «Микро» оседлала гребень волны и легко вышла на режим серфинга. При сходе с волны ее забрасывало на ветер — шверт был опущен и расклинен. При очередном таком броске сломалось деревянное перо руля, яхта резко привелась и легла парусами на воду. Все произошло так стремительно и неожиданно, что мы не успели даже потравить шкот и брас спинакера. Яхта лежала накрененная на 90°, топ мачты периодически касался воды, весь борт ушел под воду по иллюминаторы. Когда потравили шкот и брас, яхта поднялась.
Позже был проведен и опыт кренования. Положенная парусами на воду яхта с подвешенным к толу мачты грузом 18 кг сохраняла положительную остойчивость, т. е. не опрокидывалась и имела тенденцию возвращаться в прямое положение.
На пробных выходах мы ставили и убирали паруса только вдвоем. Хотелось точнее определить трудоемкость операции и время, необходимое на приведение судна в готовность. Сразу скажем — уходило на это 6—8 минут.
Позднее мы всемером — все испытатели и проектировщики — собрались в каюте вокруг небольшого столика на швертовом колодце. Сидели плотно, но тесно не было. Грели озябшие руки о кружки с горячим чаем и говорили о достоинствах и недостатках новинки яхтостроения.
Отмечали: да, не предусмотрено место укладки фалов, шкотов, оттяжек, для хранения одежды, спасательных жилетов и посуды. Да, негде хранить канистры с бензином и подвесной мотор, еще большее неудобство — отсутствие камбуза или хотя бы портативной плитки...
Можно перечислять пожелания, называть мелкие недостатки, но главный итог этих первых испытаний — яхта всем нам понравилась! Для своих размерений она достаточно мореходка и безопасна, легко управляется и пригодна даже для одиночных плаваний.
Одним словом, создана хорошая основа для разработки серийной яхты, которая без сомнения будет пользоваться спросом любителей плаваний под парусами.